Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Системные неврозы - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

В числе системных неврозов могут быть названы невротическое недержание мочи (энурез), невротические расстройства аппетита (анорексия), невротические нарушения сна, невротическое заикание. Из перечисленных форм основное значение в практике имеют невротический энурез и невротическое заикание, тогда как остальные формы сравнительно редко встречаются в виде изолированного или ведущего невротического расстройства.
Основным проявлением невротического энуреза является более или менее стойкое ночное недержание мочи, не связанное с урологической патологией или паретическим состоянием сфинктеров мочевого пузыря. Изредка могут присоединяться эпизоды дневного недержания мочи. Недержание мочи никогда не исчерпывает клинической картины невроза, наряду с этим расстройством, как правило, отмечаются эмоциональная лабильность, капризность, плаксивость, раздражительность и другие астенические симптомы, а также явления вегетативной дистонии.
Возникновение невротического энуреза обычно в той или иной степени связано либо с острой или подострой психической травмой (испуг, переживания в связи с несчастным случаем, отрывом от родителей и т. д.), либо с затяжной травмирующей ситуацией, вызывающей длительное волнение и состояние напряжения ребенка. Заболевание склонно к относительно затяжному течению, причем довольно быстро проявляется болезненное переживание ребенком своего недостатка, чему в немалой степени способствуют наказания со стороны родителей, не всегда понимающих болезненный характер недержания мочи, а также насмешки сверстников. Стремление ребенка пробуждаться в течение ночи для того, чтобы избежать упускания мочи, нередко ведет к появлению расстройств сна в виде ночного беспокойства, повторных пробуждений, разговаривания во сне.
Заболевание характеризуется выраженными колебаниями состояния в значительной зависимости от ситуации. Волнения в период школьных экзаменов, наказания, ссоры со сверстниками, тревога за больных родителей учащают случаи ночного недержания мочи, а у детей младшего школьного и дошкольного возраста иногда вызывают присоединение недержания мочи в дневное время. В то же время отдых, нормализация обстановки в семье, преодоление отставания в учебе сопровождаются урежением, а нередко и прекращением ночного недержания мочи.
У подростков с длительно существующим невротическим энурезом может появляться стойко пониженное настроение и в ряде случаев возникает невротическое развитие личности с замкнутостью, отгороженностью, неуверенностью в себе, повышенной обидчивостью как следствие реакции на болезнь и сознания неполноценности.
Другой распространенный в детском возрасте системный невроз— невротическое заикание. Оно входит в число логоневрозов (неврозов речи), являясь наиболее частой их формой. По данным Η. П. Тяпу- гина (1966), заикание встречается у 1,5—2% детей школьного возраста. Однако начало заикания примерно в 90% случаев приходится на возраст от 2 до 5 лет. Значительно более подвержены заиканию мальчики. Соотношение мальчиков и девочек среди заикающихся детей составляет 3:1.
Ведущим расстройством при невротическом заикании является судорожное сокращение дыхательной, голосообразующей (вокальной) и артикуляционной (мышцы губ и языка) мускулатуры, которое ведет в устной речи к задержке на отдельных звуках или непроизвольным повторениям отдельных звуков и слогов.
Для начальной стадии невротического заикания характерно преобладание судорог голосовой щели и дыхательной мускулатуры. Со временем присоединяются судороги артикуляционных мышц, а также разнообразные гиперкинезы в виде лишних сопутствующих движений в мимических мышцах, в руках, ногах, туловище во время речевого акта.
Невротическое заикание, как правило, возникает в сочетании с другими невротическими расстройствами: неустойчивостью настроения, плаксивостью, склонностью к страхам, нарушениями сна, аппетита, невротическим энурезом и т. д.
Фактором, способствующим возникновению заикания, считается также наследственная отягощенность этой патологией.
Течение невротического заикания большей частью длительное, многолетнее, хотя встречаются случаи кратковременного и даже однодневного (Η. П. Тяпугин, 1966) течения. Интенсивность невротического заикания обнаруживает выраженные колебания в зависимости от ситуации и эмоционального состояния ребенка. В домашней обстановке, во время летних каникул, при нормализации семейных взаимоотношений интенсивность заикания значительно уменьшается, а нередко оно становится мало заметным для окружающих. В то же время при волнении, необходимости устного ответа или выступления в школе, при общении с незнакомыми людьми, в непривычной обстановке, в связи с конфликтами, при утомлении и эмоциональном напряжении в конце учебного года невротическое заикание может резко усиливаться и даже достигать степени невозможности речевого общения.
Сравнительно рано, нередко уже в дошкольном возрасте, но особенно у школьников появляется страх речи, выраженность которого нарастает к пубертатному возрасту. Страх речи носит навязчивый характер и усиливается в ситуациях необходимости речевого общения в незнакомой обстановке или ответственных ситуациях. Страх речи часто имеет характер навязчивого опасения оказаться несостоятельным во время разговора или устного ответа, что позволяет говорить о вторично возникшем неврозе ожидания.
У части подростков с невротическим заиканием все более отчетливыми становятся изменения характера в виде нарастания замкнутости, отгороженности, неуверенности в себе, нерешительности, повышенной обидчивости и ранимости. В этих случаях можно говорить о переходе затяжного невроза в невротическое развитие личности, преимущественно астенического типа.
Длительное и стойкое невротическое заикание отрицательно сказывается на адаптации ребенка в школе. Нередко оно требует индивидуального обучения с исключением на некоторое время устных ответов школьника. В случаях выраженного заикания целесообразно обучение ребенка в специальных классах или школах для заикающихся детей. В более легких случаях целесообразно обучение в массовой школе, но с некоторой индивидуализацией подхода к ребенку во время ситуаций, вызывающих волнение и эмоциональное напряжение (экзамены, выступления, устные ответы у доски и т. д.).
Лечение неврозов у детей, как и лечение других заболеваний, должно быть комплексным. Учитывая причинную роль психотравмирующих факторов в происхождении неврозов, основным этиотропным методом лечения этих заболеваний следует считать психотерапию в ее различных вариантах, включая лечебное внушение (суггестия) в состоянии гипнотического сна и в бодрствующем состоянии, психотерапевтическое переубеждение и разъяснение («рациональная психотерапия»), самовнушение (аутогенная тренировка) и различные виды косвенной психотерапии: «игровую психотерапию» для детей младшего возраста, психотерапию чтением и т. д.
. Принимая во внимание роль особенностей личности ребенка в возникновении невротического типа реагирования (невропатические, тревожно-мнительные черты личности), значительное место в комплексном лечении неврозов у детей отводится методу лечебного перевоспитания личности (лечебная педагогика) в целях укрепления стенических компонентов характера (уверенность в себе, настойчивость, более спокойное отношение к неприятностям и конфликтам, умение сдерживать себя) и подавления нежелательных черт личности и личностных установок (тревожности, боязливости, робости, эгоизма и т. д.).

 Определенное значение для выполнения психотерапевтических и лечебно-педагогических задач имеют также трудотерапия, общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, физическая культура, туризм и ряд социально-воспитательных мероприятий — привлечение подростка к общественной работе, к увлекательным коллективным играм и любимым занятиям, другим коллективным мероприятиям, самодеятельности и т. п.
Лечение неврозов, как и других форм пограничных состояний, должно по возможности проводиться амбулаторно, без нарушения привычных связей ребенка или подростка с семьей, школьным коллективом, друзьями. В более тяжелых и затяжных случаях заболевания (при невротических состояниях) лечение может осуществляться в условиях специализированных психоневрологических санаториев, где наряду с лечением и санаторным режимом продолжается процесс школьного обучения. Лечение в санатории показано также при неблагоприятной семейной обстановке, которая не может быть быстро нормализована. Лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями промежуточного типа, позволяющими постепенно адаптировать ребенка, страдающего неврозом, к требованиям жизни, являются санаторные школы и дневные стационары при психоневрологических диспансерах и поликлиниках. Помещение ребенка или подростка, больного неврозом, в психиатрический (или иногда неврологический) стационар показано в основном только для уточнения диагностики и выбора правильного плана лечения. Следует всегда учитывать, что лечение неврозов у детей требует своевременного направления ребенка к детскому психиатру.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »