Начало >> Статьи >> Архивы >> Школьная медицина

Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности - Школьная медицина

Оглавление
Школьная медицина
Введение
Влияние феномена акселерации на процессы онтогенеза
Основные теории и гипотезы причин акселерации
Динамика физического развития школьников за последнее десятилетие
Особенности полового созревания современных школьников
Взаимосвязь характера физического развития с работоспособностью
Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности
Влияние физической культуры и спорта на функциональное состояние
Принципы врачебного контроля при допуске к занятиям физической культурой
Принципы распределения школьников в различные группы физической подготовки
Виды отклонений в состоянии здоровья
Физиологический уровень реактивности и естественная резистентность организма
Актуальные проблемы иммуногенеза и иммунопатии
Измененная реактивность
Влияние хронической очаговой инфекции на реактивность
Влияние методов стимуляции иммуногенеза и вакцинации на реактивность детского организма
Причины и механизмы изменения сосудистого тонуса
Синдром вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков
Кардиальный компонент синдрома вегетативно-сосудистой дистонии
Морфологические особенности сердца и крупных сосудов
Общая характеристика некоторых нарушений процесса возрастной эволюции сердца
Синдром перенапряжения у юных спортсменов
Неревматические кардиопатии
Инфекционно-аллергические миокардиты
Аллергические лекарственные и постпрививочные миокардиты
Нарушения сердечного ритма при неревматических кардиопатиях
Врожденные пороки сердца и крупных сосудов
Распространенность, этиология и патогенез ревматизма
Клиническая картина и диагностика ревматизма
Ревматические пороки сердца
Первичная и вторичная профилактика ревматизма
Лечение ревматизма
Определение понятия, методы диагностики  бронхо-легочных заболеваний
Клиническая картина и исходы хронических заболеваний бронхо-легочной системы
Аллергические заболевания бронхо-легочной системы
Патогенез, клиническая картина и лечение гломерулонефрита
Патогенез, клиника и лечение пиелонефрита
Нарушения состояния желудочно-кишечного тракта функционального характера
Хронический гастрит и дуоденит
Язвенная болезнь
Хронические холецистит и холангит
Классификация и современные методы диагностики геморрагических диатезов
Гемофилия
Тромбоцитопеническая пурпура
Геморрагический васкулит
Ожирение
Сахарный диабет
Нарушение функции щитовидной железы
Нарушения состояния надпочечников
Нарушения полового развития
Опухоли и воспалительные заболевания половых органов
Неврозы и неврозоподобные состояния
Навязчивые состояния
Истерический невроз
Системные неврозы

§ 6. Некоторые вопросы умственной работоспособности и формирования личности в связи с особенностями развития современных школьников
Существенным является вопрос о развитии интеллекта и умственной работоспособности школьников с ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Соответствующие исследования показали, что среди акселерированных школьников 88%—дети с очень высоким и высоким интеллектуальным развитием, тогда как среди детей со средним уровнем развития, неакселерированных, этот процент составляет только 43. У акселерированных детей имеется не только высокий интеллект, но и подлинная акселерация умственного развития и усвоения ряда знаний и фактов окружающей жизни. Такое ускоренное интеллектуальное развитие находится в тесной связи с все более высокой научно-технической базой современного общества и соответствующей информацией, воздействующей на растущий организм. Овладение этой информацией требует от современного школьника интенсификации умственной деятельности. Большое количество научно-популярных журналов, кино, телевидение способствуют значительному повышению уровня знаний школьников помимо получаемых в пределах школьных программ. Ученики 6—10-х классов много знают из области естественных, в частности биологических наук, техники, промышленности, искусства, спорта, астрономии, космоса и т. д. Проведенное Академией педагогических наук СССР исследование (анкетный метод и интервьюирование, викторины) внепрограммных знаний учащихся 8—10-х классов по вышеперечисленным вопросам показало, что более 70% учеников по объему знаний и накоплению соответствующей информации превосходят своих учителей — людей занятых, имеющих, кроме обязанностей служебных, и ряд семейных обязанностей, не позволяющих им столь много времени посвящать самообразованию (Э. Г. Костяшкин, 1967). Этот разрыв в накоплении внепрограммных знаний между учителем и учеником и, естественно, между родителями и детьми представляет трудную педагогическую проблему, нередко угрожая авторитету учителя, родителей, окружающих взрослых, затрудняя процесс воспитания школьника. Следует при этом учесть, что «интеллектуализм» современного школьника и большой объем усвоенных им внепрограммных знаний достигаются чаще всего ценой полного освобождения от трудовых обязанностей в семье (помощь родителям по дому) и в процессе школьной жизни. Между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, которая, к сожалению, далеко не синхронна акселерации физического развития и полового созревания. Коренное изменение быта, особенно в больших городах, не способствует трудовому воспитанию подростков в семье, в связи с чем эту серьезную задачу должна взять на себя школа. Первые опыты организации летних трудовых лагерей и строительных отрядов для учеников старших классов городских школ дают очень обнадеживающие результаты и требуют дальнейшего внедрения. Трудовое воспитание — важнейший элемент в формировании
человека, а при перегрузке информацией — и в профилактике умственного утомления, и в сохранении достаточного уровня умственной работоспособности школьников.
Серьезной проблемой современной медицинской науки является установление характера влияния умственной работы на состояние физиологических функций, в частности на сердечно-сосудистую систему. Актуальность проблемы применительно к детям и подросткам обусловлена нарастающим объемом информации, которую должен воспринять школьник в процессе обучения, что значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень умственного напряжения при ее выполнении и при неправильной организации режима может привести к хроническому умственному утомлению.
В настоящее время основные результаты исследований влияния умственного труда на сердечно-сосудистую систему свидетельствуют о значительных сдвигах в работе сердца и гемодинамики под влиянием умственного напряжения, реакция на которое выражается в учащении сердечного ритма и повышении артериального давления.
Следует особо подчеркнуть результаты исследований К. Георгиева и П. Балевски (1962), выявивших, что у школьников с каждым учебным часом повышается минимальное давление, а в конце учебного дня — иногда и максимальное. Повышение минимального давления, являясь результатом спазма артериол, проливает свет на гемодинамические механизмы повышения артериального давления при умственном утомлении школьников. Г. К. Борисов (1966) установил, что кратковременная умственная работа ведет к увеличению частоты сердечных сокращений и повышению артериального давления в височной и плечевых артериях. После увеличения уровня артериального давления в височной артерии в 2—3 раза наступает его стабилизация.
Серия исследований, посвященная изучению динамики сердечнососудистых показателей в начале и конце учебного дня (Л. Е. Берестечко, 1951; Б. М. Курбатов, К. С. Политова, 1961), позволила подтвердить учащение пульса и повышение артериального давления в начале рабочего дня школьников и падение артериального давления при значительном утомлении. А. А. Кириленко (1968), исследуя динамику электрокардиографических показателей у школьников 7— 11 лет в процессе учебных занятий, выявила ряд изменений, появляющихся уже в периоде подготовки к выполнению задач.
Изучение сосудистого тонуса методом определения скорости распространения пульсовой волны по сосудам эластического типа позволило автору выявить ряд возрастных и половых различий в характере изменения сосудистого тонуса при умственной деятельности. Степень изменений находится в явной взаимосвязи со степенью сложности выполняемого задания. Несомненный общефизиологический интерес представляют данные автора, согласно которым степень изменения сосудистого тонуса и его вариабельности под влиянием умственной нагрузки более выражена у старших детей, чем, у 7—8- летних, что обусловлено лучшими адаптационными механизмами у 9—11-летних, чем у 7—8-летних.
Умственная нагрузка вызывает изменение амплитуды реоэнцефалограммы и индекса кровотока, который при умственной нагрузке увеличивается на 25—30%. Однако сложная нагрузка примерно у 50% детей вызывает уменьшение кровенаполнения церебральных сосудов — их спазм. Вероятно, подобные результаты получены автором у тех детей, для которых нагрузка, превышая их функциональные возможности, является трудной и поэтому сопровождается прогрессирующим повышением тонуса мозговых сосудов и обусловленным последним быстрым утомлением.
В СССР тончайшими методами изучаются симптоматика, физиологическая сущность и пути устранения умственного утомления школьников. Исследованиями Ю. М. Пратусевича (1964) показано, что изменения биоэлектропотенциалов мозга при умственном утомлении сходны с таковыми при блокаде ретикулярной формации мозга. Исследования автора показали, что утомление сопровождается значительным изменением кровоснабжения мозга и возникновением асимметрии в его кровенаполнении. Автор полагает, что изменения биотоков мозга при утомлении связаны с тормозными, фазами в коре мозга и с угнетением активирующей системы ретикулярной формации. Так как тормозные процессы в коре сопровождаются усилением симпатических воздействий на сердечно-сосудистую систему детей и подростков (Р. А. Калюжная, 1956), то указанное проливает свет на выявленные данные о повышении влияния симпатической регуляции функций сердечно-сосудистой системы при умственном утомлении, выражающемся в тахикардии и спазме сосудов, укорочении интервалов на электрокардиограмме и соответствующих изменениях в фазовой структуре систолы.
Ю. М. Пратусевич для устранения умственного утомления и тех нарушений кровоснабжения сосудов мозга, которые обусловливают субстрат утомления, предложил физические упражнения, действие холода, нормализацию нагрузки и режима учащихся.
В комплекс мероприятий, имеющих целью профилактику умственного утомления, возникающего в процессе учебных занятий, входят уроки физической культуры в середине учебного дня, физкультурные паузы в процессе уроков, использование перерывов между уроками для игр на свежем воздухе. Все большее количество школ пытается ввести ежедневный урок физической культуры, проводимый в середине учебного дня, и есть все основания предполагать, что эта мера будет вскоре узаконена.
Таким образом, умственное утомление становится все более актуальной проблемой, прежде всего для растущего организма, воспитание и совершенствование функции которого является важнейшей задачей педагога и врача.
В докладе на совместной сессии двух академий наук СССР — медицинской и педагогической министр просвещения М. А. Прокофьев подчеркнул, что нормально развитый, здоровый ребенок должен свободно овладевать школьной программой, а так называемые неспособные дети либо больны, либо страдают от дефектов среды, воспитания и обучения. Исследования, проведенные с целью выявления влияния суммарной учебной нагрузки на состояние ведущих систем организма и на механизмы регуляции их функции, действительно подтвердили эту точку зрения. Резкое снижение функционального состояния центральной и вегетативной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем наблюдается прежде всего у школьников, страдающих хроническими заболеваниями, сопровождающимися общей интоксикацией: хронической очаговой инфекцией ротовой полости и носоглотки, гепатохолециститом, туберкулезом, аллергическими состояниями, ревматизмом. Резкое утомление и снижение умственной работоспособности наблюдаются также у подростков с грубыми нарушениями режима, тяжелыми, эмоционально травмирующими ситуациями в семье, неудовлетворительными бытовыми условиями, после следующих друг за другом частых или тяжело текущих острых инфекционных заболеваний.
Здоровые школьники при правильном режиме и достаточной двигательной активности хорошо справляются с учебной нагрузкой.
Проводимая в настоящее время модернизация обучения имеет главной целью устранить дефекты распределения умственной нагрузки и привести в соответствие методы обучения с беспрерывно растущим потоком информации и научных данных, обусловленным научно- техническим прогрессом, прогрессом науки, культуры и бурным развитием средств информации (печать, радио, телевидение, кино). Таким образом, сама жизнь выдвигает задачу разработки принципиально новых подходов построения режима в школе и дома. Модернизация обучения, новые программы, беспрерывно увеличивающийся объем информации требуют отхода от традиционных форм режима дома и в школе, а также решения прежде всего вопроса об устранении гиподинамии, замены активным отдыхом и физическим трудом пассивных форм использования внеучебного времени, приближения квалифицированного медицинского обслуживания к школе и школьнику, так же как максимального приближения к школе и к дому всех форм физического воспитания детей и подростков. В связи с указанным и созданы вызывающие столько дискуссий, но тем не менее безусловна перспективные новые программы обучения, сущность которых с самого начала процесса обучения заключается в формировании у школьника теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить больший материал ценою значительно меньшего утомления и напряжения, чем при заучивании частностей методом запоминания (Д. Б. Эльконин, 1969, 1972).
В настоящее время проведен цикл исследований о влиянии суммарной школьной нагрузки на состояние здоровья и работоспособность школьников. Результаты, полученные у младших школьников, свидетельствуют о прямой зависимости работоспособности и успеваемости от состояния здоровья и правильно построенного режима. Однако для старших школьников эта зависимость осложняется рядом привходящих обстоятельств, прежде всего характером течения процессов полового созревания, в связи с чем проблема профилактики умственного утомления у них чрезвычайно сложна и требует учета ряда дополнительных обстоятельств.
В целях борьбы с умственным переутомлением внедряются кабинетные методы обучения, развивающие творческие возможности ученика, повышающие интерес к предмету и эмоциональный тонус, снимающие однообразие классного урока с его монотонным ритмом изложения учебного материала. Нет сомнения, что новые методы обучения в сочетании с совершенствованием педагогического мастерства учителей и с правильным построением режима труда и отдыха учащихся позволят в значительной мере снять проблему умственного утомления, сущность и механизмы развития которой в большой мере исследованы советскими учеными.
Результаты соответствующих исследований показали, что в процессе занятий по мере развития утомления снижается оптимальный уровень основных физиологических функций организма: изменяется функциональное состояние коры головного мозга, а соответственно и высшей нервной деятельности, снижается быстрота восприятия зрительных и слуховых раздражителей вследствие ухудшения функции зрительного и слухового анализаторов, снижается уровень насыщения крови кислородом, ухудшается кровообращение. Снижение работоспособности учеников выявляется в удлинении периодических отвлечений от учебного процесса, так называемых микропауз. Установлено, что максимум неблагоприятных реакций и снижения работоспособности наступает в младших классах после 3—4-го урока, а в старших — после 4—5-го. У учащихся 4—7-х классов начиная с 4-го урока снижение работоспособности выражается в уменьшении объема и качества выполнения дозированных заданий при корректурных пробах, решении арифметических задач, увеличивается количество ошибок при выполнении задания. Соблюдение научно обоснованного режима деятельности и отдыха остается важнейшим методом профилактики умственного утомления. В связи с указанным в табл. 6 приводится суммарное количество часов, которое должно быть отведено для учебных занятий дома и в школе, для отдыха и сна, а также примерная схема режима дня школьников, посещающих школу в первую и вторую смену (табл. 7 и 8).
Подсчет ежедневной суммарной нагрузки учащихся показал, что для учеников 2-х и 3-х классов она составляет до 8 ч в сутки, для учеников 6—7-х — до 10 ч в сутки, для учеников 8—10-х классов — до 12 ч в сутки, причем эта нагрузка особенно велика в языковых и математических специальных школах. Естественно, что в связи с большой учебной нагрузкой сокращается время пребывания учащихся на свежем воздухе, так же как продолжительность сна, внеклассное чтение художественной литературы, исключается возможность занятий физической культурой, а тем более спортом. Нагрузка большинства учеников в среднем на 2 ч превышает физиологически допустимый предел.
Утомление, развивающееся у школьников, может носить характер острого утомления, которое сравнительно быстро устранимо, или хронического, наступающего в результате длительного процесса перенапряжения физиологических функций, устранение которого значительно более затруднительно (Ю. М. Пратусевич и др., 1971).

Таблица 6
Суммарное количество часов для различных видов деятельности и отдыха школьников

В основе обеих фаз утомления лежат разные степени изменения мозгового кровообращения. Изучение мозгового кровообращения методом реоэнцефалографии показало, что острое умственное утомление можно наблюдать у старших школьников или у учащихся специальных школ, в частности языковых, в течение лишь первой четверти учебного года. Оно возникает после 4—6 ч умственной работы и сопровождается неодинаковой степенью сужения (асимметрией) магистральных артерий обоих полушарий мозга.
После дозированных физических упражнений или перемены, проведенной на свежем воздухе, указанные явления исчезают в связи с нормализацией просвета суженных мозговых артерий. Однако уже со второй четверти учебного года у большинства старших школьников развивается хроническое утомление, принципиальное отлична которого от острого характеризуется: 1) стойко сохраняющейся и значительно выраженной асимметрией кровенаполнения мозговых: артерий, обнаруживаемой уже с утра; 2) суммацией острого и хронического утомления после 4—6 ч занятий, что приводит к дальнейшему усилению асимметрии и прогрессированию спазма мозговых артерий; 3) отсутствием эффекта от дозированных (кратковременных) физических упражнений, снимающих острое утомление.
У младших школьников при правильно организованном режиме асимметрии кровоснабжения полушарий головного мозга и снижения умственной работоспособности не наблюдается (Л. В. Лушина). Заслуживают внимания данные, показавшие, что после 2—3 ч просмотра телевизионных передач у младших школьников появлялись признаки выраженного острого утомления, что в конце концов в сочетании с сокращением ночного сна приводило к хроническому утомлению и к межполушарной асимметрии кровоснабжения мозга, выявляемой у этих детей уже в утренние часы, до начала занятий в школе.

Режим для школьников, посещающих школу в первую смену
(начало занятий в 8 ч 30 мин)


Виды занятий и отдыха

7—8—9 лет

10 лет

11—12—13 лет

14—15—16—17 лет

1—2—3-класс

4-класс

5—6—7-й класс

8—9—10-й класс

 

часы

часы

часы

часы

Подъем .......................

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7.00—7.30

7.00—7.30

7.00—7.30

7.00—7.30

Утренний завтрак . .

7.30—7.50

7.30—7.50

7.30—7.50

7.30—7.50

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе ..

7.50—8.20

7.50—8.20

7.50—8.20

7.50—8.20

Занятия в школе.
Горячий завтрак в школе или фрукты около 11 ч

8.30—12.30

8.30—13.30

8.30—14.00

8.30—14.30

Дорога из школы или прогулка после занятий в школе.................................

12.30—13.00

13.30—14.00

14.00—14.30

14.30—15.00

Обед ............................

13.00—13.30

14.00—14.30

14.30—15.00

15.00—15.30

Послеобеденный отдых или сон...............................

13.30—14.30

Прогулка или игры и спорт (лыжи, коньки) на воздухе .............................................

14.30—16.00

14.30—17.00

15.00—17.00

15.30—17.00

Полдник .................................

16.00—16.15

17.00—17.15

17.00—17.15

17.00

Приготовление домашних заданий . . .

16.15—17.30

17.00—19.30

17.00—19.30

17.00—20.00

Прогулка на свежем воздухе ............................................

17.30—19.00

 

 

/

Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия иностранным языком) .......

19.00—20.00

19.30—20.30

19.30—21.00

  1. 21.30
  2. 22.00

Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды, обуви, умывание)
Сон...............................................

20.00—20.20
20.30—7.00

20.30—21.00
21.00—7.00

21.00—21.30
22.30—7.00

  1. 22.00
  2. 22.30
  3. 7.00
  4. 7.00

Разработан Институтом физиологии АПН СССР.

Режим для школьников, посещающих школу во вторую смену
(начало занятий в 14 ч)

 

8—9 лет

10 лет

11—12—13 лет

14—15—16—17
лет

1—2—3-й класс

4-й класс

5—6—7-й класс

8—9—10-й
класс

часы

часы

часы

часы

Подъем .....................

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет . .

7.00—7.30

7.00—7.30

7.00—7.30

7.00—7.30

Утренний завтрак . .

7.30—7.50

7.30—7.50

7.30—7.50

7.30—7.50

Прогулка на свежем воздухе .............................

7.50—8.20

7.50—8.20

7.50—8.20

7.50—8.20

Приготовление домашних заданий.
Второй завтрак или фрукты, около 11 ч ...

8.20—10.00

8.20—10.30

8.20—11.00

8.20—11.30

Свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия иностранным языком) . . .

10.00—11.30

10.30—11.30

11.00—11.30

11.30—12.00

Прогулка или игры и спорт (лыжи, коньки) на воздухе .............................

11.30—13.00

11.30—13.00

11.30—13.00

12.00—13.00

Обед...........................

13.00—13.30

13.00—13.30

13.00—13.30

13.00—13.30

Дорога в школу или прогулка перед учебными занятиями ....

13.30—14.00

13.30—14.00

13.30—14.00

13.30—14.00

Занятия в школе . .

14.00—18.00

14.00—19.00

14.00—19.30

14.00—20.00

Полдник в школе . .

15.45—16.00

15.45—16.00

15.45—16.00

15.45—16.00
20.00—20.30

Дорога домой или прогулка после учебных занятий .............................

18.00—18.30

19.00—19.30

19.30—20.00

Прогулка или игры и спорт на свежем воздухе .

18.30—19.00

 

 

 

Ужин и свободные занятия .................................

19.00—20.00

19.30—20.30

20.00—21.00

  1. 21.00
  2. 22.00

Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание)

20.00—20.30

20.30—21.00

21.00—21.30

21.30—22.00
22.00—22.30

Сон.................................

20.30—7.00

21.00—7.00

21.30—7.00

22.00—7.00
22.30—7.00

Сопоставление сроков наступления и характера умственного утомления у школьников общеобразовательных и специальных школ показало более высокую степень утомляемости у последних, что диктует необходимость продуманного режима в школе и дома для этих школьников, главным образом в направлении усиления их двигательной активности, при этом необходимость внедрения ежедневных уроков физической культуры и игр на свежем воздухе во время перемен имеет особо существенное значение именно в этих школах для профилактики хронического переутомления и являющегося его следствием снижения работоспособности.
Если школьник не утомлен, умственная работа сопровождается симметричным расширением артерий мозга, а при остром утомлении имеет место нестойкое, кратковременное сужение артерий мозга с последующим (после отдыха) их расширением.
Р. В. Силла (1971) исследовал динамику функционального состояния организма школьников в течение учебного дня и показал, что при правильном чередовании уроков и целесообразном проведении перемен школьный день не вызывает значительного снижения физиологических функций, а сдвиги носят обратимый и кратковременный характер. Действенным методом повышения умственной работоспособности автор считает ежедневные уроки физической культуры в середине учебного дня.
Обсуждая проблему хронического утомления школьников, следует подчеркнуть, что более 700 000 школьников учатся одновременно в общеобразовательных и музыкальных школах и эти дети обычно очень переутомлены. Этот вопрос ждет своего разрешения, возможно, в направлении создания для этих контингентов спецшкол с дополнительными занятиями музыкой, т. е. надо найти решение в приближении занятий музыкой к общеобразовательной школе по такому же принципу, как это сделано в отношении математических и лингвистических спецшкол.
Очень труден вопрос о профилактике хронического утомления молодежи, посещающей вечерние школы, а их посещает около 4 млн. человек. В вечерней школе в течение недели около. 20 ч вечерних занятий, не считая домашних заданий. При таком бюджете времени создать для работающего подростка возможность быть на воздухе, соблюдать гигиенический уровень двигательной активности и сна очень трудно, так же как сохранить тонус и работоспособность. В связи с указанным разработка принципов режима работающих подростков, посещающих вечерние школы, с обязательным предоставлением возможности 30—40-минутных занятий физической культурой либо после окончания производственной работы, либо до начала занятий в вечерней школе, совершенно необходима.
Оценивая вопросы развития интеллекта и личности современных детей и подростков, следует учесть ряд особенностей, связанных с быстрым темпом их физического развития и полового созревания.
В настоящее время углубился разрыв между сроком половой зрелости, возникающей у школьников уже в 14—15 лет, и достижением необходимой самостоятельности и социальной зрелости для начала половой жизни. Половая зрелость наступает в настоящее время в период, когда подростки, девушки и юноши еще не в состоянии решать серьезные вопросы отношения друг к другу, осознавать в полной мере ответственность за совершенный поступок, критически оценивать обстановку, этические стороны сложного вопроса взаимоотношения полов, часто не в состоянии своевременно преодолеть обуревающие их влечения. Психологическая сложность этой ситуации усугубляется тем, что современный школьник, достигающий нередко к 15 годам роста 170 см и выше, превышающий по росту педагогов и родителей, хорошо физически развитый, с большим багажом знаний, хорошо одетый, чувствует себя вполне взрослым. Все это поставило перед школой в самом серьезном и неотложном плане проблему полового воспитания школьников. Только настоящий союз врача и педагога в этом вопросе, умелое сочетание физиологического просвещения и педагогических мероприятий позволят решить эту проблему.
Деятельность школьного врача и медицинской сестры в направлении полового просвещения школьников должна с умением и тактом проводиться со школьниками начиная с 5-х классов для девочек, с 6-х — для мальчиков. Эта работа должна проводиться в виде доверительных бесед (а не лекций) с небольшим количеством детей (5—10 человек) —девочек и мальчиков отдельно. Девочек следует готовить к правильному восприятию появления регул, объяснить им анатомофизиологическую сущность наступающих при этом перемен в их организме, которые позволят им в будущем быть матерями. Необходимо очень подробно объяснить гигиену девочки и девушки, разъяснить особенности режима, питания, рациональной одежды, рекомендуемой гимнастики и спортивных занятий, исходя из особенностей девичьего организма. Аналогичным образом школьный врач и медицинская сестра должны в беседах с мальчиками объяснить им сущность процесса полового созревания, связанных с ним явлений и ощущений, объяснить специфику гигиены юноши. При этом не должны быть обойдены такие вопросы морально-этического характера, как уважение к женщине, матери, девичья честь, честь и достоинство юноши, мужчины, взаимное уважение. В этих беседах необходимо с умением подчеркнуть высокие принципы дружбы и любви, привлекая в качестве примеров произведения лучших представителей поэзии и литературы.
По возможности полное, научное понимание физиологических законов полового созревания, разъясненное грамотным человеком — врачом без излишней торопливости, шаг за шагом, убережет школьников от самовоспитания, воспитания товарищем или подругой, которое не только может исказить и извратить отношение к этим вопросам, но и нанести непоправимый ущерб его психике.
История человечества показала, что грамотность в вопросах пола — гарантия здорового, правильного, неизвращенного отношения к этой проблеме. Дети на селе, которые с детства видят и знают жизнь животных, в том числе процесс воспроизводства потомства, всегда относились и относятся к этим вопросам естественно, сохраняя при этом целомудрие, взаимное уважение.

Глубоко ошибочна точка зрения, согласно которой неосведомленность в вопросах пола сохраняет чистоту детского восприятия мира. Блестящую критическую оценку подобных взглядов дал Н. А. Добролюбов, подчеркнув, что сохранение добродетели обеспечивается отнюдь не незнанием, а именно глубоким пониманием существа проблемы взаимоотношения полов.
Для работы врача со школьниками в направлении их полового воспитания и для всей деятельности по их физиологическому и гигиеническому просвещению должны быть отведены часы, этот вид занятий со школьниками должен быть узаконен и для него должно быть отведено время при составлении школьного расписания. Это своеобразные уроки естествознания и физиологии, для которых нужно выделить 2 ч в месяц для каждого класса — по часу для девочек и по часу для мальчиков. Поскольку такие беседы необходимы с 4— 5-го до 10-го класса, что составляет 14 ч работы школьного врача с учащимися ежемесячно, их надо учесть и при планировании расписания, и при распределении времени врача.
Такие занятия должны быть оснащены соответствующими методическими пособиями, рисунками, красочными и наглядными таблицами. Одновременно следует помнить, что половое воспитание органически связано с общими задачами воспитания, воспитания воли, умения управлять своими эмоциями, с воспитанием честности, искренности, взаимного уважения, ответственности за свои поступки, сдержанности, умения тормозить первые порывы и контролировать их.
Большое значение имеет построение всех воспитательных мероприятий в школе с учетом специфики и различия запросов и интересов девочек и мальчиков, пренебрежение к этим запросам чаще всего является главной причиной неудач воспитательных мероприятий, общественной — пионерской и комсомольской работы в школе. А. С. Макаренко придерживался точки зрения об органической связи полового воспитания с общей проблемой воспитания молодежи, подчеркивая, что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, уважение к людям, мы тем самым воспитываем его в половом отношении.



 
« Шейный остеохондроз, профилактика и лечение   Шумы сердца »