Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия - Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

Предложенная К. В. Судаковым (1984) импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия основывается на экспериментальном изучении деятельности нейронов, расположенных в разных отделах мозга, под воздействием доминирующего мотивационного возбуждения животного при последующем подкреплении. Было показано [Судаков К. В., Журавлев Б. В., 1979], что нейроны в разных отделах мозга голодного животного, испытывающего пищевую мотивацию, проявляют выраженную «пачкообразную» активность, указывающую на ожидание параметров пищевого подкрепления. Когда голодное животное видит пищу, то «пачкообразная» активность нейронов зрительной коры мозга заменяется регулярной, при введении пищи в ротовую полость такая замена наблюдается у нейронов таламической области, при поступлении пищи в желудок — у нейронов гипоталамической области, при введении глюкозы в кровь — у нейронов ствола мозга. Это подтверждает многоуровневую организацию акцептора результатов действия. К. В. Судаков считает, что подкрепляющее возбуждение в системе функционально объединенных доминирующей мотивацией нейронов оставляет специфический отпечаток или «след». В этом случае формируется специфическая «энграмма подкрепления». Фактором, выявляющим соответствующие энграммы подкрепления, всегда выступает доминирующая мотивация, как бы извлекающая опыт из памяти. Известно, что импринтинг как онтогенетическая форма обучения установлен этологами [Lorenz К·, 1953; Tinbergen N., 1955] у новорожденных животных.
Согласно гипотезе К. В. Судакова, импринтинговый механизм действует не только в первые часы после рождения животного, но в процессе обучения у животных и человека, особенно при удовлетворении ведущих потребностей. Этот механизм лежит в основе формирования акцептора результата действия любого целенаправленного акта. Он определяется двумя факторами: исходной мотивацией и последующим подкреплением. Мотивационное возбуждение вызывает избирательную настройку нейронов различного уровня мозга к подкрепляющим воздействиям. Образовавшаяся на основе импринтингового механизма архитектура подкрепляющего воздействия воспроизводится каждый раз по опережающему принципу, что и является аппаратом «цели» в широком смысле слова.
В последнее время [Соколов Е. Н., 1986] была высказана гипотеза механизма долговременного хранения следов ассоциативного обучения у цыпленка. Отдельные участки мембраны зрительных сенсорных нейронов имеют представительство на геноме нейрона. Специфические белки-рецепторы мембраны вместе с транслокационными белками синтезируются в зависимости от экспрессии отдельных участков молекулы ДНК, избирательно транспортируются к соответствующему участку мембраны и встраиваются в нее. Внешние сигналы, воздействующие через синаптические контакты на нейрон, создаются в тех локусах мембраны, реакции которых сопровождались спайковым разрядом нейрона. Белковые комплексы, транспортируемые в ядро и избирательно связывающие белок-репрессор, приводят к экспрессии генов, ответственных за синтез определенного белка-рецептора и транслокационного белка, адресующего белок-рецептор к тому локусу мембраны, который подвергался продецуре обусловливания. Таким образом, отдельные участки мембраны могут избирательно перестраиваться и длительно сохранять достигнутую перестройку под влиянием локальных воздействий, оказываемых на них при сочетании синаптического воздействия со спайковым разрядом нейрона.
У человека при мыслительной деятельности, когда на основании речевых операторов моделирования образуются ФСПД, обеспечивающие сознательное преобразование информации, вероятно, следовало бы говорить о мыслительном импринтинге. В пользу этого свидетельствует установление модульной организации коры мозга, на основании которого G. Edelman, V. Mauntcastle (1981) предложили модульный принцип коркового анализа. Согласно мнению этих авторов, в трехмерную структуру мозга встраивается многомерный анализ чувственного (континуального) и речевого (дискретного) сигналов действительности (природной и социальной).
Каждая микроколонка нейронов выделяет отдельные градации признаков, а макроколонка — ряд признаков, картируя одновременно несколько переменных па двухмерной матрице. Модульная или колончатая организация новой коры и открываемые ею возможности анализа преобразования информации человеком, безусловно, являются важнейшим концептуальным достижением науки о мозге за последнее десятилетие. Корковый модуль представляет собой основную наднейронную структурно-функциональную единицу, обрабатывающую информацию в новой коре [Казаков В. Н., Шевченко Н. И., Пронькин В. Г., 1979; Батуев А. С., 1984; Szentagothai J„ 1975, 1978; Eccles J. C, 1980, 1981].

Для представлений о ФСПД человека развитие концепции о модульной (колончатой) организации коры больших полушарий мозга играет принципиальную роль. В последние годы были изучены колонки тел и терминали нейронов транскаллозальных связей, играющих огромную роль в обмене информацией между полушариями, в возникновении сознания у человека, появлении у него рефлективной способности, развитии языка и трудовой деятельности. Данные о транскаллозальных связях были получены благодаря применению современных морфологических методов, использующих ретроградный аксональный транспорт пероксидазы хрена, антероградный транспорт меченых аминокислот. Первые морфологические сведения были получены о модульном строении транскаллозальных связей у приматов. Затем такие связи были выявлены у человека и млекопитающих-—хищников, грызунов [Бамбиндра В. П., Толченова Г. А., 1982; Jacobson S., Trojanowski J. Q., 1977; Horung J. P., Garey L. J., 1980; Innocenti G. M., 1980; Keller G., Innocenti G. M., 1981, и др.].
Среди транскаллозальных нейронов, объединенных в микро- и макроколонки, больше всего встречается пирамидных клеток, у приматов и человека — это большие пирамиды. Они встречаются в II—VI слоях, больше всего их содержится в III слое.
Поперечник большинства (60%) каллозальных волокон представляет миелинизированные волокна до 2 мкм, а 40% — немиелинизированные волокна 0,5—1,0 мкм. Основная часть каллозальных волокон соединяет строго симметричные области коры двух полушарий мозга [Jones Е. G., Wise S. Р., 1977].
Вместе с тем выявлено наличие гетеротроппых каллозальных волокон в слуховой, зрительной и соматосенсорной областях коры [Моеидзе В. М. и др., 1977]. Одним из факторов, обеспечивающих единство функционирования каллозальных нейронов колонки (микро и макро) и ее изоляцию от соседней, по мнению В. М. Мосидзе (1986), является активность тормозных нейронов. Между симметричными колонками осуществляется возвратная возбуждающая связь, которая может реализоваться и через одно переключение. «Возможной функцией такой связи между симметричными скоплениями являются включения их в систему обработки, накопления и извлечения информации в процессе совместной работы полушарий» [Моеидзе В. М., Эзрохи В. Л., 1986]. Каллозальные нейроны являются в основном пирамидными: их аксоны в составе пирамидного тракта идут в специфические ядра таламуса, а его специфические ядра имеют прямой вход на клетки-мишени каллозальных нейронов. По-видимому, информация специфических таламо-корковых путей передается к каллозальным нейронам противоположного полушария, что обеспечивает обмен информацией между полушариями; мозга.



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »