Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Истерический невроз - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

Одну из форм общих неврозов у детей представляет истерический невроз. В детском возрасте и у подростков он проявляется преимущественно в виде относительно изолированных двигательных, сенсорных и вегетативных расстройств: истерических припадков с сужением сознания, временной невозможности стоять и ходить при отсутствии параличей или парезов нижних конечностей, истерической афонии, обратимой «слепоты», различных вегетативных расстройств, чаще протекающих в виде приступов.
При всем клиническом разнообразии перечисленных нарушений всем им свойственны общие черты, а именно связь возникновения с той или иной психотравмирующей ситуацией и наличие «условной желательности» (по А. М. Свядощу) расстройства для больного. Под последним критерием понимается наличие у больного не вполне осознанного или неосознаваемого стремления к сохранению болезненного проявления, которое делает возможным избавление от трудной для него ситуации (например, как бы освобождает ребенка от необходимости идти в школу, где он не справляется с учебой) и привлечение к нему особого внимания со стороны окружающих.
Рудиментарные проявления истерических невротических расстройств возможны у детей младшего возраста. Однако истерический невроз в собственном смысле слова обычно наблюдается только у детей более старшего возраста и подростков. Чаще он встречается у девочек-подростков, особенно отличающихся личностной незрелостью, признаками психического инфантилизма и истерическими чертами характера (стремление привлекать к себе внимание, демонстративность, театральность поведения, склонность к ярким фантазиям и выдумкам, изображающим их в особом свете, и т. п.).
Причиной возникновения истерического невроза могут быть как острые и подострые психические травмы (испуг, например, при нападении на девочку с сексуальными намерениями, провал на экзамене, ссора с юношей, к которому девочка-подросток испытывает влечение), так и длительные психотравмирующие переживания, например, в связи с конфликтом между повышенным уровнем притязаний и невысокими способностями, непривлекательной внешностью, в связи с неудовлетворенностью своим положением в семье или среди сверстников.
Истерический припадок характеризуется несколько растянутым во времени началом с плачем, рыданиями, заламыванием рук. Больная постепенно опускается на пол или на постель, производит разнообразные размашистые движения всем телом и конечностями (изгибается дугой, извивается, запрокидывает голову, разбрасывает руки и ноги). Глаза при этом могут быть открыты, полузакрыты или закрыты, причем зрачки всегда реагируют на свет. Истинных судорог, в частности клонических, которые свойственны эпилептическому припадку, не бывает. Отмечаются выраженные вегетативные изменения: покраснение лица и шеи, усиленное потоотделение, тахикардия, учащенное сдавленное дыхание. Непроизвольного мочеиспускания, частого при эпилептическом припадке, не возникает. Сознание, как правило, нарушено, но не глубоко (аффективное сужение сознания), признаком чего является частичное сохранение восприятия и понимания происходящего, о чем свидетельствует изменение характера припадка вплоть до полного его прекращения или, наоборот, утяжеление под влиянием высказываний и поведения окружающих. В отличие от эпилептического приступа, длящегося от 2 до 5 мин, истерический припадок значительно более продолжительный (до 15 мин, иногда до 1 ч). Углубление психотравмирующей ситуация вызывает учащение и утяжеление истерических припадков, тогда как при эпилепсии частота припадков и их сила не зависят от внешней ситуации.
Типичными для истерического невроза у детей и подростков являются вегетативные расстройства. Среди них относительно часто встречается истерическая рвота. Первоначально рвотная реакция в этом случае возникает под влиянием волнения, эмоционального напряжения, но сравнительно быстро эта реакция фиксируется и начинает повторяться, особенно в определенной ситуации.

Клиническая картина истерического невроза наряду с собственно истерическими симптомами включает другие общеневротические расстройства, прежде всего повышенную раздражительность, склонность к колебаниям настроения и слезам, утомляемость и другие астенические явления, а также признаки вегето-дистонии. Однако эти нарушения не являются ведущими и обычно нерезко выражены.

При затяжном течении истерического невроза и неблагоприятной его динамике возможен переход затяжного невротического состояния в истерический вариант невротического развития личности, при котором на первый план выступают изменения характера по истерическому типу (стремление быть в центре внимания, повышенная «жажда признания», яркая, но неглубокая эмоциональность, склонность к ярким вымыслам и фантазированию, наговорам и самооговорам с целью привлечь к себе внимание), которые сочетаются с повышенной готовностью к истерическим реакциям, перечисленным выше.
Истерический невроз может вести к длительным нарушениям социальной адаптации ребенка и подростка в связи с характером расстройств (например, истерические парезы и параличи), а также из-за склонности больных к «уходу в болезнь» ввиду ее «условной желательности». Поэтому важной задачей врачей, педагогов и близких больного подростка или ребенка является, с одной стороны, внушение ему убеждения в отсутствии у него тяжелого заболевания, во временном характере его расстройств, а с другой — предельно возможное отвлечение его внимания от болезненных проявлений с переключением его на реальные дела и интересы. Крайне нежелательно Длительное пребывание больного с истерическими расстройствами в любом лечебном учреждении стационарного типа.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »