Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Анализ нейродинамической организации мозга школьников - Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

ГЛАВА 4
Анализ нейродинамической организации мозга школьников при разных видах учебной информации, предъявляемой на уроке биологии
В оптимизации учебного процесса в общеобразовательной и профессиональной школе большую роль играет гигиеническое нормирование учебной нагрузки в связи с требованием «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г.) «устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала»102.
В связи с реформой школы при гигиеническом нормировании учебной нагрузки необходимо учитывать фактическую трудность (сложность) конкретного учебного предмета, темы, являющейся его основной структурной единицей, а также форму — образную (конкретно-образную, схемно-модельную) или знаковую (словесную, символическую), в которой лучше подавать учебную информацию по данному предмету, или способы адекватного сочетания этих форм. Нейрофизиологической основой такого нормирования должны быть закономерности преобразования информации, позволяющие по системной нейродинамической организации целостного мозга школьника при решении учебных задач по конкретной учебной дисциплине определить успешность их решения.
Мы предложили метод системной диагностики умственной работоспособности у детей при решении мыслительных модельных задач [Пратусевич Ю. М., 1983]. 1

Применение метода системной ЭЭГ-диагностики умственной работоспособности предусматривает следующую последовательность операций (алгоритм): 1) описание индивидуальных ЭЭГ через первично измеренные признаки; 2) ортогонализация этих признаков на всем массиве ЭЭГ-реализаций с помощью КА и описание каждого ЭЭГ-паттерна через небольшое число интегральных и независимых признаков (компонент); 3) разделение ЭЭГ-паттернов по внешнему критерию (числу правильно решенных задач данного типа) на группы высокой и низкой работоспособности; 4) дискриминантный  анализ (ДА) ЭЭГ-паттернов, при котором производится ЭЭГ- диагностика путем сопоставления системной организации ЭЭГ-паттернов с внешним критерием работоспособности учащихся; 5) контрольное исследование ДА ЭЭГ на внешнем материале — ЭЭГ-паттернах, не участвовавших в образовании решающего правила в обучающей выборке [Пратусевич Ю. М., 1985]. Однако было необходимо убедиться, что предложенный алгоритм распознавания интеллектуальной работоспособности школьников при решении ими модельных задач будет эффективно работать при предъявлении учебных задач урока биологии (ботаники) для 6-го класса.
Результаты первой серии исследований, убедившие нас в том, что закономерности системной организации работоспособности через выявление системной организации ЭЭГ-паттернов при решении модельных задач работают при решении учебных задач урока биологии, были опубликованы ранее (Пратусевич Ю. М., 1985).
Результаты по выявлению эффективности определения интеллектуальной работоспособности по системной организации ЭЭГ-паттернов при решении конкретных задач по ботанике выявили большую эвристическую ценность разработанного нами метода системной ЭЭГ-диагностики умственной работоспособности и его полную пригодность применительно к учебным дисциплинам.
Как известно, к биологическим дисциплинам у школьников среднего возраста относятся ботаника, зоология, анатомия, физиология. Учебные материалы по этим предметам построены на морфологических и анатомических описаниях. Вместе с тем следует обратить внимание, что реальные учебные задачи по ботанике (описанные задания) требуют разных форм интеллектуальной деятельности: образно-конструктивного мышления (образные задачи на классификацию растений по их морфологическим и анатомическим особенностям), словесно-логического мышления (задачи в форме словесного текста на классификационную характеристику того или иного семейства растений), наконец, абстрактного мышления (определение вида растения по его формуле).

Эксперименты первой серии исследований доказали, что концептуальные представления общей теории функциональных систем соответствуют тому факту, что в системной организации ЭЭГ-паттерна содержится в закодированной форме прогнозирующий аппарат акцептора результата действия, в котором отражаются существенные качества действительности, потребный будущий результат и программа его достижения. Такое отображение происходит по типу моделей, создаваемых речевой инструкцией и предъявляемой задачей, которая обязательно категоризуется даже при предъявлении ее в образной форме. Сказанное выше позволяет наполнить конкретным естественно-научным содержанием знаменитую ленинскую формулировку теории отражения: «Жизнь рождает мозг. В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине» 2.
По-видимому, узловые механизмы преобразования информации структурно отличаются от механизмов, выявленных в мозге при решении модельных интеллектуальных задач. Задачи реального учебного процесса значительно сложнее модельных задач и поэтому иначе отображаются мозгом: они вовлекают в процесс преобразования информации другие нейродинамические организации, реализующие сложные функциональные системы психической деятельности человека, обеспечивающие мыслительную деятельность на контрольном уроке ботаники. Поэтому возникают два вопроса, которые необходимо выяснить: 1) одинакова или различна нейродинамическая организация мозга, обеспечивающая преобразование информации при предъявлении задач в данном контрольном уроке в образной и словесной форме? 2) отличается ли мозговая нейродинамическая организация целостного мозга школьников, хорошо решающих задачи по ботанике для 6-го класса, от таковой у школьников, решающих задачи плохо.
Школьников, хорошо решавших задачи, мы условно отнесли к имеющим I тип преобразования информации (I ТПП), школьников, плохо решавших задачи, — к имеющим II тип преобразования информации (II ТПИ).
Для ответа на поставленные выше вопросы был проведен психофизиологический эксперимент с тем же контрольным уроком ботаники. Нейродинамическую организацию ФСПД анализировали с помощью математической модели ортогонализации, основанной на КА. Мы исходили при этом из данных [Walter D. О., 1977], согласно которым исходно измеряемые параметры ЭЭГ имеют нормальное пли близкое к нему распределение. Волны ЭЭГ-активности, по этим данным, ведут себя как выход линейной системы. Хотя мозг является нелинейной системой, мозговая кора действует как линейный самосинхронизатор. Поэтому математическая модель ортогонализации, основанная на КА в 12-мерном пространстве (так как в КА мы использовали 12 независимых признаков ЭЭГ: 1-4-е компоненты индекса, амплитуды, частоты), позволяет определить скрытые закономерности нейродинамической организации мозга, не поддающиеся непосредственному измерению [Дубров А. М., 1978; Kendall М. G., Stuart А., 1976; Harman Η. Н., 1972; Uberla К·, 1980].


1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. — М.: Политиздат, 1984, с. 40.

2 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 183.



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »