Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Режимы труда и отдыха - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Одним из важнейших факторов перестройки суточного стереотипа физиологических функций является совпадение ритма индивидуума с общим ритмом жизни окружающего коллектива [Койранский Б. Б., 1966]. Отсюда становится понятным важное значение рационального режима труда и отдыха моряков в плавании для сохранения нормального функционирования организма и поддержания высокой работоспособности.
Работа моряков в плавании во многом соответствует особенностям операторской деятельности. Данные литературы свидетельствуют о сравнительно кратковременной длительности эффективной вахты оператора. Так, A. Merville считает, что нормальная продолжительность дежурства для радиста равна 3 ч, вслед за чем прогрессивно ухудшается эффективность работы, нарастают напряженность и раздражительность, ухудшается самочувствие [Merville А., 1960].
А. И. Киколов (1967) приводит результаты обследования 310 работников за пультами управления. Уже через 4 ч работы у них отмечались повышение артериального давления, количества холестерина и гамма-глобулина в крови; выявлены гипергликемия, лейкоцитоз, эритроцитоз, эозинопения, увеличение выделения с мочой 17-КС, а также повышение возбудимости зрительного и слухового анализаторов. На 5—6-м часу работы в 60— 70% случаев уровень изучавшихся физиологических функций снижался, в 30—40% — несколько увеличивался или оставался без изменений. Снижение уровня функционирования организма автор объясняет развитием утомления, а его повышение — перевозбуждением центральной нервной системы, которое мешает развитию запредельного торможения.

Среди нескольких уровней бодрствования человека в течение дня выделяют бодрствование напряженное, связанное с эмоциональной и интеллектуальной деятельностью, поддерживать которое более 4 ч подряд трудно. У механиков и мотористов на морских судах в каботажном плавании уже на 4-м часу как дневных, так и особенно ночных вахт значительно снижается объем запоминаемого материала и на 10—15% уменьшается скорость двигательных реакций [Иерусалимский А. П., 1971].

Ухудшение функций организма и снижение работоспособности моряков наблюдается не только к концу вахты, но и некоторое время после нее. Считается, что продолжительность последействия операторской работы не меньше, а скорее всего несколько больше продолжительности непрерывной вахты. В частности, при 4-часовой вахте продолжительность ее последействия составляет более 4 ч [Алякринский Б. С., 1975].
Характеризуя особенности труда плавсостава, Л. М. Мацевич (1975) отмечает, что наибольшая нагрузка приходится на командный состав (рабочий день — до 12—13 ч) и обслуживающий персонал (до 10—13 ч). Остальные члены экипажа заняты в среднем около 9 ч в сутки. Самый продолжительный рабочий день у капитана (до 14—16 ч). Следствием столь значительных по продолжительности ежедневных переработок и сменного характера труда является «ломаный» график работы. В силу этого моряки в течение суток вынуждены многократно возвращаться к трудовой деятельности (капитан— 5—9 раз, обслуживающий персонал — 3—8, штурманы и механики — 4—5 и рядовые вахтенные — 2— 4 раза). Подобный труд обусловливает прерывистость и неполноценность сна, способствуя переутомлению, снижению внимания и профессиональной бдительности. Продолжительность непрерывного сна у значительной части плавсостава не превышает 3—4 ч в сутки, что в условиях ежедневных переработок явно недостаточно.
При длительных плаваниях судов одной из ведущих причин, вызывающих повышенную утомляемость и снижение работоспособности моряков, является несоответствие существующего в период пребывания в порту распорядка дня условиям повседневной деятельности экипажа в море. Переход на другой режим труда и отдыха необычен и труден для плавсостава, так как он связан с ломкой существующего и выработкой нового рабочего динамического стереотипа. Процесс, заключающийся в перестройке суточной периодики физиологических функций, представляет собой сложную приспособительную реакцию организма к новым условиям жизнедеятельности. Эта приспособительная реакция является значительной нагрузкой для организма и сопровождается существенными изменениями его функционального состояния и работоспособности, требует более длительного периода врабатываемости и адаптации к условиям плавания.
В интересах наиболее рационального использования времени с учетом конкретных условий и районов плавания на судах все еще практикуются различные измененные графики заступления на вахту, перенос времени смен вахтенных, а также изменяются часы приема пищи и отдыха плавсостава. Физиологическая сущность практикуемых режимов труда и отдыха состоит в постепенной выработке нового динамического стереотипа, наиболее соответствующего условиям деятельности экипажа в период длительного плавания. Проведенные исследования показали, что на выработку нового стереотипа у моряков, например при .несении ночных вахт, требуется около 2 нед. При этом наиболее неблагоприятные сдвиги функций организма отмечаются на 3—5-е сутки, а на 10—15-е устанавливается новый стереотип, физиологические показатели в основном соответствуют исходным и являются довольно стабильными. На наш взгляд, наиболее достоверным для оценки приспособления организма к новому режиму труда и отдыха следует считать лишь комплекс показателей, включающий основные физиологические функции организма, динамику профессиональной работоспособности и состояние сна. Это положение подтверждается и некоторыми данными литературы. Так, А. Н. Лицов (1969), анализируя физиологические функции и работоспособность человека при сдвинутом на 12 ч распорядке сна и бодрствования, предлагает различать следующие три стадии приспособления к новому режиму: 1) скрытую стадию перестройки, характеризующуюся сохранением в течение 1—3 сут «старого» суточного стереотипа; 2) стадию видимой перестройки, занимающую по времени от 3 до 7 сут и проявляющуюся постепенным сдвигом физиологических функций, работоспособности и сна испытуемых в сторону соответствия их новому режиму; 3) стадию глубокой перестройки, характеризующуюся дальнейшим упрочением и закреплением нового суточного стереотипа в период 7—10 сут.
Для сохранения высокой работоспособности специалистов, вынужденных длительное время жить и работать в условиях сдвинутого режима, по мнению автора, следует рекомендовать предварительную адаптацию их в течение 7—10 сут к конкретному суточному режиму сна и бодрствования. Строгое соблюдение распорядка дня и целенаправленность человека на перестройку режима к новым условиям являются необходимыми предпосылками быстрой адаптации.
Одна из особенностей деятельности судовых специалистов состоит в том, что на некоторых судах крайне трудно обеспечить полноценный сон моряков во время плавания. Это обстоятельство связано с тем, что отдельные факторы обитаемости действуют на плавсостав как в период несения вахт, так и во время сна. В таких условиях снижается эффективность отдыха, который не обеспечивает в период между вахтами полного восстановления измененных функций организма и работоспособности моряков.
Многолетний опыт медицинского обеспечения судов в длительных плаваниях свидетельствует о нецелесообразности изменений времени вахт, так как они требуют перестройки суточного стереотипа и способствуют более выраженному нарушению функций организма, развитию раннего утомления и значительному снижению работоспособности. Проверявшаяся в течение ряда последних лет эффективность различных режимов труда и отдыха моряков позволила установить, что наиболее физиологичным и целесообразным является постоянный на весь период длительного плавания распорядок дня. При таком режиме труда и отдыха неблагоприятные сдвиги функций организма и снижение работоспособности выражены меньше, значительно уменьшается и заболеваемость моряков в плавании.
Режим труда и отдыха в рейсах будет способствовать сохранению здоровья и работоспособности моряков, если он построен с учетом следующих основных принципов: а) является постоянным и не требует существенной переделки привычного суточного стереотипа; б) предусматривает занятость вахтами и работами не более 10 ч в сутки и ночные вахты на час меньше, чем дневные;
в)  предусматривает предвахтенный отдых (сон) и дополнительный прием чая или кофе перед ночными вахтами;
г)   обеспечивает непрерывный сон 6,5—7 ч в сутки, активный отдых и один выходной день в неделю с исключением всех плановых работ, кроме вахт.

В связи с сохранением на флоте сменной работы проблема рациональных режимов труда и отдыха судовых специалистов продолжает оставаться в центре внимания физиологии морского труда. Составление оптимального распорядка дня с учетом физиологических возможностей человека, влияния окружающей среды и специфических особенностей плавания является важнейшей задачей научной организации труда плавсостава.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »