Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Нарушение функции щитовидной железы - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Нарушения функции щитовидной железы могут заключаться как в повышении, так и в снижении ее активности. У детей школьного возраста в основном имеет место гипертиреоз. Последний может выявиться под влиянием самых разнообразных и нередко кажущихся незначительными или не имеющими прямого отношения к щитовидной железе факторов (инфекция, травма, стресс-воздействие и т. д.). Гипотиреоз же в большинстве случаев имеет врожденный характер и такие дети задолго до достижения школьного возраста попадают под наблюдение эндокринолога.
Гипертиреоз (от субклинического до степени тиреотоксикоза) у детей всегда сопровождается увеличением щитовидной железы, правда, прямого соответствия степени увеличения железы и степени гипертиреоза нет. Увеличение щитовидной железы (зоб), по наблюдениям разных авторов, колеблется в пределах 2—5%, причем в большинстве случаев это эутиреоидный зоб, т. е. увеличение железы без явлений гипертиреоза; практическое же значение имеет увеличение железы в сочетании с выраженными явлениями гипертиреоза (тиретоксический зоб).
Согласно литературным данным, тиреотоксический зоб развивается в большинстве случаев в препубертатном и пубертатном периоде и в основном у девочек, составляющих не менее 90% больных токсическим зобом (М. А. Жуковский, 1971).
Выделяют пять степеней увеличения щитовидной железы; при всех степенях она хорошо прощупывается, но при I степени она не видна при глотании, при II степени при глотании становится видна на глаз, при III степени видна и при обычном осмотре (наблюдается утолщение шеи), при IV степени зоб ясно заметен и изменяет конфигурацию шеи, при V степени зоб достигает больших размеров.
В период полового созревания у девочек нередко наблюдаются явления пубертатного базедовизма, представляющего собой преходящее увеличений щитовидной железы с умеренными явлениями гипертиреоза. Одновременно удается выявить легкие изменения сердечно-сосудистой системы, небольшую анемизацию, повышенную лабильность пульса.
По степени токсикоза выделяют четыре стадии тиреотоксического зоба: I — невротическая стадия — клиника вегетоневроза с повышенной возбудимостью, тахикардией, усиленным блеском склер, легким экзофтальмом; II — нейро-гормональная стадия — выражены классические симптомы тиреотоксикоза — похудание, потливость, тахикардия, экзофтальм, резкое возбуждение, снижение работоспособности;
Ill и IV — висцеропатическая и кахектическая стадии со значительными нарушениями функции различных органов и дистрофией вплоть до кахексии. Последняя стадия в настоящее время практически не паблюдается.
Основными признаками тиреотоксикоза являются: а) нейро-вегетативные симптомы—психолабильность, психомоторное возбуждение, плаксивость, нередко головная боль, резкая потливость, слабость, быстрая утомляемость, стойкий дермографизм, исхудание (абсолютное снижение массы, а не только изменение соотношения масса — рост в период усиленного роста); б) тахикардия (до 100—200 ударов в 1 мин) с резкой лабильностью пульса; в) глазные симптомы — редкое мигание, широкие глазные щели, повышенный блеск склер, экзофтальм.
Все эти признаки не являются абсолютно специфическими и нередко начальные явления гипертиреоза трудно дифференцировать от некоторых других заболеваний — вегетоневроза, начального периода ревматической хореи и т. д. Основными дифференциальными признаками тиреотоксикоза являются следующие: 1) увеличение щитовидной железы; 2) появление и развитие указанных выше симптомов лишь с определенного возраста и часто у детей, которые ранее отличались вполне адекватным и уравновешенным поведением (тогда как у детей с неустойчивым настроением можно говорить лишь об усилении этих симптомов в определенном периоде); 3) устойчивый характер тахикардии (она сохраняется и ночью, тогда как при обычном вегетоневрозе ночью ее степень значительно уменьшается или она исчезает); 4) отсутствие каких-либо специфических изменений в обычных анализах крови (при ревматической хорее психолабильность, общее возбуждение обычно сочетаются с достаточно выраженными признаками наличия в организме ревматического процесса, в том числе и ускоренной СОЭ, положительными результатами проб на активность ревматического процесса, типичными изменениями состояния миокарда и сосудов); 5) отсутствие достаточно выраженного эффекта от обычных успокаивающих средств типа валерианы, брома, седуксена, элениума и др., хотя они и могут оказывать благоприятное действие на тиреотоксикоз.
Наличие умеренных проявлений тиреотоксикоза в пубертатном периоде нередко не является патологией, однако эти школьники нуждаются в наблюдении, легкой седативной терапии, некотором облегчении режима занятий, консультации эндокринолога.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »