Начало >> Статьи >> Архивы >> Системный анализ процесса мышления

Системный анализ процесса мышления

Оглавление
Системный анализ процесса мышления
Развитие естественно-научных представлений о процессе мышления
Представления древнегреческих материалистов
Концептуальный физиологический подход И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Функциональные системы психической деятельности человека
Мышление - как активный системный процесс
Знак, сигнал, значение
Интериоризация
Общая теория функциональных систем и психофизиологическая проблема
Развитие мышления у ребенка
Развитие новых аспектов общей теории функциональных систем
Импринтинговая гипотеза формирования акцептора результатов действия
Отражательная функция мозга человека
Методы изучения организации нейродинамических процессов мозга школьников
Проблема наглядности и ее связь с видами информации
Задания автоматизированного контрольного урока ботаники
Выделение групп обследуемых с высокой и низкой работоспособностью
Анализ нейродинамической организации мозга школьников
Изучение нейродинамической организации мозга в эксперименте Ботаника 6
Типы преобразования информации
Эксперимент Ботаника 1
Системный анализ ЭЭГ-активности при выполнении обследуемыми заданий
Межполушарная асимметрия альфа-активности
Динамика коэффициентов реактивности
Особенности электрографических показателей в группах мыслителей и художников
Заключение
Дополнение
Роль средств обучения в системном квантовании учебных действий школьников
Список литературы

Системный анализ процесса мышления / Под ред. κ. В. Судакова, АМН СССР. — Москва: Медицина, 1989.
Монография посвящена строго физиологическому исследованию процесса мышления, роли в нем функциональных систем психической деятельности (ФСПД) детей и взрослых при обучении. В книге впервые сформулирован методологически адекватный подход к психофизиологическому анализу преобразования информации; предложен метод автоматизированного сопоставления нейродинамической структуры ФСПД человека (по ЭЭГ-проявлениям) с успешностью решения задач, позволяющий прогнозировать потенциальные возможности человека в изучении определенной дисциплины. На основании теории функциональных систем П. К. Анохина показана в эксперименте возможность объективной дифференциации нейродинамических структур ФСПД при решении учащимися аналогичных учебных задач, предъявляемых в различных формах информации.
Для психофизиологов, врачей, психологов, педагогов.

Предлагаемая вниманию читателя книга Ю. М. Пратусевича, М. В. Сербиненко и Г. Н. Орбачевской необычна. Авторы взяли на себя смелость на системной основе подвергнуть строгому физиологическому анализу такую сложную и во многих отношениях еще не изученную область деятельности мозга, какой является процесс мышления.
Процессы мышления в физиологии и психологии длительное время рассматривались на основе классической рефлекторной теории как отраженные реакции возбуждения и торможения мозговых структур, возникающие под влиянием действия на организм разнообразных факторов внешней и внутренней среды.
В нашей стране академик П. К. Анохин, первый в рамках постулированной им теории функциональных систем, предложил новый подход к трактовке процессов мыслительной деятельности мозга. Согласно представлениям П. К. Анохина, любая целенаправленная деятельность человека и животных строится на основе системно организованной динамической архитектоники, последовательно включающей сменяющие друг друга стадии афферентного синтеза, принятия решения, предвидения потребного результата (акцептор результата действия), эфферентного синтеза, многокомпонентного действия, направленного на достижение полезных приспособительных результатов, удовлетворяющих исходную потребность, и, наконец, постоянную оценку достигнутых результатов с помощью сравнения обратной  афферентации со свойствами акцептора результата действия.

По мнению П. К. Анохина, мыслительным процесс имеет такую же динамическую архитектонику, направленную на получение полезных для организма, приспособительных результатов. С позиций теории функциональных систем мышление, таким образом, представляет собой нейродинамическую функцию мозга, обеспечивающую процессы обобщения, принятия решения, целеполагания и оценку достигнутых результатов в процессе активной психической или поведенческой деятельности субъектов.
На основе теории функциональных систем нами [Судаков К. В., 1984] были развиты представления о функциональных системах психического уровня организации, строящихся у человека на основе обучения речи, письму, игре на музыкальных инструментах или иной профессиональной деятельности. Такие функциональные системы складываются в структурах мозга под влиянием словесных инструкций, включая действие отдельных слов и предложений, показу человеку действий с предметами, прослушивания магнитофонных записей и т. д.
Формирование функциональных систем психического уровня организации, как мы полагаем, в значительной степени связано с механизмами запечатления, хорошо описанными этологами на ранних стадиях онтогенетического развития животных, как «импринтинг» [К. Лоренц (К. Lorenz), Н. Тинберген (N. Tinbergen) и др.]. Мы имеем все основания говорить о том, что импринтинговый механизм формирования функциональных систем психической деятельности у человека действует практически в течение всей жизни и связан в первую очередь с обогащением аппарата акцептора результата действия.
Полезными и, как правило, социально значимыми результатами деятельности функциональных систем психического уровня организации могут быть результаты, находящиеся «вне» субъекта, достигаемые им путем активной преобразующей окружающую среду поведенческой деятельности, а также результаты мыслительной  деятельности «внутри» субъекта — нахождение определенных слов и понятий, умозаключения, построение логических конструкций, математические операции, сложения стихотворных форм, творческие озарения и т. д.
Представления о функциональных системах психического уровня организации только начинают разрабатываться.
Книга «Системный анализ процесса мышления» является первой ласточкой в указанном направлении. Авторы книги с целью объективной характеристики функциональных систем психического уровня организации провели анализ электроэнцефалографических изменений у людей в процессе их результативной и, в известной степени, творческой деятельности.
У обследуемых посредством предварительных инструкций строились функциональные системы психического уровня организации. Регистрацию электроэнцефалограммы и ее анализ проводили в процессе достижения социально значимых для обследуемых результатов. Изучали результативную деятельность у детей и у взрослых. При этом были выявлены индивидуальные изменения электрической активности различных структур коры мозга в зависимости от успешности достижения обследуемыми социально значимых результатов, роль правого и левого полушарий. Экспериментально были подтверждены наши представления о роли импринтингового механизма в формировании новых функциональных систем психической деятельности учащихся при активных формах обучения (на примере обучения математике), о роли системного «квантования» учебного материала на уроке с помощью специальных комплексов учебных средств, которые, являясь внешними опорами познавательной деятельности, способствуют обогащению акцептора результата действия (на примере обучения химии). Выявлена роль формы информационного предъявления учебного материала в механизме обработки информации на стадии афферентного синтеза и в формировании акцептора результата действия функциональных систем психической деятельности учащегося (на примере обучения биологии).
Материалы этой части монографии наряду с общетеоретическим значением, бесспорно, представят интерес для педагогов, специалистов по профессиональной ориентации и профессиональному отбору кандидатов к обучению специальным формам операторской и другим видам деятельности.
Не меньший интерес для читателя представят и общетеоретические взгляды авторов, широко использующих диалектико-материалистические представления К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в интерпретации различных проявлений мыслительной деятельности человека.
Предлагаемая монография, бесспорно, заинтересует психофизиологов, психологов, философов и специалистов других отраслей науки, имеющих отношение к сложным проявлениям функций мозга.
Академик АМН СССР профессор К. В. Судаков



 
« Системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит   Системы организма (гистология) »