Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Интериоризация - Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

Понятие «интериоризация» — буквально «переход извне внутрь» было введено Е. Durkheim 6 и связано с понятиями социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Это понятие касается формирования внутреннего плана сознания и способности к мышлению. Оно играет принципиально важную роль в культурно-исторической теории развития высших психических функций, предложенной Л. С. Выготским, а также операциональной концепции интеллекта J. Piaget.
По мнению Л. С. Выготского, мы становимся самими собой через других. В этом состоит сущность процесса, выраженная в чисто логическом виде. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной.
W. Stern (1922) лучше и раньше других описал в развитии психики ребенка раннего возраста (около 2 лет) пробуждение темного сознания значения языка и воли к его завоеванию. Ребенок в эту пору делает, что W. Stern, «величайшее открытие в своей жизни». Он открывает, что «каждая вещь имеет свое имя» 7.
Н. Wallon считает, что в возрасте полутора лет ребенок спрашивает название всякого предмета, но видит в этом лишь простой атрибут другого. Только систематическая генерализация вопросов, по Н. Wallon, может свидетельствовать, что речь идет не о случайной пассивной связи, а о подыскании символического знака для всех реальных вещей.

Интериоризация, по Л. С. Выготскому, — центр всей проблемы внутреннего и внешнего. Е. Kretschmer видит в этом закон нервной деятельности. К. Biihler всю эволюцию поведения сводит к тому, что область отбора полезных действий переносится извне внутрь.

6  (Durkheim Е.) Дюркгейм Э. Социология и теория познания.— В кн.: Новые идеи в социологии. СПБ, 1914, сб. 2.

7  (Stern W.) Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — Пг., 1922, с. 92.

«У ребенка, — пишет Л. С. Выготский, — шаг за шагом можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т. е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Если ее нет, дальнейшее развитие слова невозможно. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть функционально использована взрослыми как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка. Все основные формы речевого общения взрослого с ребенком позже становятся психическими функциями.
Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» 1.
Л. С. Выготский методологически глубоко определяет интериоризацию: «Самая общая основа поведения, одинаковая у животных и человека, есть сигнализация» 2.
«Но поведение человека, — продолжает Л. С. Выготский,— отличает как раз то, что он создает искусственные сигнальные раздражители, прежде всего грандиозную сигналистику речи, и тем самым овладевает сигнальной деятельностью больших полушарий. Если основная и самая общая деятельность больших полушарий у животных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков. Мы берем это слово в его самом буквальном и точном значении» 3 . Далее: «Активное приспособление человека к среде, изменение природы человеком не могут основываться на сигнализации, пассивно отражающей природные связи всевозможных агентов... Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу.

Вместе с допущением этого мы предположительно вводим в наше исследование новый регулятивный принцип поведения, новое представление об определяемости реакций человека — принцип сигнификации, который состоит в том, что человек извне создает связи в мозгу, управляет мозгом и через него — собственным телом» 4.
«Изобретение и употребление знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психологической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить, что-либо, сообщить, выбрать и пр.), с психологической стороны представляет в одном пункте аналогию с изобретением и употреблением орудий. Таким существенным признаком обоих сближаемых понятий мы считаем роль этих приспособлений в поведении, аналогичную роли орудия в трудовой операции, или, что то же, инструментальную функцию знака» 5.
Основой аналогии, по Л. С. Выготскому, между знаком и орудием является опосредствующая функция, принадлежащая тому и другому. Но орудие труда служит проводником воздействий человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, чтобы вызывать те или иные изменения в объекте. Знак ничего не изменяет в объекте, он является средством психологического (как мы увидим дальше, и физиологического) воздействия на поведение (чужое или свое), средством внутренней деятельности мозга, направленной на овладение преобразованием получаемой человеком информации, на овладение управлением своими (и чужими) действиями. Знак направлен внутрь.
Резюмируя концепцию интериоризации, развитую Л. С. Выготским в 1931 г., можно сделать вывод, что все высшие психические функции человека суть интериоризированные отношения социального порядка. Вся их природа социальна. Человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Это положение о первично социальном характере слова в речи ребенка и процессе его интериоризации, приводящей к сложнейшим механизмам мышления, продолжает оставаться остро актуальным и сейчас, после XXVII съезда КПСС, когда творчество масс должно обеспечить глубокую перестройку всего общества. Идеи Л. С. Выготского об орудийном характере знака и социальной перестройке психики ребенка в процессе интериоризации на десятки лет опередили свое время. И поэтому многие психологи и его ученики, не понимая Л. С. Выготского, после его смерти критиковали социальный характер интериоризации, так как она индивидуальна и существует «внутри» индивида.

В связи с этим напомним слова молодого К. Маркса, написанные им в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года»: «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой деятельности. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком... Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, — даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности, — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность, а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» 6.
Подытоживая исследования Л. С. Выготского в области мышления и речи, мы позволим себе процитировать слова из его последней работы: «Связь мысли со словом не есть изначальная, раз навсегда данная связь. Она возникает в развитии и сама развивается. «Вначале было слово». На эти евангельские слова Гете ответил устами Фауста: «Вначале было дело», желая тем обесценить слово. Но, замечает Г. Гуцман, если даже вместе с Гете не оценивать слишком высоко слово как таковое, т. е. звучащее слово, и вместе с ним переводить библейский стих «Вначале было дело», то можно все же прочитать его с другим ударением, если взглянуть на него с точки зрения истории развития: вначале было дело. Г. Гуцман хочет этим сказать, что слово представляется ему высшей степенью развития человека по сравнению с самым высшим выражением действия. Конечно, он прав. Слова не было вначале. Вначале было дело. Слово образует скорее конец, чем начало развития. Слово есть конец, который венчает дело...
Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания» 7.
:

1  Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 145.

2Там ж е, с. 79.

3Т а м ж е, с. 79—80.

4 Там же, с. 80.

5 Там ж е, с. 87.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 118.

7 Выготский Л. С. Собр. соч., т. 2. — М.: Педагогика, 1982, с. 360—361.



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »