Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Динамика коэффициентов реактивности - Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

2. Динамика коэффициентов реактивности (КР) в области левого и правого полушарий головного мозга

Для установления динамики активации в полушариях определяли статистически значимые изменения КР на этапах прослушивания содержания заданий и выполнения относительно значений КР на этапе ожидания. Было обнаружено, что динамика КР слабее всего выражена в лобных областях: КР, принявшие определенные значения на этапе ожидания, возрастали лишь на этапе выполнения в заданиях на представления зрительных образов (р<0,05 — слева и справа). Между симметричными лобными отведениями КР оставались статистически неразличимыми на всех этапах независимо от характера выполнявшихся заданий (табл. 49).
Таблица 49
Коэффициенты реактивности (КР) в лобных областях левого и правого полушарий мозга на разных этапах выполнения заданий (в целом в группе)

* р<0,05 — различия КР между этапами прослушивания инструкций н выполнения заданий в сравнении с этапом ожидания.
В височных областях в среднем у всех обследуемых активация слева и справа нарастала. В левом полушарии рост активации приурочен к моменту прослушивания инструкций к обоим видам заданий, в правом полушарии — к этапу выполнения, наиболее существенным он был в заданиях на мысленные представления (табл. 50).
В затылочных областях максимальный рост активации левого полушария наблюдался при выполнении устного счета. Более интенсивный рост активации правого полушария отмечался со времени выполнения заданий на мысленные представления знакомых образов. Статистически достоверные изменения активации, специфичные каждому виду заданий, отмечались во время прослушивания инструкций (табл. 51).

Коэффициенты реактивности (КР) в височных областях левого и правого полушарий мозга на разных этапах выполнения заданий (в целом в группе)

* р<0,05.
** р<0,01 — различия КР при прослушивании и выполнении заданий по сравнению с этапом ожидания.
*** р<0,05 — различия КР между симметричными областями.
Таблица 51
Коэффициенты реактивности (КР) в затылочных областях левого и правого полушарий мозга на разных этапах выполнения заданий (в целом в группе)

Пояснения те же, что в табл. 50.

Таблица 52
Коэффициенты реактивности (КР) в теменных областях левого и правого
полушарий мозга на разных этапах выполнения заданий (в целом в группе)

Пояснения те же, что в табл. 50.
В теменных областях в целом в группе обследуемых модально-специфическая ЭЭГ-активация была установлена только в отношении заданий на устный счет избирательно во время прослушивания инструкций (табл. 52).
Таким образом, в различных отделах мозга имеют место симметричные и несимметричные изменения мощности альфа- активности: симметричные характерны только для лобных областей и наблюдаются при выполнении заданий обоего типа на всех этапах. В височных, теменных и затылочных областях отмечаются несимметричные изменения мощности альфа-активности, выявляющиеся в зависимости от типа задания и этапа выполнения. Преобладание активации левого полушария при прослушивании содержания заданий можно расценить как свидетельство его преимущества перед правым в любом виде деятельности, предваряемой прослушиванием речевой инструкции и проходящей под контролем сознания, в частности в понимании логико-грамматической структуры речевого обращения [Цветкова Л. С., 1972; Лурия А. Р., 1973; Костандов Э. А., 1982; Голицин Г. А., Сербиненко М. В., 1983; Ушакова Т. Н. и др., 1983]. Это наблюдалось неизменно в проведенном нами исследовании и было условием успешности выполнения заданий. Более существенное повышение активации затылочной области не только левого, но и правого полушария, отмеченное при восприятии инструкций к образным заданиям, по сравнению с активацией в операциях устного счета, согласуется с известными данными о функциональной МПА затылочных областей [Лурия А. Р., 1962; Кок Е. П., 1967; Бабенкова С. Г., 1971].
Считается, что роль правого полушария оказывается ведущей в тех случаях, когда речь используется в наименьшей степени. Избирательность активации в левом и правом полушариях в вербально-логических и зрительно-образных заданиях, по-видимому, является электрографическим отражением возбуждения определенных систем мозга, раньше других включающихся в адекватную для них деятельность. Действительно, на завершающем этапе устного счета возросшие на предыдущем этапе значения КР височных и теменных областей левого полушария мозга сохранялись, в затылочных областях имела место тенденция к дальнейшему росту КР, преимущественно слева, при этом устанавливалась левосторонняя МПА активации (р<0,05). В заданиях на мысленные представления зрительных образов завершающая стадия сопровождалась значительным относительно начального уровня повышением активации в правой височной области (р<0,001) и обеих теменных областях (р<0,05). Дальнейший рост КР наблюдался в затылочной области правого полушария (р<0,001), активация в которой продолжала преобладать над активацией в заданиях на устный счет (р<0,01). Поскольку результатом такого вида деятельности должно было быть представление того или иного зрительного образа, что, естественно, требовало перекодирования информации и извлечения по речевой инструкции образа из зрительной памяти, или понятийная его реконструкция, то это вовлекало в участие структуры как правого, так и левого полушария, что на ЭЭГ, в среднем во всей группе обследуемых, сопровождалось равномерным распределением активации в симметричных отделах полушарий мозга. Как видно, на завершающем этапе имеет место генерализация активации в обоих полушариях мозга. Совместное их участие в интеллектуальной деятельности человека совершенно необходимо и приводит к выводу, что «унилатеральный» тип активации для протекания психических процессов не является строго обязательным [Свидерская Η. Е. и др., 1980; Жирмунская Е. А. и др., 1982; Gevins A. et al., 1979].
Таким образом, представленные данные являются электрографическим отражением на ЭЭГ избирательного вовлечения в различных комбинациях структур левого и правого полушарий мозга в процессе достижения результата той или другой деятельности.



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »