Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления - Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

ГЛАВА 1

Бурное развитие экспериментальных и клинических исследований человеческого мозга, изучение познавательной деятельности и мышления привели к накоплению огромного эмпирического материала, требующего обобщения и теоретического осмысливания.
В физиологии и психологии возникли различные подходы и точки зрения на взаимодействие различных уровней организации нейрофизиологических процессов и их соотношение с психическим отражением действительности. Особую актуальность представляет выяснение характера соотношений между системной организацией мозговых нейродинамических процессов, носящих кодовый характер, и отражением действительности в мыслительной деятельности человека. Конкретное решение психофизиологической проблемы в контексте диалектико-материалистической трактовки природы человека имеет особую актуальность в настоящее время.
Попытка подойти к этой проблеме при определении актуальной работоспособности была некоторое время назад предпринята одним из нас [Пратуссвич Ю. М., 1985] с позиции общей теории функциональных систем, предложенной П. К. Анохиным, и ее дальнейшего развития К. В. Судаковым (1984) применительно к человеку. Мы экспериментально показали, что положение о нейрофизиологической обусловленности психических явлений и, в частности, мыслительной деятельности представляет собой фундаментальный принцип научного знания и методологии комплекса наук о человеческом мозге. Нами было показано, что нейрофизиологическое объяснение мыслительной деятельности есть необходимое условие овладения человеком процессами своей саморегуляции и саморазвития.

Проблема изучения закономерностей умственного труда всегда имела большое теоретическое и практическое значение. В настоящее время она приобрела исключительную остроту в аспекте укрепления состояния здоровья людей, так как без ее решения невозможно оптимизировать труд, а следовательно, решать проблемы укрепления, улучшения, развития, тренировки состояния здоровья в любом виде производительного труда, включая процессы обучения определенным профессиям в широком смысле этого слова. Исключительно велика роль знания физиологических закономерностей, умственного труда для реализации той активности личности, которая получила название «человеческий фактор», без которого невозможен любой результативный груд.
На октябрьском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. М. С. Горбачев подчеркнул огромное значение человеческого фактора в ускорении нашего экономического и социального развития: необходимо, сказал он, «активизировать человеческий фактор, без которого не может быть решена ни одна из выдвинутых задач» и прежде всего главнейшая задача, означающая коренной переворот в интенсификации народного хозяйства [Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1985, с. 361].
Современное теоретическое мышление в виде системного (целостного) подхода к функциям мозга, .предложенное П. К. Анохиным и развитое применительно к человеку К. В. Судаковым, не возникло само собой. Оно явилось продуктом исторического развития. Древние греки впервые осознали проблемы, которые стали, по словам Ф. Энгельса, исходным теоретическим пунктом современной науки. «Насколько естествознание... поднималось над греческой древностью по объему своих знаний и даже по систематизации материала, настолько же оно уступало ей в смысле идейного овладения этим материалом, в смысле общего воззрения на природу» [Маркс К·, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 349]. Используя системный подход в астрономии, Аристарх Самосский еще в 280 г. до н. э. создал детально разработанную гелиоцентрическую картину мира, которую мы связываем с именем Коперника. На основе системного мышления величайший механик и математик древности Архимед из Сиракуз в III веке до н. э. предвосхитил идею интеграла как суммы «бесконечного» множества «дифференцированных кусочков». Именно диалектическое мышление древних греков, направляющее познавательный интерес на универсально значимое, на объективную необходимость и закономерность, заставляет «нас снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ... Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 369].
В свете сказанного понятно, почему природа речи и мышления, естественно-научное объяснение формирования и развития этих специфических человеческих функций привлекали пристальное внимание древнегреческих материалистов.



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »