Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Комплекс методик, позволяющих оценивать влияние на организм преимущественно умственной работы, относительно невелик. Он включает в себя ряд психофизиологических проб, по результатам выполнения которых можно судить о свойствах таких психических процессов, как память, внимание и мышление.
Для оценки непосредственной, оперативной и долговременной памяти чаще всего используются следующие методики: память на числа, числовые ряды, запоминание различных слов или элементов судовой характеристики.
При исследовании качеств внимания нашли применение корректурная проба Анфимова, корректурная проба с кольцами Ландольта, перепутанные линии, отыскивание чисел с переключением, расстановка чисел и шкалы приборов.
Оценка мышления производится с помощью таких методик, как информационный поиск в условиях дефицита времени, сложение (вычитание) в уме, сложение с переключением, сложение и вычитание с переключением, перемножение, числовые ряды Рождественской, количественные отношения, установление закономерностей и др.
Ниже рассматриваются лишь те психофизиологические методики, которые чаще всего применяются при обследовании моряков и имеют высокую степень корреляции с прямыми показателями работоспособности. Подробное содержание и способы использования методических приемов, а также организацию обследования мы здесь не приводим, так как это изложено в ряде соответствующих методических руководств по физиологии и психологии труда [Точилов К. С., 1970; Леонтьева А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б., 1972; Загрядский В. П., Сулимо- Самуйлло З. К., 1976, и др.].

Непосредственная память.

Под непосредственной памятью принято понимать процессы запечатлевания, хранения и воспроизведения однократно предъявленного материала.
Для исследования объема непосредственной памяти может быть использована специальная таблица «память на числа» с 12 двухзначными числами. С помощью этой методики определяется также способность удержания материала в памяти (отсроченная память). Исследование заключается в том, что испытуемому показывается таблица в течение 30 с. Он должен запомнить числа и в течение 1 мин записать их. Иногда вместо предъявления чисел зачитывается 12 слов; при обследовании моряков чаще зачитываются данные судовой характеристики (количество топлива, воды, масла, курс, скорость и т. д.). Для оценки отсроченной памяти через 40 мин необходимо повторить воспроизведение тех чисел или слов, которые предъявлялись ранее.
Объем непосредственной памяти оценивается как отличный при воспроизведении более 8 чисел (слов), хороший— 6—8 и удовлетворительный — 4—5; способность удержания материала в памяти оценивается соответственно при воспроизведении более 5 чисел (слов), 4—5 и менее 4. Кроме того, иногда рассчитывают индекс, свидетельствующий о способности человека сохранять полученную информацию, который представляет отношение показателя отсроченной памяти к объему непосредственной памяти, выраженное в процентах. Эта величина обычно составляет 70—90%. При обследовании группы моряков до плавания с применением элементов судовой нагрузки были получены следующие средние величины: непосредственная память — 7,7, отсроченная память — 6,5 и способность к сохранению полученной информации — 84%. После плавания эти показатели соответственно равнялись: 7,0; 5,6 и 80%.

Оперативная память.

Под оперативной памятью понимаются процессы запоминания, переработки, воспроизведения и своевременного забывания информации, используемой для осуществления рабочей деятельности.
Для исследования оперативной памяти применяется методика предъявления 10 числовых рядов, каждый из которых состоит из 6 однозначных чисел. Результаты исследования оцениваются по общему количеству сложений, выполненных во всех 10 рядах, по количеству правильно записанных сумм и по относительной частоте ошибок в процентах (частное от деления количества ошибок на общее число сложений).
Установлено, что у моряков в обычных условиях их деятельности общее количество сложений в среднем равняется 46—48, количество правильно выполненных действий составляет 40—45, и относительная частота ошибок колеблется от 4 до 10%. После длительных рейсов эти показатели соответственно составляют: 44—47, 37— 41, 10—15%.

Долговременная память.

Под долговременной памятью понимают процессы запечатлевания, длительного хранения и воспроизведения сведений об устойчивых свойствах объектов. Таким образом, объем долговременной памяти отражает не только процесс запоминания, но и накопления информации и зависит от количества повторений.
Исследование долговременной памяти проводится путем неоднократного повторения одних и тех же слов или чисел до полного их запоминания. Количество повторений характеризует скорость запоминания, а количество предъявленных для запоминания слов (цифр), разделенных на число повторений, — объем долговременной памяти.
Перед рейсами у моряков при предъявлении 10 элементов судовой характеристики скорость запоминания в среднем колеблется от 1,7 до 2,0 повторений, а объем долговременной памяти — от 4,1 до 5,9; после плаваний эти величины соответственно составляют: 3,0—3,4 и 3,2—4,0.

Корректурная проба с кольцами Ландольта.

Методика используется для исследования интенсивности, устойчивости внимания и скорости переработки зрительной информации. Корректурная таблица состоит из колец, каждое из которых имеет разрыв в одном из восьми возможных направлений. Всего в таблице 1024 кольца.
Сущность исследования заключается в том, что испытуемому предлагается, просматривая всю таблицу, зачеркивать кольца с определенным положением разрыва в одном или двух направлениях. Основными показателями, характеризующими эффективность выполнения задания, являются: время выполнения задания, количество ошибок и как интегральная величина — скорость переработки информации.
Скорость переработки информации оценивается как отличная, если ее величина больше 1,24 бит/с1, хорошая — 1,24—1,02 бит/с и удовлетворительная — 1,01 — 0,84 бит/с. До плавания эта величина у моряков в среднем составляет 1,15±0,02 бит/с, после длительных рейсов— 1,05±0,01 бит/с.

Перепутанные линии.

Методика позволяет оценить функцию концентрации и устойчивости внимания.
Для исследования используется специальный бланк, на котором изображены 25 перепутанных линий, начинающихся у левой стороны и заканчивающихся у правой стороны бланка. Начало и конец каждой линии имеют определенный порядковый номер.
Сущность исследования заключается в том, что испытуемый должен визуально проследить ход линий в течение 10 мин и определить, у какого номера каждая из них кончается. При обработке результатов определяется количество просмотренных линий (производительность), количество ошибок и относительная частота ошибочных действий (отношение второго показателя к первому).
Задание считается выполненным отлично, если производительность больше 21, количество ошибок меньше 3 и относительная частота ошибок меньше 0,10, хорошо — если названные показатели составляют соответственно 16—21, 3 и 6,10—0,21 и удовлетворительно, если они находятся в пределах 12—15, 4—5, 0,22—0,51. У моряков в порту производительность составляет в среднем 16,9 ±0,5, количество ошибок—1,72±0,17 и относительная частота ошибочных действий — 0,11; после плавания эти величины равны соответственно 15,4±0,7,3,4 ±0,25 и 0,22.
Отыскивание чисел с переключением. Методика предназначена для определения объема, устойчивости и переключаемости внимания. Для проведения исследования необходимо иметь специальную таблицу с изображением на ней 49-клеточного квадрата, в клетках которого в случайном порядке размещены числа черного (от 1 до 25) и красного (от 1 до 24) цветов.
Сущность задания заключается в том, что обследуемый должен находить черные и красные числа попеременно и называть их, причем черные числа он отыскивает в возрастающем порядке, а красные — в убывающем. Для оценки результатов выполнения пробы учитывается время выполнения задания в секундах, общее количество ошибок и скорость выполнения задания (частное от деления количества правильных ответов на время выполнения пробы в секундах).
Показатель считается отличным, если время выполнения задания меньше 225 с, общее количество ошибок меньше 2 и скорость выполнения задания больше 0,218; хорошим — если перечисленные показатели равны соответственно 225—300 с, 2—6 и 0,140—0,218, и удовлетворительным— если они больше 300 с, больше 6 и меньше 0,140. У судовых специалистов в обычных условиях деятельности время выполнения задания в среднем равно 264±4,8 с, количество ошибок — 2,4 ±0,13 и скорость выполнения задания — 0,205; после окончания плавания эти величины соответственно составляют 307 ±4,9, 5,1± ±0,17 и 0,156.

Расстановка чисел.

Данная методика используется для исследования функции распределения и переключения внимания. Исследование проводится с использованием определенного бланка. На бланке изображены два квадрата, каждый из которых имеет 25 клеток. В клетках верхнего квадрата размещены в случайном порядке выборочные числа от 1 до 99. В нижнем квадрате имеется 25 свободных клеток. Испытуемый должен переписать числа из верхнего квадрата в нижний в строго возрастающем порядке слева направо в течение 2 мин. При оценке результатов исследования подсчитывается количество чисел, проставленных в нижнем квадрате (производительность), и количество ошибок.
Выполнение задания считается отличным, если производительность более 22 при отсутствии ошибок, хорошим— 17—22 при 1—2 ошибках и удовлетворительным— соответственно 12—16 и 3—4. Среднее количество проставленных чисел у моряков до плавания составляет 19,0 ± 0,35 при 2,09±0,12 ошибках; после рейса эти величины соответственно равны 16,3±0,40 и 3,6±0,22.

Шкалы приборов.

Методика предназначена для оценки функции внимания и зрительного восприятия. Исследование проводится с помощью бланка, на котором имеется 9 шкал приборов, выполненных в одном масштабе, но отличающихся одна от другой формой, ценой делений, оцифровкой и направлением отсчета. У каждой шкалы имеется стрелка, указывающая на какое-нибудь число. Необходимо просмотреть все шкалы и определить, на какое число указывает каждая стрелка.
Для оценки результатов исследования учитывается время выполнения задания, количество ошибочных ответов и скорость выполнения задания (определяется как частное от деления количества правильных ответов на время выполнения пробы в секундах).
Задание считается выполненным отлично, если время выполнения его меньше 36 с, ошибок нет и скорость выполнения пробы больше 0,32, хорошо — если перечисленные показатели равны соответственно 36—51 с, 1—2, 0,32—0,16 и удовлетворительно, если они равны 52—63 с, 3—4 и 0,15—0,10. У судовых специалистов перед плаванием среднее время выполнения задания составляет 46,5±1,8 с, количество неправильно отмеченных шкал — 0,8±0,15 и скорость выполнения пробы — 0,20; после длительного плавания эти величины соответственно равны 61,2±2,1, 2,5±0,18 и 0,09.

Сложение в уме.

С помощью этой методики исследуются способность к выполнению счетных операций и активность процесса мышления. Испытуемому предлагается в течение 1 мин быстро и правильно в уме прибавлять к полученным суммам одно и то же число— 18. Первая сумма получается при сложении числа 18 с одним из заданных однозначных чисел (3, 5, 7, 9). Для оценки результатов исследования учитывают количество сложений за 1 мин, число ошибок и относительную величину ошибок в процентах (частное от деления количества ошибочных действий на общее число сложений).
При обследовании моряков установлено, что среднее количество сложений в обычных условиях деятельности составляет 15—18 в 1 мин при 1—2 ошибках, а относительная величина ошибочных ответов колеблется от 4 до 10%, после длительных рейсов эти величины соответственно равны 12—15, 2—4 и 10—15%.

Сложение чисел с переключением.

Методика позволяет определить особенности выработки и перестройки умственных навыков, связанных с вычислительной работой, функцию переключения внимания и элементы оперативной памяти. Содержание данной методики состоит в том, что испытуемому предлагается быстро и точно производить двумя чередующимися способами сложение и расстановку двух однозначных чисел. Сложение каждым способом производится в течение 1 мин, общая продолжительность работы— 10 мин.
Для анализа результатов исследования используют следующие показатели: количество сложений двумя способами за 10 мин (производительность), общее количество ошибок и относительная частота ошибок (частное от деления количества ошибок на производительность).
Задание выполняется отлично, если показатель производительности больше 150, количество ошибок меньше 3 и относительная частота ошибок менее 0,013; хорошо, если показатели равны соответственно 120—150, 3—5 и 0,013—0,041; удовлетворительно, если они находятся в пределах 70—119, 6—14 и более 0,041. У судовых специалистов эти показатели до и после длительных плаваний в среднем соответственно составляют: 130,5±2,14; 2,95 ±0,31; 0,023 и 123,1 ±1,97; 7,8 ±0,54; 0,064.

Установление закономерностей.

Методика предназначена для определения некоторых особенностей процесса мышления (активность, гибкость, сообразительность) и оперативной памяти. Для исследования необходимо иметь специальный бланк, который представляет собой набор 4—8-буквенных слов. В начале каждой строчки имеется набор условных знаков, обозначающих порядок букв в словах. Испытуемый должен найти и подчеркнуть те слова, в которых порядок расположения букв соответствует порядку расположения условных знаков.
При оценке результатов исследования учитывается время выполнения задания и количество ошибок. Задание считается выполненным на отлично, если производительность составляет менее 10 мин при 2—3 ошибках; на хорошо— 10—15 мин при 4—5 ошибках и удовлетворительно— 16—20 мин при 6—8 ошибках. До выхода в море среднее время выполнения задания составило у моряков 12,7±0,54 мин, а количество ошибок — 4,7± 0,37, после возвращения из рейса — соответственно 16,8± 0,78 и 7,25±0,56.

Количественные отношения.

Методика направлена на определение способности человека к логическому мышлению. Сущность ее состоит в том, что из заданных количественных взаимоотношений выводятся, новые путем умозаключений, т. е. с помощью логического мышления. Во время испытания следует решить 18 задач, представленных в специальном бланке. При решении каждой задачи нужно определить, больше или меньше будет одно условное число (А или В) по отношению к другому (В или А), и записать результат.
При обработке результатов исследования учитываются время выполнения задания в секундах, количество ошибок и рассчитывается относительная частота ошибочных ответов путем деления ошибок на количество решенных задач, а также определяется скорость выполнения задания (интегральный показатель) как частное от деления количества правильных ответов на время решения задания в секундах.
Выполнение задания оценивается на отлично, если время не превышает 230 с, относительная частота ошибок меньше 0,25 и скорость выполнения задания больше 0,078; на хорошо, если эти показатели равны соответственно 230—349 с, 0,25—0,43 и 0,078—0,063; удовлетворительно, если они составляют 350—489 с, 0,44—0,60 и 0,062—0,025. У судовых специалистов эти показатели до и после длительных рейсов в среднем равны 254,7±2,6 с, 0,31, 0,076 и 356,2 ±3,7 с, 0,57, 0,041.
При исследовании умственной работоспособности, наряду с использованием различных психофизиологических тестов, применяются также методики оценки состояния функций центральной нервной системы и различных анализаторов. Наблюдая за характером изменения показателей функции этих систем, можно получить данные о состоянии основных нервных процессов в коре головного мозга, их силе, уравновешенности и подвижности, величине пороговых световых и звуковых раздражителей, способности к тонкой координации движений, сохранению ритма и устойчивости. Для решения этих задач используются методики определения сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект, рефлекса на время, критической частоты слияния световых мельканий и звуковых колебаний, тремометрии и др.

Сенсомоторная реакция на световые раздражители.

Результаты определения этой реакции позволяют сделать заключение о силе процессов возбуждения и внутреннего торможения, а также о подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга. В основе методики лежит использование различных видов сенсомоторной реакции на световые раздражители: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция с выбором и сложная сенсомоторная реакция с дифференцировкой.
Итоговые результаты обследования представляются в виде следующих средних величин: а) латентный период простой сенсомоторной реакции; б) латентный период сложных сенсомоторных реакций с выбором и дифференцировкой; в) относительная частота ошибок при выполнении сложных сенсомоторных реакций.
Относительная частота ошибок рассчитывается путем деления числа допущенных ошибок (при действии сигнала определенного цвета) на общее число этих сигналов в серии.
Сила процесса возбуждения в коре головного мозга оценивается по величине латентного периода сенсомоторной реакции: укорочение латентного периода свидетельствует о возрастании силы процесса возбуждения. Оценка силы внутреннего торможения производится на основании учета относительной частоты ошибок на тормозной сигнал; возрастание этого показателя указывает на ослабление силы внутреннего торможения. Для суждения о степени подвижности нервных процессов необходимо сравнивать показатели сложной сенсомоторной реакции с выбором до и после переделки сигнального значения раздражителей. Переделка сигнала заключается в том, что на красный или зеленый свет тумблер надо переводить в противоположное по сравнению с обычным исследованием направление. При этом о снижении подвижности нервных процессов свидетельствует увеличение латентного периода и особенно относительной частоты ошибок.
Установлено, что латентный период сложной сенсомоторной реакции на световой раздражитель у моряков в обычных условиях составляет 0,20—0,30 с, а относительная частота ошибок при этом колеблется от 0,05 до 0,10. После длительных плаваний эти величины соответственно составляют 0,30—0,50 с и 0,10—0,30.

Реакция на движущийся объект (РДО).

Эта реакция является сложным пространственно-временным условным рефлексом, который образуется на основе оценки скорости движения и определения величины соответствующего упреждения. Исследование этой реакции у судовых специалистов позволяет определить точность их реагирования на раздражитель, что дает возможность судить об уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Повторное определение реакции на движущийся объект у большого числа обследуемых показало устойчивый характер ее у каждого, что в известной мере отражает типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Однако утомление, неблагоприятные факторы внешней среды, плохой и недостаточный сон отчетливо влияют как на количественную, так и на качественную характеристику реакции.

Для оценки результатов выполненной пробы и, в частности, для определения точности реагирования необходимо высчитать относительную частоту точных ответов (в процентах от общего количества реакций) и суммарную величину отклонений стрелки от 0 при исследовании всех 25 реакций. Кроме того, при обработке результатов подсчитывается количество преждевременных, запаздывающих и точных реакций, а также вычисляется средняя арифметическая и средняя алгебраическая отклонений из 25 реакций. Положительное значение средней алгебраической и относительно большое количество запаздывающих реакций указывают на преобладание тормозного процесса, отрицательное значение средней алгебраической величины и превалирование преждевременных реакций свидетельствуют о преобладании возбуждения. Близкое к нулевому значение средней алгебраической и относительное равенство упреждающих и запаздывающих реакций являются показателями уравновешенности основных нервных процессов.
Анализ данных по определению реакции на движущийся объект у моряков показывает, что ее можно считать достаточно точной, если относительная частота точных ответов составляет 15% и более, а суммарная величина отклонения стрелки от 0 из 25 ответных реакций не превышает 80.

Рефлекс на время.

Воспроизведение заданных отрезков времени при исследовании функционального состояния центральной нервной системы принято называть рефлексом на время. Сущность методики состоит в том, что испытуемый после предварительной визуальной и слуховой тренировки должен самостоятельно воспроизвести заданный отрезок времени.
С помощью данной методики можно исследовать влияние величины заданного отрезка времени на точность его воспроизведения, влияние работы или каких-то факторов на качество репродукции временных промежутков и стойкость выработанного рефлекса при многократном его воспроизведении. Установлено, что чем больше заданное время, тем менее стоек рефлекс и тем больше величина ошибки при его воспроизведении.
Считается, что рефлекс на время является чувствительным показателем функционального состояния центральной нервной системы и при развитии утомления существенно нарушается. В обычных условиях средняя величина отклонения от заданного отрезка времени колеблется у моряков в пределах 10—15%, после плаваний этот показатель составляет 20—25%.

Критическая частота слияния. световых мельканий.

 Критической частотой слияния световых мельканий (КЧСМ) называется минимальная частота перерывов света в 1 с, при которой свет воспринимается как непрерывный. Результаты исследований представляются в виде - средней величины КЧСМ в секунду из пяти определений. Уменьшение показателя КЧСМ расценивается как ухудшение подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Последнее наступает в результате тех или иных неблагоприятных воздействий на человека или вследствие развивающегося утомления. Так, например, установлено, что перед рейсом КЧСМ у моряков составляет в среднем 38—45 мельканий в секунду, а после плавания снижается до 35—42.

Критическая частота слияния звуковых колебаний.

Сущность методики состоит в определении пороговой частоты звуковых импульсов, при которой они уже не воспринимаются как прерывистые, а кажутся сплошным тоном. Эта методика позволяет судить преимущественно о подвижности нервных процессов в слуховом анализаторе.
При анализе полученных данных интерес представляет разница между показателями функции слухового анализатора у судовых специалистов до и после вахты (рейса) и дальнейшая динамика их под влиянием тех или иных условий плавания. Такие материалы позволяют установить не только степень изменения функции, но и стойкость этих сдвигов. Например, у специалистов машинных команд после длительных плаваний наступало уменьшение критической частоты звуковых колебаний с 90—80 до 50—40 в секунду, а восстановительный период при этом составлял не менее 15—20 дней.

Тремометрия.

Методика позволяет оценивать способность к тонкой координации движений путем регистрации непроизвольных дрожаний (тремора) кисти, а также подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе. Регистрируется время выполнения пробы, количество касаний и суммарное время касаний в каждой пробе.
Для анализа результатов по каждой пробе рассчитывается количество касаний за 1 с и средняя продолжительность одного касания (определяется как частное от деления суммарного времени касаний на количество их). Первый показатель характеризует степень выраженности тремора, второй — подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе.
Установлено, что у моряков в межрейсовый период среднее количество касаний за 1 с при динамической пробе составляет 2,1 ±0,06, а при статической — 0,8=1= ±0,07; средняя продолжительность одного касания при динамической пробе равна 70±0,2 сигм (1 сигма = = 0,001 с), а при статической — 40±0,3 сигм. После длительного плавания эти величины в среднем соответственно равны 2,6±0,05 и 2,4±0,09; 120±0,3 и 90± ±0,2 сигм.

Тепинг-тест.

 Методика позволяет оценивать состояние двигательного анализатора, в частности темп, ритм и устойчивость движений, а также силу возбуждения и подвижность основных нервных процессов. Регистрируется количество реакций за четыре 30-секундных отрезка времени. Определяется суммарное количество реакций за 2 мин и величина различия в темпе за отдельные 30-секундные интервалы времени.
Перед рейсами у моряков суммарное количество реакций за 2 мин в среднем составляет 670±5,2, а средняя величина разницы в темпе — 6,2±0,3; после длительных плаваний эти величины соответственно равны 643± ±4,5 и 9,3±0,4.
Для оценки физической работоспособности, которая также может ухудшаться в период длительных плаваний, используются преимущественно различные функциональные пробы, позволяющие определять состояние органов и систем не только в статике, но и в динамике под влиянием тех или иных воздействий на организм (дозированная физическая нагрузка, изменение положения тела и др.). Наибольшее практическое распространение получили функциональные пробы, критериями оценок которых являются частота пульса, уровень артериального давления, частота и глубина дыхания, а также показатели мышечной силы и выносливости. В физиологии морского труда чаще всего применяются проба Мартине, степ-тест, проба Летунова, PWC170, динамометрия, глазосердечная проба, ортоклиностатическая проба, пробы с задержкой дыхания и др.

Проба Мартине.

Выполнение пробы заключается в 20 глубоких приседаниях в течение 30 с и определении частоты пульса и уровня артериального давления до нагрузки, сразу после ее окончания и спустя 3 мин. После функциональной пробы у моряков в обычных условиях в среднем пульс учащается на 16—20 уд./мин, максимальное артериальное давление повышается не более, чем на 40 мм рт. ст., а минимальное — колеблется в пределах ±10 мм рт. ст. от исходного. Через 3 мин после нагрузки все показатели возвращаются к первоначальному уровню. После длительного плавания, как правило, учащение пульса достигает 30 уд./мин и более, уровень максимального артериального давления повышается незначительно, и заметно возрастает минимальное артериальное давление. Восстановление пульса и уровня артериального давления при этом затягивается до 5—10 мин.
Необходимо отметить, что ввиду небольшой физической нагрузки проба Мартине в ряде случаев не позволяет выявлять скрытые, хорошо компенсируемые сдвиги. Поэтому в последние годы при обследовании моряков все более широкое применение находят пробы со значительной физической нагрузкой (степ-тест, проба Летунова, PWC).

Степ-тест.

Методика заключается в двух-трехминутном подъеме исследуемого на ступеньку высотой в 50 см в темпе 30 раз в 1 мин. Оценка результатов пробы проводится по величине изменения и времени возвращения частоты пульса, дыхания и уровня артериального давления к исходным данным, а также по индексу степ-теста (отношение времени выполнения пробы к частоте пульса) и типу реакции артериального давления на дозированную нагрузку.
После физической нагрузки, как правило, пульс учащается на 30—60 уд./мин, частота дыхания увеличивается на 12—18 актов в 1 мин, максимальное давление повышается на 30—70 мм рт. ст., а минимальное — изменяется в пределах ±10 мм рт. ст. Индекс степ-теста составляет 40—60 ед. при двухминутной пробе и 70—100 ед. при трехминутной пробе. Через 5 мин после нагрузки показатели функций организма в большинстве случаев возвращаются к исходным значениям.
Кроме того, при оценке результатов степ-теста различают пять типов реакций артериального давления на физическую нагрузку:

  1. нормотонический тип: уровень максимального артериального давления возрастает до 180—190 мм рт. ст., а минимального — обычно колеблется в пределах ±10 мм рт. ст.;
  2. гипертонический тип: уровень максимального артериального давления превышает 190 мм ст. рт. или уровень минимального возрастает более чем на 10 мм рт. ст.;
  3. гипотонический (астенический) тип: уровень максимального артериального давления сразу после нагрузки повышается не более, чем до 140—150 мм. рт. ст., а минимальное — изменяется еще меньше, при этом наблюдается резко выраженная тахикардия;
  4. дистонический тип: уровень максимального артериального давления повышается до 180—200 мм. рт. ст., а уровень минимального — падает ниже 30 мм. рт. ст.;
  5. ступенчатый тип: уровень максимального артериального давления сразу после нагрузки оказывается несколько ниже, чем на 2-й или 3-й минуте восстановительного периода; уровень минимального — несколько повышается.

Последние 4 типа реакции артериального давления свидетельствуют о недостаточных функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке.

Проба Летунова.

Трехмоментная комбинированная функциональная проба на скорость и выносливость является достаточно информативной при исследовании органов кровообращения. Она включает 20 приседаний, 15-секундный бег на месте в максимальном темпе и 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту.
Проба позволяет определять приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам, а также его способность к быстрой мобилизации системы кровообращения (нагрузка на скорость) и поддержанию ее функционирования на необходимом уровне продолжительное время (нагрузка на выносливость).
Проба считается хорошей (нормотоническая реакция), если на все виды физической нагрузки организм отреагировал учащением пульса и повышением максимального артериального давления, а минимальное — или осталось без изменений, или незначительно снизилось. Все остальные типы реакций (гипертонический, гипотонический, дистонический и ступенчатый) указывают на несовершенство регуляции сосудистого тонуса или слабость миокарда и свидетельствуют о недостаточной приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

Проба для определения физической работоспособности (PWC170):

Проба основана на прямолинейной зависимости между частотой сердечных сокращений и мощностью физической работы. Считается, что при частоте пульса 170 уд./мин отмечается предельный режим работы аппарата кровообращения при максимальном потреблении организмом кислорода.
В качестве дозированной физической нагрузки применяется велоэргометрия, или восхождение на ступеньку. На велоэргометре первая дозированная нагрузка составляет 75—100 Вт, вторая, которая проводится через 1—2 мин после первой,— 120—150 Вт. При пробе с восхождением на ступеньку первая нагрузка состоит в подъеме исследуемого на высоту 0,25 м в темпе 20 восхождений в минуту, вторая — на 0,5 м в том же темпе. Физическая работоспособность рассчитывается по формуле:
где PWC — мощность физической работоспособности, Вт;
N1 — мощность первой нагрузки в Вт, которая равна массе тела испытуемого, умноженной на 0,25 и 20 и деленной на 6,12
(Р· 0,25-20: 6,12);
N2 — мощность второй нагрузки в Вт, равная массе тела исследуемого, умноженной на 0,5 и 20 и деленной на 6,12 (Р - 0,5 - 20 : 6,12);
f1 — частота пульса в минуту в конце первой нагрузки;

f1— частота пульса в минуту в конце второй нагрузки.

1 Бит (бинит) — единица измерения информации, содержащейся в сообщении о результате события, для которого возможны два одинаковых вероятных исхода; бит/с — скорость переработки информации.

Максимальное потребление кислорода (МПК), выраженное в мл/мин, определяется по формуле:

Кроме того, по показателю индекса двухминутного степ-теста можно определить мощность физической работоспособности человека (PWCm), выраженную в Вт, по формуле:
где 1 — индекс двухминутного степ-теста, уcл. ед.
Величина физической работоспособности (PWC170) у моряков в обычных условиях колеблется от 160 до 200 Вт, МПК — от 2900 до 3800 мл/мин; после плавания эти величины соответственно составляют 100—160 Вт и 2600—3300 мл/мин.

Динамометрия.

Данные, полученные при динамометрии, являются показателями мышечной силы и выносливости и характеризуют силу процесса возбуждения в корковом отделе двигательного анализатора.
Если перед плаванием у моряков максимальное мышечное усилие составляет в среднем 1,06—1,15 усл. ед., а статическая выносливость — 38—42 с, то после рейса эти величины соответственно равны 0,84—0,92 усл. ед. и 32—34 с.
Величина замедления частоты пульса при клиностатической и глазосердечной пробах характеризует степень возбудимости центров парасимпатической иннервации, а величина учащения пульса при ортостатической пробе — возбудимость центров симпатической иннервации.
Пробы с максимальной задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча) могут применяться для оценки сердечной деятельности и устойчивости к гипоксии человека, находящегося в условиях ограниченной подвижности, исключающей проведение других проб.
Комбинация психофизиологических констант с показателями вегетативных функций позволяет косвенно судить о состоянии работоспособности моряков в целом и ее динамике.
Анализируя изменения косвенных критериев работоспособности судовых специалистов в длительных рейсах, следует отметить, что в начале плавания наблюдается их неустойчивость, связанная с врабатываемостью и адаптацией. Затем наступает относительная стабилизация показателей функций организма, но на другом уровне функционирования, после чего появляются разнонаправленные изменения, а в дальнейшем — однонаправленное ухудшение информативных косвенных критериев работоспособности.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »