Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Утомление и работоспособность моряков - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Глава 4
УТОМЛЕНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
МОРЯКОВ
Утомление по праву считается одной из важнейших проблем физиологии труда. Однако, несмотря на огромное количество работ по данной проблеме, она и в настоящее время не может считаться решенной. В литературе все еще существуют различные мнения по некоторым основным вопросам этого сложного явления. И если среди советских физиологов, особенно в последние годы, установилось единство взглядов на механизм утомления и его биологическое значение, то в зарубежной литературе и сейчас высказываются самые противоречивые суждения, подкрепляемые иногда определенными экспериментальными данными. Одной из основных причин этого является, неверный методический подход некоторых исследователей — преимущественное изучение утомления на животных и даже на изолированных их органах и тканях и использование полученных результатов для трактовки данных, установленных при обследовании людей в процессе труда.
Теоретическое и практическое значение проблемы утомления определяется тем, что его закономерности являются физиологической основой работоспособности человека и научной организации труда. Последняя прежде всего предполагает приведение условий труда человека в соответствие с его психофизиологическими возможностями, что в конечном итоге способствует сохранению работоспособности и снижению утомления.
В настоящее время научная организация труда приобретает все большее значение в развитии производства, обучении, в деятельности различных специалистов, в жизни нашего общества. Крупнейший физиолог нашей страны А. А. Ухтомский в своих трудах неоднократно подчеркивал, что изучение утомления выходит далеко за рамки физиологии и биологии. Это объясняется тем, что данная проблема касается процесса труда, который занимает центральное место в становлении человека и развитии человеческого общества. Все это определяет большую сложность изучения проблемы утомления. Утомление имеет много сторон, каждая из которых представляет интерес для той или иной научной дисциплины. В этой главе мы рассмотрим лишь основные физиологические аспекты утомления применительно к деятельности судовых специалистов.
Утомление является важнейшей проблемой физиологии труда и одним из наиболее актуальных вопросов медицинской оценки профессиональной деятельности судовых специалистов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние организма моряков и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение и поддержание высокой работоспособности экипажей судов в период длительных плаваний.

УТОМЛЕНИЕ МОРЯКОВ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ДИАГНОСТИКИ

Диагностика утомления судовых специалистов представляет собой одну из главных практических задач морской медицины. Это обусловлено прежде всего тем, что для оценки эффективности тех или иных мероприятий необходимо иметь четкие критерии, позволяющие точно судить о степени утомления. Вместе с тем, именно этот аспект проблемы является наиболее сложным, так как к утомлению все еще относят самые различные понятия и категории, а также отсутствует единый взгляд на его происхождение. Именно трудности, связанные с невозможностью точного определения степени утомления, привели В. Muscio в 1921 г. к предложению вообще отказаться от научного определения этого понятия и даже изъять данный термин из научного словаря. Работа автора произвела большое впечатление на зарубежных физиологов, которые до сих пор широко ссылаются на нее.
К настоящему времени имеется более 50 определений понятия утомления и ряд теорий его происхождения. Обилие формулировок само по себе уже указывает на недостаточное знание этого сложного явления и его механизмов. С физиологической точки зрения утомление является состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение — усталость. Исходя из этого, приняло выделять два основных вида утомления — физическое и умственное. Устранение тяжелого физического труда не снимает проблемы утомления, а лишь придает ей новое содержание.
Главным определяющим объективным признаком утомления человека является понижение его работоспособности, которое, однако, не всегда является симптомом утомления. Снижение работоспособности может возникнуть вследствие пребывания моряков в необычных неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе, высокое содержание углекислого газа, гипокинезия и т. д.). Снижение работоспособности является только тогда симптомом утомления, когда известно, что оно наступило вследствие выполненной физической или умственной работы. При этом снижение работоспособности определяется по количеству и качеству продукции, производимой человеком за те или иные отрезки времени в процессе производства или же при выполнении специального задания в эксперименте.
При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе. Состояние утомления имеет свою динамику как в сторону усиления его во время работы, так и в сторону уменьшения в процессе отдыха. Динамика утомления позволяет рассматривать его как естественное физиологическое состояние в процессе труда.
Вторым важным признаком утомления является изменение функций организма в процессе работы. При этом в зависимости от степени утомления функциональные сдвиги могут носить различный характер. В начальной стадии утомления клинико-физиологические и психофизиологические показатели отличаются неустойчивостью и разнонаправленным характером изменений, однако их колебания, как правило, не выходят за пределы физиологических нормативов. При выраженном утомлении, особенно переутомлении, имеет место однонаправленное значительное ухудшение всех функциональных показателей организма с одновременным существенным снижением уровня профессиональной деятельности.
Как уже отмечалось выше, процесс утомления характеризуется и еще одним признаком — субъективным симптомом, усталостью (тяжесть в голове, конечностях, общая слабость, разбитость, вялость, недомогание, трудность выполнения работы и т. д.). А. А. Ухтомский усматривал в усталости не только субъективный признак развивающегося утомления, но и нечто большее, что имеет чрезвычайно важное практическое значение. Он считал, что усталость является одновременно и «натуральным предупредителем утомления». Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. Автор считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей утомления. Он писал: «Так называемые субъективные показатели столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их понимать и расшифровать. Физиолог более чем кто-либо знает, что за всяким субъективным переживанием кроется физико-химическое событие в организме».1 Специально проведенными исследованиями установлено, что субъективное состояние судовых специалистов обладает значительной информативной ценностью при характеристике их утомления и изменения работоспособности.
Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т. е. объективным прямым и косвенным показателям работоспособности. В основе этого несоответствия в первую очередь лежит разная эмоциональная настройка работающего в отношении выполняемой им работы. При выполнении приятной работы, при большой социальной значимости труда усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. Наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.
Настойчивые попытки многих исследователей проникнуть в тайны физиологических механизмов процесса утомления привели к накоплению обширного экспериментального материала. На основе этих данных было
создано много гипотез и теорий, но в настоящее время в качестве самостоятельных они могут выступать только в историческом аспекте. К их числу следует отнести теорию истощения Шиффа, теорию засорения Пфлюгера, теорию отравления Вейхарда и теорию задушения Ферворна, которые подробно изложены в специальных монографиях по утомлению [Розенблат В. В., 1961; Вайнштейн X. И., 1967; Комендантов Г. Л., 1968; Кулак И. А., 1968, и др.]. Некоторые из этих теорий правильно освещают ту или иную отдельную сторону процесса утомления, но не объясняют всего процесса в целом. Как указывал А. А. Ухтомский (1927), все перечисленные теории принимали частность за общее, и в этом заключался их главный недостаток.


1 Ухтомский А. А. Собр. соч. Л., 1952. Т. 3, с. 134.

Выдающаяся роль в разработке основных теоретических и практических вопросов этой сложнейшей проблемы принадлежит основателям нашей физиологической школы И. М. Сеченову, И. П. Павлову, Η. Е. Введенскому и А. А. Ухтомскому. Так, уже в 1885 г. И. П. Павлов показал, что и напряжение, и расслабление глазной мышцы управляется нервными клетками. Η. Е. Введенский в 1886 г. открыл явление периферического торможения, названного им пессимумом, а в 1903 г. И. М. Сеченов сформулировал основы центрально-нервной теории утомления, всесторонне развитой и дополненной в дальнейшем А. А. Ухтомским (1927, 1934).
Проведенные авторами эксперименты показали, что утомление начинается не в мышцах, не в двигательных нервах и даже не в нервных клетках спинного мозга. Оказалось, что первые функциональные изменения при утомлении возникают в нервных клетках коры больших полушарий головного мозга. И. М. Сеченов впервые утверждал, что при всякой физической и умственной работе в деятельность вступают так называемые рабочие органы: центральная нервная система (главная роль) и скелетные мышцы (исполнительная роль). Умственная работа не является исключением, так как и в этом случае деятельности нервной системы внешне всегда реализуется в мышечных движениях (сразу или через тот или иной отрезок времени). «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является движение» — писал И. М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга». Одновременно автор подчеркивает, что в любой физической работе имеется определенный элемент и умственной деятельности.
Советские ученые выяснили связанные с утомлением такие, например, изменения деятельности организма, как перестройка нервных влияний, обеспечивающих поступление в рабочие органы питательных веществ, двигательные нарушения при утомлении, сдвиги в соотношении, силе и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, истощение нервных клеток при интенсивной или длительной работе [Фольборт Г. В., 1958; Розенблат В. В., 1961; Загрядский В. П., 1963; Косилов С. А., 1965; Виноградов М. И., 1966; Кулак И. А., 1968, и др.].
Помимо основных органов, осуществляющих рабочие движения, существует вспомогательный вегетативный компонент рабочих движений. Последний представлен теми функциями организма, которые обеспечивают: а) доставку энергетических веществ рабочим органам (нервной и двигательной системам); б) доставку кислорода рабочим органам; в) вывод из рабочих органов продуктов метаболизма; г) отвод избыточного тепла из рабочих органов. Таким образом, процесс утомления, возникающий как при физической, так и при умственной работе, распространяется на нервную систему, скелетные мышцы и вегетативную сферу, т. е. на весь организм.
В соответствии с учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, рабочие движения стали рассматриваться как сложные двигательные условные рефлексы, а рабочие навыки — как функциональные системы этих реакций (внутренний динамический стереотип, внешне реализующийся в двигательном акте). Исходя из этого, начало утомления стали относить к функциональным сдвигам в нервных клетках коры больших полушарий. Во время рабочих движений (условных двигательных рефлексов) деятельность корковых клеток может осуществляться в двух вариантах: а) в периодической смене возбуждения и внутреннего торможения или б) в стационарном напряжении того или другого нервного процесса. При этом в первую очередь страдает внутреннее торможение как менее устойчивое (эволюционно более молодой нервный процесс), в результате чего нарушается выработанное соотношение возбуждения и внутреннего торможения. При утомлении возникает дефицит внутреннего торможения со всеми вытекающими из этого последствиями для деятельности нервной и мышечной систем (нарушение нервной и двигательной координации, ухудшение дифференцировки и др.).
Механизм утомления моряков во время плавания заключается в ослаблении основных нервных процессов в коре головного мозга, в нарушении их уравновешенности с относительным преобладанием процесса возбуждения над более ослабленным процессом внутреннего торможения и развитии охранительного торможения [Сапов И. А. и др., 1975].
При выраженном утомлении в корковых клетках, деятельность которых внешне реализуется в рабочих движениях, постепенно возникает запредельное торможение. В результате этого рабочие движения ослабевают, а затем и вовсе прекращаются. Это соответствует высказыванию И. П. Павлова, который считал, что утомление есть «один из автоматических возбудителей тормозного процесса». При утомлении изменения наблюдаются в тех корковых клетках, с которыми связаны осуществление рабочих движений и рефлекторная регуляция вегетативных функций, обеспечивающих эти движения.
Основным фактором, вызывающим утомление, является нагрузка на афферентные системы во время физической или умственной работы, выполняемой судовыми специалистами. Зависимость между величиной нагрузки и степенью развития утомления почти всегда бывает линейной, т. е. чем больше нагрузка, тем раньше наступает и более выражено утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, характер развития утомления зависит от ее особенностей, среди которых необходимо выделить следующие: а) статический или динамический характер нагрузки; статическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, причем субъективное ощущение усталости здесь выражено особенно отчетливо; б) интенсивность нагрузки, т. е. ее распределение во времени; существует определенная оптимальная интенсивность нагрузки, при КОТОрой утомление развивается медленнее всего; при увеличении ее утомление наступает раньше, при уменьшении— время наступления утомления не изменяется, однако в последнем случае производительность труда значительно снижается, что является невыгодным; в) постоянный или периодический характер нагрузки. Если судовым специалистам приходится работать без отдыха в течение длительного времени, у них начинает развиваться так называемая «кумулятивная усталость». Симптомами ее можно считать повышенную раздражительность, вспыльчивость, головные боли, нарушение способности правильно рассуждать и принимать решения. При появлении этих симптомов морякам следует обязательно предоставлять необходимый по длительности отдых, так как в противном случае они не смогут достаточно эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. С другой стороны, установлено, что длительное отсутствие равномерной нагрузки в работе приводит затем к снижению работоспособности и допущению большого числа ошибок судовыми специалистами.
Помимо основного фактора (рабочей нагрузки), ведущего к утомлению, существует ряд дополнительных или способствующих факторов. Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. Дополнительные факторы можно разделить на несколько групп:

  1. Факторы внешней среды. Утомление быстрее возникает, если морякам приходится работать в условиях повышенной или пониженной температуры и влажности воздуха. Установлено, например, что жара вызывает у судовых специалистов повышенную раздражительность, а холод приводит к снижению внимания. К этим факторам относятся также пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, повышенные концентрации углекислого газа и др.
  2. Факторы, связанные с использованием судовой техники и аппаратуры. Среди них следует указать на изменение газового состава воздуха — загрязненность его вредными примесями от работающих механизмов, продуктами неполного сгорания горючего, ускорение, действие механических сил, ведущих к вибрации, воздействие СВЧ-поля, воздушного шума, ультразвука, условия измененной освещенности, неудобство рабочей позы, гипокинезия и мн. др.
  3. Факторы, связанные с нарушением режима труда и отдыха. К этой группе относятся факторы, обусловленные нарушением режима отдыха, несоответствие его длительности времени, необходимого для преодоления утомления между циклами работы, неправильное использование перерывов между вахтами, неправильное планирование самих вахт. Кроме того, сюда можно отнести факторы, обусловленные нарушением привычных суточных биоритмов и сенсорной депривацией, уровень психологической совместимости и взаимоотношения между членами экипажа. Выраженность и время наступления утомления зависят также от исходного функционального состояния моряков, их физического развития, общей и специальной подготовки, тренированности и т. д.

Исходя из определения утомления, познание сущности его процесса должно идти по двум основным направлениям. Первое из них лежит на пути тщательного учета внешних признаков утомления и всестороннего исследования проявлений усталости, т. е. путем оценки прямых показателей работоспособности и субъективного состояния.
Второе, и может быть более важное, направление познания сущности процесса утомления должно осуществляться путем анализа косвенных показателей работоспособности. При этом следует иметь в виду, что изменения косвенных показателей при утомлении наступают раньше, чем изменения прямых критериев работоспособности. Например, в период длительных рейсов косвенные показатели работоспособности моряков ухудшаются на 2—3 нед раньше, чем ее прямые критерии. Этот факт является весьма ценным, так как может быть использован для прогнозирования уровня работоспособности и степени утомления моряков на последующий период плавания. Кроме того, анализ данных о состоянии функций организма позволяет более полно и точно, по сравнению с оценкой прямых показателей, подойти к рассмотрению механизмов утомления судовых специалистов и наметить научно обоснованные мероприятия по сохранению и восстановлению их работоспособности.
Какие же показатели должны выбираться исследователем при диагностике процесса утомления у моряков? Известно, что при анализе физиологических и психофизиологических реакций используются десятки различных показателей и методик их определения. Конечно, все их определять в конкретном случае невозможно. Решая эту задачу, нужно исходить из следующих основных положений.
Первое положение заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наиболее полно функциональное состояние исследуемой системы, т. е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Используемые для этого методики не должны быть слишком простыми, способными фиксировать изменения лишь тогда, когда они будут очень сильно выражены; в противном случае можно просмотреть начальные признаки утомления, не уловить его динамику. В то же время они не должны быть и слишком чувствительными, чтобы обычные функциональные колебания не принять за явления утомления. Таким образом, и с этой точки зрения для диагностики утомления могут быть рекомендованы адекватные и информативные клиникофизиологические и психофизиологические методики, т. е. методики оценки косвенных показателей работоспособности.
Второе положение связано с тем, что любая функциональная система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, в своих свойствах. Поэтому исследовать нужно те системы и те стороны их деятельности, которые лежат в основе процесса утомления. А для этого следует исходить из того вида труда, который необходимо изучить, т. е. иметь конкретные данные по состоянию профессиональной деятельности моряков. Таким образом, решение второй стороны этой задачи может быть обеспечено исследованием прямых показателей работоспособности.
Следовательно, в качестве методик исследования явлений утомления могут быть использованы методики оценки работоспособности, позволяющие получить прямые и косвенные ее показатели.

При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее полные и достоверные данные по характеристике процесса утомления могут быть получены при одновременном учете прямых и косвенных критериев работоспособности или тех косвенных показателей, которые имеют высокую степень корреляции с прямыми.
Оценка работоспособности и диагностика утомления моряков будут достаточно полными, если проводится систематическое определение субъективного состояния, прямых и косвенных показателей работоспособности в течение всего срока плавания. Непрерывный контроль за самочувствием моряков, динамикой функций организма и успешностью их профессиональной деятельности позволил выявить фазность этих показателей у судовых специалистов в период длительных плаваний: 1) улучшение самочувствия, прямых и косвенных показателей работоспособности в первый период плавания; 2) их стабилизация; 3) появление жалоб и разнонаправленные изменения функций организма при стабильном уровне прямых критериев работоспособности; 4) ощущение усталости перед началом работы, однонаправленное ухудшение информативных косвенных показателей работоспособности, сопровождающиеся снижением уровня профессиональной деятельности.
Экстраполяция различных периодов работоспособности и утомления моряков во время плавания с их самочувствием, состоянием функций организма и критериями профессиональной деятельности может явиться обоснованием рекомендаций о представлении некоторым категориям судовых специалистов отдыха до полного исчезновения признаков утомления.
В последние годы широко обсуждается вопрос о принципах диагностики утомления и переутомления. Анализ литературы и материалы собственных исследований позволяют сделать заключение о том, что утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу, а переутомление должно быть отнесено к патологическому состоянию, которое приводит к прогрессивному снижению профессиональной работоспособности. Поэтому основным методическим подходом в диагностике утомления должно быть соотнесение изменений функций организма и динамики профессиональной работоспособности.

Оценка работоспособности и утомления моряков
Таблица 17


Периоды
работоспособности

Субъективное
состояние

Клинико-физиологические
показатели

Психофизиологические
показатели

Профессиональная
работоспособность

I— врабатываемость

Улучшается

Улучшаются

Улучшаются

Улучшается

II — высокая (оптимальная) работоспособность

Хорошее

Устойчивы

Устойчивы

Сохраняется на стабильном уровне

III — неустойчивая работоспособность (утомление)

Ухудшается

Разнонаправленные сдвиги вегетативных функций
Ухудшаются показатели функциональных проб

Сдвиги показателей носят разнонаправленный характер; некоторые константы не изменяются

Незначительно
снижается

IV — прогрессивное снижение работоспособности (переутомление)
1

Постоянное ощущение усталости, не проходящее после регламентированного отдыха

Выраженно, однонаправленно ухудшаются все показатели, величины которых могут выходить за пределы физиологических колебаний. При функциональных пробах — значительное снижение показателей, а также появление атипичных реакций

Все показатели однонаправленно ухудшаются. Появляются признаки неврастенических состояний

Значительно снижаются количественные и качественные показатели; в ряде случаев появляются грубые ошибки

Таблица 18
Величины информативных косвенных показателей в зависимости
от изменения профессиональной работоспособности моряков


Показатели

Периоды работоспособности

Врабаты-
ваемость

Высокая
работо
способ
ность

Неустой
чивая
работоспособность
(утомле
ние)

Прогрессивное снижение работоспособности
(переутомле
ние)

Частота сердечных сокращений в 1 мин в покое

63—66

67—68

59—72

>72

Пульсовое артериальное давление в покое, мм рт. ст.

45—40

41-37

45—42

<30

Индекс 2-минутного степ-теста, усл. ед.
Выносливость к статическому мышечному усилию, с
Латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором, мс

40—42

43—46
\

40-37

<37

47—50

51—41

40-31

<31

242—264

243—247

262—275

>300

Критическая частота слияния световых мельканий, усл. ед.

41—44

45-48

41—44

<41

С учетом этого принципа была разработана схема (табл. 17), позволяющая судовому врачу выявлять утомление и переутомление и иметь представление о состоянии работоспособности моряков в каждый данный момент плавания [Принципы оценки работоспособности..., 1976]. В приведенную таблицу с целью упрощения пользования ею включены не все, а лишь основные периоды работоспособности, а в табл. 18 представлены числовые значения информативных косвенных показателей по названным периодам работоспособности моряков. Располагая такими данными и сопоставляя их с фактически наблюдаемыми сдвигами у членов экипажа в период плавания, можно с достаточной достоверностью судить о динамике работоспособности, утомления и переутомления моряков в рейсе и при необходимости рекомендовать проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.

При утомлении показатели функций организма и профессиональная деятельность снижаются незначительно. Однонаправленное ухудшение косвенных показателей работоспособности, резкое снижение профессиональной деятельности и появление в работе грубых ошибок являются важнейшими симптомами переутомления.
Переутомление — это такое состояние, когда обычного периода отдыха недостаточно для восстановления работоспособности, и в организме человека к началу следующего цикла работы сохраняются объективные и субъективные остаточные явления утомления от предыдущей работы. Причиной переутомления могут быть недостаточный по времени или нерационально проведенный отдых или чрезмерная рабочая нагрузка. Таким образом, состояние переутомления возникает всегда в случае того или иного нарушения режимов труда и отдыха и характеризуется прежде всего ощущением усталости перед началом работы. Это состояние приводит к резкому ухудшению количественных и качественных показателей работоспособности и появлению грубых ошибок при выполнении моряками профессиональных обязанностей.
Основным признаком переутомления является нарушение продолжительности различных периодов работоспособности. При начальных признаках переутомления длительность первых периодов резко укорачивается и основная трудовая деятельность протекает при субкомпенсированном состоянии. При более выраженном переутомлении, особенно когда оно носит хронический характер, состояние пониженной работоспособности существует еще до начала работы и первые стадии работоспособности отсутствуют полностью, а вся трудовая деятельность протекает при декомпенсированном состоянии. Тяжелые степени переутомления характеризуются фазой срыва, которая не исчезает после отдыха и требует проведения лечебных мероприятий.
Определение первых, начальных признаков переутомления является наиболее важным в контроле за состоянием работоспособности, так как регистрация их у моряков позволяет своевременно принять необходимые меры для преодоления утомления и тем самым обеспечить устойчивую работоспособность и предупредить развитие переутомления.
Касаясь непосредственно вопроса диагностики утомления у моряков, необходимо иметь в виду следующее. Состояние высокой работоспособности судовых специалистов сохраняется до тех пор, пока не наступает ухудшение самочувствия и профессиональной деятельности.

Неустойчивая работоспособность ограничивается периодом от начала ухудшения субъективного состояния и косвенных показателей до начала существенного снижения уровня профессиональной деятельности. Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется выраженным и стабильным ухудшением самочувствия, косвенных и прямых показателей. Таким образом, можно сказать, что утомление появляется на границе периодов высокой и неустойчивой работоспособности, а на границе периодов неустойчивой работоспособности и прогрессивного снижения оно переходит в переутомление. Следовательно, утомление, как состояние организма, вызванное выполняемой работой, проявляется от начала ухудшения субъективного состояния и косвенных показателей работоспособности до начала прогрессивного снижения успешности профессиональной деятельности, которое в свою очередь уже является главным объективным признаком переутомления.
Утомление моряков в данном случае рассматривается как состояние организма, вызванное выполняемой работой после определенной продолжительности плавания, которое условно принимается за единый рабочий цикл. В этом цикле выявляется приведенная выше динамика работоспособности, и утомление моряков обнаруживается- в период неустойчивой работоспособности. Однако периоды изменения работоспособности и утомление могут быть выявлены и во время несения каждой вахты, если ее рассматривать также как отдельный рабочий цикл. Следовательно, необходимо различать утомление, которое наступает у моряков после определенной продолжительности плавания, и утомление, которое появляется у них во время вахт. Поскольку по своей сути это одна и та же физиологическая реакция организма на выполняемую работу, то утомление и в том и в. другом случае проявляется в ухудшении самочувствия и функций организма и в последующем некотором снижении успешности профессиональной деятельности. Однако в первом случае эти признаки утомления могут быть обнаружены только после того, как моряки какое-то время уже находились в рейсе (например 30 или 45 сут), а во втором случае их можно выявить во время любой вахты на протяжении всего плавания.

При этом утомление, наступающее у судовых специалистов при несении вахты, вызывается выполняемой в это время работой, а утомление, развивающееся у них после определенной продолжительности плавания, является следствием выполнения всей совокупности профессиональных обязанностей в течение длительного времени.
Характеризуя эти два вида утомления, следует отметить и такое обстоятельство. Как известно, утомление после достаточного отдыха проходит. Признаки утомления, вызванного вахтой, после регламентированного распорядком дня отдыха моряков должны исчезнуть. Признаки же утомления, возникшего через определенный период рейса, могут пройти лишь в результате предоставления морякам более продолжительного отдыха в плавании или после его окончания. В противном случае проявления утомления кумулируются, и если не проводить необходимых оздоровительных мероприятий, оно может перейти в переутомление.
Рассмотренные виды утомления представляют единый процесс, находятся в тесной взаимосвязи и оказывают определенное влияние друг на друга. При этом утомление, возникающее во время вахт, если оно не полностью преодолевается в период между вахтами, ускоряет развитие другого его вида. Утомление, накапливающееся постепенно в период длительного плавания, влияет на функциональное состояние и работоспособность моряков на протяжении каждой вахты, снижая ее эффективность. Поэтому основная задача состоит в разработке и проведении таких мероприятий, которые позволили бы отодвинуть сроки развития утомления и сократить сроки его преодоления в том и другом случаях.
Длительность и интенсивность профессиональной деятельности рассматриваются в физиологии труда как определяющие моменты в возникновении и развитии утомления. Поэтому оптимизация режимов труда и отдыха моряков принимается в качестве основного профилактического мероприятия, которое должно основываться на известном в гигиене труда принципе — защиты временем от различного рода неблагоприятных воздействий. Время же, «защищающее» от развития выраженного утомления и переутомления, зависит от характера поведения человека в период отдыха между рабочими циклами, которое может быть пассивным и активным. В этой связи приемлемым для судовых специалистов решением представляется, с одной стороны, обеспечение полноценного и достаточного по продолжительности непрерывного сна, а с другой — переключение с одного вида деятельности на другой в пределах существующего распорядка дня. Данное положение, основанное на учении И. М. Сеченова (1901) об активном отдыхе, должно найти широкое применение в физиологии морского труда.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »