Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Глава 1
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЛИТЕЛЬНЫХ ПЛАВАНИЙ
В физиологии морского труда профессиональная деятельность судовых специалистов рассматривается как специфический вид трудовой деятельности человека. Поэтому все, что известно в науке о факторах, определяющих состояние функций организма и работоспособность человека, относится также и к морякам. В настоящее время является общепризнанным, что эффективность использования оборудования, приборов и судовых систем, как и управление судном в целом, определяется преимущественно уровнем работоспособности моряков.
Во время длительного плавания на судовых специалистов действует сложный комплекс факторов внешней среды, оказывающий влияние на состояние функций организма и работоспособность членов экипажа. В этот комплекс прежде всего должны быть отнесены разнообразные факторы обитаемости судов, уменьшение потока привычных сенсорных раздражителей, нарушение суточных биологических ритмов, изменение режимов труда и отдыха, резкое ограничение привычной для человека двигательной активности (гипокинезия), укачивание, высокое нервно-психическое и эмоциональное напряжение и др.
Оценка неблагоприятных факторов среды во время длительных плаваний судов производится не только определением их абсолютных величин, но и путем изучения влияния этих факторов на состояние функций организма и механизмы их изменений, на уровень работоспособности и заболеваемость моряков как в период рейсов, так и в течение всего времени работы на судах. Исходя из сказанного, комплексная оценка условий плавания должна осуществляться на основании физиологогигиенической их характеристики. При этом физиологические аспекты являются интегральным показателем влияния факторов длительных плаваний на состояние здоровья моряков.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБИТАЕМОСТИ СУДОВ

В последние годы в практике проектирования и постройки судов все больше находит отражение выполнение различных требований по обеспечению нормальной обитаемости. Вместе с тем борьба за хорошую обитаемость судов не всегда опирается на достаточно четкие представления о том, что такое обитаемость и каковы общие и частные требования к ней. Наиболее четкое и краткое определение обитаемости судов было дано И. А. Саповым и С. В. Миропольским (1964). По их мнению, обитаемость судна — это условия жизни и деятельности членов его экипажа, обеспеченные совокупностью технических средств и архитектурных особенностей данного объекта.
Обитаемость судов нередко оценивается только техническими средствами, предназначенными для осуществления вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, снижения шума и вибрации, общими характеристиками жилых, служебных и бытовых помещений и т. п. Совершенно очевидно, что такая оценка явно недостаточна, так как обитаемость является не технической, а биологической категорией и характеризует условия жизни и деятельности людей. Следовательно, оценка обитаемости должна производиться по условиям труда, отдыха и быта экипажа в целом и отдельных его членов. Эти условия создаются с учетом удовлетворения физиологических, гигиенических и эстетических потребностей людей. Человек является центральным звеном, по состоянию функций и работоспособности которого можно судить о качестве обитаемости того или иного судна.
Условия труда и отдыха на судах в значительной мере отличаются от береговых. Моряки нередко находятся в тесных жилых и служебных помещениях с различным микроклиматом. Микроклиматические условия в помещениях судна определяются, с одной стороны, районами плавания, а с другой — эффективностью работы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также особенностями размещения кают и наличием в них тепловыделяющих технических устройств.
Величина тепловыделений в различных помещениях судов не одинакова. В машинных, дизельных и рефрижераторных отделениях наличие двигателей, различных агрегатов, установок и оборудования служит мощным источником конвекционного и радиационного тепла. Наличие нагретых поверхностей и ограждений, температура которых иногда достигает 70—100° С и более, и повышенное инфракрасное излучение от них в ряде жилых помещений нарушает тепловой комфорт человека. В каютах судов иногда средняя температура внутренних ограждений превышает температуру воздуха на 2—10° С и более [Сергеев Е. П., 1974].
Вентиляция судов не всегда обеспечивает необходимый температурный режим в их помещениях, поскольку ее эффективность зависит от температуры наружного воздуха. Обычно в помещениях судна температура превышает таковую наружного воздуха на 5—10° С и более. Отсюда понятно стремление к применению эффективных средств кондиционирования воздуха на современных судах, особенно при плавании в низких широтах.
При выполнении функциональных обязанностей на наружных рабочих местах и в перегреваемых помещениях судов моряки могут подвергаться воздействию тепловой нагрузки, с которой организм должен справляться для сохранения теплового баланса. Тепловой баланс организма сохраняется, если тепловая нагрузка близка к нулю. Чем выше внешнее тепловое воздействие и тяжесть физической работы, тем больше тепловая нагрузка, которая при плавании в низких широтах может достигать 500—600 ккал/ч. Как указывают Н. И. Матузов и Б. Н. Ушаков (1964), F. Ellis (1952) и др., при плавании в тропиках судовые специалисты предъявляют жалобы на общую слабость, жажду, потливость, усталость, головные боли. Объективно при этом отмечается повышение температуры тела и средней взвешенной температуры поверхности кожи, резко усиливается интенсивность потоотделения, наблюдается ряд неблагоприятных функциональных сдвигов со стороны центральной нервной системы и органов кровообращения. В период вахт изменения в организме моряков еще более возрастают, что приводит к резкому ухудшению субъективного состояния специалистов, нарушению терморегуляции и выраженному снижению их работоспособности.

В холодное время года, а также при плавании в высоких широтах, большие теплопотери осуществляются через наружные ограждения, что ведет к резким суточным колебаниям температуры воздуха даже в жилых помещениях, достигающим иногда 10° С и более. Отрицательная тепловая радиация ведет к глубокому охлаждению организма моряков.
Скорость движения воздуха в помещениях судов, как правило, не велика и в жилых каютах составляет 0,05— 0,1 м/с, а на рабочих местах и в перегреваемых помещениях— 1,0—1,5 м/с. Поэтому при плавании в низких широтах искусственно увеличивают ее путем применения различных вентиляторов. Повышение подвижности воздуха до 1,5—2 м/с равноценно по ощущению снижению температуры воздуха на 4—6° С (Сергеев Е. П., 1974].
При оценке влияния температуры воздуха на организм нельзя не учитывать и его влажность. Относительная влажность воздуха в жилых помещениях судов колеблется от 30 до 70%, достигая иногда 90% при выключенной вентиляции. При относительной влажности ниже 30% отмечаются сухость, раздражение слизистых оболочек носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи с чем иногда возникает необходимость увлажнения воздуха. Влажность воздуха больше 70% в сочетании с высокой температурой способствует перегреванию.
Изменение химического состава воздуха в вентилируемых помещениях судов редко достигает таких величин, которые угрожали бы здоровью моряков. Пребывание людей в отдельных случаях в плохо вентилируемых помещениях ведет к постепенному уменьшению количества кислорода и повышенному содержанию углекислого газа в воздухе. Если содержание кислорода становится меньше 18%, то появляются головные боли, головокружение, повышенная утомляемость и слабость, а падение уровня кислорода до 16% делает невозможным пребывание человека в помещении (Shulte J., 1964]. С увеличением концентрации двуокиси углерода во вдыхаемом воздухе отношение альвеолярного углекислого газа к капиллярному уменьшается, что нарушает нормальную диффузию его из крови. Такое изменение степени диффузии организм компенсирует увеличением глубины и частоты дыхания, усилением работы сердца. Если концентрация углекислого газа во вдыхаемом воздухе составляет более 1%, то при длительном пребывании или тяжелой работе увеличение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания недостаточно для выведения
его из организма, углекислый газ начинает накапливаться в крови и тканях человека.
В последние годы в литературе обсуждается вопрос о возможности адаптации организма человека к повышенному содержанию углекислого газа во вдыхаемом воздухе, при этом считается, что оно возможно при содержании углекислого газа в пределах 0,5—1,5%. Однако и при таких условиях адаптация к углекислому газу требует определенного напряжения функций организма и в конце концов приводит к снижению работоспособности моряков (Адаптация подводников.., 1973). Анализ обширных материалов отечественной и зарубежной литературы, а также собственные экспериментальные исследования дали основание О. Ю. Сидорову и 3. К. Сулимо-Самуйлло (1976) выделить следующие 6 зон адаптационного и токсического действия на организм углекислого газа: 1) физиологическая норма — от 0,03 до 0,6%; 2) адаптация1 — от 0,6 до 12%; 3) относительное напряжение физиологических функций — от 1,2 до 2%; 4) скрытая патология — от 2 до 3%; б) токсическое действие — от 3 до 5%; 6) опасная для жизни зона — свыше 5%. Такое распределение зон не предусматривает какой-то жесткости границ между ними. В зависимости от характера выполняемой работы, длительности пребывания в гиперкапнической среде, возраста и состояния здоровья людей, влияния других неблагоприятных факторов в каждом конкретном случае границы отдельных зон могут расширяться или суживаться, перекрывать друг друга.
В ухудшении химического состава воздуха большое значение приобретают экзогенные углеводороды и органические вещества эндогенной природы. Так, R. Uands (1975) указывает, что в воздушной среде гермообъектов содержится до 300 химических веществ, выделяющихся от механизмов, оборудования, синтетических материалов, приборов, а также образующихся в процессе жизнедеятельности человека.
1 Очевидно, имеется в виду, что такую концентрацию СO2 организм переносит без существенного напряжения физиологических функций.
Установлено, в частности, что за сутки человек выделяет более 250 мг органических веществ в пересчете на кислород, столько же аммиака и аминосоединений, более 2 мг альдегидов и около 10 мл окиси углерода. По данным различных авторов, содержание окиси углерода в выдыхаемом воздухе человека составляет от 0,0028 до 0,016 мг/л. В крови некурящих мужчин содержание эндогенной окиси углерода в среднем составляет 0,38 ± 0,15 %, а уровень карбоксигемоглобина за счет этого может достигать 3—4% [Тиунов Л. А., Кустов В. В., 1969].
Относительно механизма эндогенного образования окиси углерода высказывалось несколько гипотез. Наиболее обоснованным является предположение, связывающее образование окиси углерода в организме с катаболизмом гемоглобина, а также с несовершенством функционирования систем, контролирующих углеводный обмен. Многие из этих веществ, особенно окись углерода и аминосоединения, обладают выраженным токсическим действием на организм человека. При физической работе, психических напряжениях и в условиях воздействия различных вредностей выделение этих веществ может возрастать в несколько раз.
Загрязнение воздуха судовых помещений происходит и при курении, так как табачный дым содержит недифференцированные и ароматические углеводороды, радиоактивные вещества, окись углерода и др. Окись углерода образуется, кроме того, в результате окисления смазочных масел (особенно на горячих поверхностях двигателей и механизмов) и масляных красок. Установлено, например, что в судовом помещении, свежевыкрашенном масляной краской, может образовываться в течение первых 4—6 нед после покраски 0,28—0,32 м3 окиси углерода в сутки [Shulte J., 1964].
Из других вредных примесей, встречающихся в воздухе судовых помещений, необходимо иметь в виду наличие окислов азота, сурмянистого и сернистого водорода, фенола, формальдегида и других токсичных соединений. При характеристике воздушной среды следует также учитывать ее запыленность и загрязненность микроорганизмами и бедный легкими аэроионами состав.
Источники шума на судах многочисленны и разнообразны. Основными и наиболее мощными из них являются паровые и газовые турбины, дизели, генераторы электрического тока, электровентиляторы и другие вспомогательные механизмы и оборудование.

Жесткое соединение источников шума с корпусом судна и большая звукопроводность металлических конструкций способствуют распространению структурного шума в соседние помещения, дополняя проникающий туда шум воздушным путем. Палуба, подволок, переборки и другие металлические конструкции слабо поглощают звук, отражают его с малой потерей энергии, в связи с чем усиливается шум в помещениях. Шум на судах отличается не только стабильностью и высокой интенсивностью, но и содержанием высокочастотных составляющих, которые оказывают наиболее неблагоприятное действие на организм моряков. Проблема защиты человека от шума на современных судах приобретает особую актуальность. Сегодня в полной мере сбывается высказывание Роберта Коха, сделанное им в конце XIX века, о том, что когда- нибудь человечество принуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой.
Наибольшая интенсивность шума на судах наблюдается в помещениях главных механизмов. На некоторых классах судов с мощными силовыми установками шум особенно интенсивный. Очень часто в машинных отделениях, на открытых рабочих местах, а также в некоторых случаях и в звукоизолированных постах управления силовыми установками, рулевых рубках и жилых помещениях экипажа шум превышает уровни, установленные санитарными нормами, и составляет 70—105 дБ и более [Вожжова А. И., Захаров В. К., 1968].
Длительное действие сильного шума ведет к нарушению ряда функций организма и снижению работоспособности. В частности, у моряков отмечаются головные боли, головокружение, быстрое появление чувства усталости, раздражительность [Вожжова А. И., Сапов И. А., 1960; Сапов И. А., Смородин Η. Ф., 1970]. Объективно при этом имеют место сдвиги в гемодинамике, ослабление внимания, замедление скорости сенсомоторных реакций, нарушение точности движений. Значительные изменения наблюдаются со стороны органа слуха. Вначале сдвиги носят функциональный характер, а в дальнейшем могут возникать и необратимые изменения, у некоторых судовых специалистов развивается профессиональная глухота.

В частности, исследованиями L. Iversen (1957) установлено, что у 20,5% личного состава торпедных катеров и подводных лодок норвежского военно-морского флота (уровень шума достигал 100—110 дБ) имеется стойкое акустико-травматическое снижение слуха, при этом оно значительно чаще встречается среди лиц машинных и дизельных команд.
Вибрация на судах, так же как и шум, в ряде случаев достигает значительных величин, оказывая неблагоприятное  влияние на состояние функций организма и работоспособность моряков. Одной из основных причин вибрации являются механические колебания упругих тел, возникающие под действием возмущающих сил при вращении гребных винтов и работе главных и вспомогательных механизмов. При этом вынужденные колебания корпуса и его отдельных конструкций охватывают широкий частотный диапазон (от 0,8 до 20 000 Гц). Собственные колебания корпуса у большинства судов имеют частоту в пределах 0,6—3,3 Гц, а палуб и переборок в районе кормы и машинных отделений — 5,0—8,3 Гц [Вожжова А. И., Захаров В. К., 1968].
Наибольшая чувствительность к вибрациям выражена при частоте, близкой к частоте собственных колебаний тела человека и его отдельных органов. Считается, что частота собственных колебаний тела человека, головы и органов брюшной полости находится в пределах от 6 до 9 Гц. Следовательно, такая частота вынужденных вибраций будет наиболее ощутима для человека. Степень ощущения вибраций в основном определяется колебательной скоростью и ускорением. При относительно малых амплитудах (до 0,02 мм) и больших частотах (более 15 Гц) главную роль играет колебательная скорость, а при больших амплитудах и малых частотах — ускорение.
Некоторыми авторами проводились экспериментальные исследования по нормированию вибрации судов. Так, Е. В. Левин (1966) в исследованиях на людях определял влияние вибрации с частотой 10—50 Гц и амплитудами от 0,014 до 0,100 мм при ее воздействии продолжительностью до 15 сут. Из всех проверенных параметров вибрации в качестве минимально действующих были приняты величины амплитуд вертикальной вибрации в диапазоне 0,014—0,054 мм. Такая вибрация субъективно переносилась удовлетворительно. Отмечались лишь единичные жалобы испытуемых. При клинико-физиологических исследованиях со стороны различных органов и систем существенных изменений не было обнаружено.
На формирование обитаемости ряда судов заметное влияние могут оказывать электромагнитные колебания и ионизирующие излучения, обусловленные использованием ядерной энергетической и радиолокационной установок, а также различными средствами связи. Судовые радиопередатчики и радиолокационные станции являются источниками высоких и сверхвысоких частот, которые возникают не только при генерировании радиоволн в момент работы аппаратуры, но и за счет вторичного излучения от металлических поверхностей в виде наведенных токов. Лица, длительно работающие с источниками электромагнитных полей радиочастот, подвергаются хроническому воздействию излучений и в их организме возникают различные нарушения, прежде всего функции центральной нервной системы и органов кровообращения. Н. Б. Горбоносова (1969), изучая состояние здоровья судовых радиооператоров, установила, что у лиц этой профессии встречаются преимущественно заболевания сердечно-сосудистой системы, глаз и нервной системы. Сравнение этих данных с заболеваемостью других групп плавсостава позволило автору сделать вывод об определенных особенностях заболеваний радиооператоров, которые можно связать прежде всего с влиянием высокочастотного облучения.
При нормальных условиях эксплуатации судовой ядерной энергетической установки система обеспечения радиационной безопасности экипажа судна, как правило, исключает воздействие радиоактивных газов, аэрозолей и загрязненных радиоактивными веществами поверхностей на обслуживающий персонал. Эти факторы приобретают практическое значение лишь в случае аварийных ситуаций при нарушении герметичности первого контура и попадании радиоактивных веществ в некоторые судовые помещения. Однако необходимо иметь в виду, что члены экипажа, обслуживающие ядерную энергетическую установку, даже при нормальной ее работе могут подвергаться воздействию малых доз ионизирующих излучений. Например, на американских атомных подводных лодках дозы облучения моряков при нормальной радиационной обстановке составляют от 0,2 до 3,9 бэр в год [Ebersole J., 1958]. Совершенно очевидно, что комбинированное воздействие даже таких небольших доз ионизирующих излучений с другими вредными факторами обитаемости будет вызывать более существенные неблагоприятные сдвиги в организме судовых специалистов [Некоторые биохимические показатели.., 1964; Кейзер С. А., 1966]. Поэтому является оправданным тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья лиц, обслуживающих ядерную энергетическую установку на судах. Мы подчеркиваем это положение потому, что иногда совершенно необоснованно высказывается мысль о возможности снижения требований к системе радиационной безопасности на судах и менее тщательного медицинского обследования соответствующих специалистов.
Таким образом, даже краткое рассмотрение факторов обитаемости судов дает основание считать, что в период длительных плаваний при комбинированном и иногда кумулятивном их воздействии в организме моряков могут возникать существенные функциональные сдвиги, развиваться утомление и снижаться их профессиональная работоспособность. Перечисленные выше факторы обитаемости судов действуют непосредственно на различные органы и системы судовых специалистов. Таковы, например, температура и влажность, скорость движения воздуха и его газовый состав, шум и вибрация, электромагнитные колебания и ионизирующие излучения, которые действуют на клетки и ткани, рецепторы, анализаторы, сердечно-сосудистую и нервную системы и приводят к развитию широкого комплекса нервно-вегетативных расстройств, нарушению порогов зрительного и слухового восприятия, изменению терморегуляции, периферической крови, обмена веществ и энергии. Эти факторы путем специальных физиолого-гигиенических исследований можно достаточно легко нормировать.
При оценке обитаемости судов необходимо учитывать и другую группу факторов, которые действуют на организм не прямо, а через процессы труда, условия отдыха и быта (оборудование рабочих мест специалистов, мест отдыха и быта, питание, водоснабжение, обмундирование, обеспечение потребностей личной гигиены членов экипажа и т. п.). При действии этих факторов на организм моряков нельзя определить, например, рецепторные поля, на которые бы действовали эти факторы, и выявить прямые ответные реакции организма. Тем не менее, совершенно ясно, что от того, в какой мере решены эти вопросы, зависит состояние функций организма, степень утомления и уровень работоспособности любого специалиста. Нормирование факторов обитаемости этой группы представляет значительные методические трудности. Достаточно эффективно они могут быть решены только при учете психофизиологических возможностей человека применительно к конкретным требованиям рабочих мест.
Состояние факторов внешней среды на рабочих местах моряков обозначают термином «рабочая среда» и рассматривают его как комплексный показатель, определяемый характером влияния этой среды на работоспособность, состояние здоровья и субъективные ощущения человека. Η. Ф. Кошелев и соавт. [Некоторые определения.., 1976]1 приводят показатели состояний человека при различных видах рабочей среды (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменений показателей состояния человека при различных видах рабочей среды

 

 

Виды рабочей среды

Показатели

Комфортная

Относительно
дискомфортная

Экстремальная

Работоспо
собность

Оптимальная динамика изменения работоспособности во времени

Некоторое снижение (до заданного уровня)

Снижение (ниже заданного уровня)

Состояние
здоровья

Сохраняется
полностью

Сохраняется

Сохраняется в течение некоторого времени

Субъективные ощущения (самочувствие)

Хорошие

Неприятные

Чрезвычайно
неприятные

Материалы данной таблицы дают возможность дифференцированно подходить к оценке рабочей среды.
1 Некоторые определения и понятия в проблеме гигиенического нормирования (Авт. Η. Ф. Кошелев, В. И. Медведев, В. А. Мозин и др. Воен.-мед. журн., 1976, № 7, с. 53—55).
Так, оценивая комфортную среду, при учете прочих состояний организма, ведущее значение имеет самочувствие человека; при оценке экстремальной рабочей среды главное внимание должно уделяться работоспособности и состоянию здоровья. Принципы формирования и оценки рабочей среды показаны на схеме.
Рабочая среда и ее формирование
Рабочая среда и ее формирование по Кошелеву Η. Ф. и др.
В соответствии с заранее заданным состоянием рабочей среды разрабатываются определенные требования к ее факторам на судах, которые представляют собой физиолого-гигиенические нормы. Последние определяются как количественно выраженные и официально регламентированные требования к факторам внешней среды на рабочих местах, обеспечивающие хорошее самочувствие, высокую работоспособность и сохранение здоровья.
Физиолого-гигиенические нормы разрабатываются на основании изучения изменений физиологических функций, возникающих под действием факторов определенной интенсивности. При этом основной задачей является установление границ, за пределами которых физиологические изменения переходят в патологические. Отсюда возникает необходимость в определении так называемой физиологической нормы. По-видимому, ее можно рассматривать как зону функциональных изменений в организме, в пределах которой сохраняются хорошее самочувствие, здоровье и оптимальный для конкретных условий уровень работоспособности человека.
При определении физиолого-гигиенических нормативов для рабочих мест на судах необходимо исходить из следующих основных положений: а) длительность воздействия факторов обитаемости может колебаться от нескольких минут до нескольких недель и даже месяцев; б) многие неблагоприятные факторы действуют комбинированно и вызывают в организме потенцирующий или кумулятивный эффект; в) величина фактора не остается постоянной, а может значительно изменяться в процессе труда; г) условия труда моряков предъявляют неодинаковые требования к функциональному состоянию различных органов и систем организма; д) действие неблагоприятных факторов обитаемости встречается не только в процессе работы, но может продолжаться и во время отдыха (сна) судовых специалистов; е) исходное состояние функций организма моряков может быть изменено вследствие воздействия других условий плавания.
Работоспособность моряков определяется функциональным состоянием организма, уровнем профессиональной подготовки, степенью его тренированности к выполнению данного вида работы, установкой и мотивами деятельности, а также в значительной мере условиями труда. Последние для любого члена экипажа обусловлены степенью занятости и характером выполняемой работы, обеспечением необходимых удобств для выполнения функциональных обязанностей, комплексом факторов внешней среды на рабочем месте. В связи с этим при выполнении требований по обеспечению нормальной обитаемости судов должна найти практическое применение концепция динамического, многофакторного и многоуровневого физиолого-гигиенического нормирования [«О принципах гигиенического нормирования.., 1971]. Авторы исследования предлагают три вида норм: допустимые, или эксплуатационные, предельно допустимые и предельно переносимые.
Под допустимыми нормами понимаются такие величины факторов, которые обеспечивают создание комфортной рабочей среды и позволяют сохранять нормальный уровень функций организма и работоспособности человека в течение всего времени работы. При определении предельно допустимых нормативов предусматривается снижение функций организма и эффективности профессиональной деятельности до какого-то возможного (заданного) уровня. Наконец, предельно переносимые нормативы предусматривают такие условия, дальнейшее ухудшение которых сопряжено с опасностью для жизни людей. Эти положения динамического многоуровневого нормирования применительно к оценке обитаемости судов имеют большое практическое значение. На одних постах управления и командных пунктах необходимо обеспечить очень сложную и напряженную деятельность судовых специалистов, что возможно лишь в условиях комфортной рабочей среды; на других — эта деятельность не очень сложна и в течение некоторого времени может нормально протекать при предельно допустимых параметрах факторов этой среды; наконец, в случае аварийных ситуаций на рабочих местах необходимо создать условия, обеспечивающие сохранение жизни моряков.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »