Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Нервно-психическое напряжение - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Оснащение современных судов автоматизированными системами и сложной аппаратурой изменило характер труда моряков, приблизив его к деятельности оператора, находящегося на движущемся объекте. В связи с этим значительно возросла нагрузка на деятельность центральной нервной системы, анализаторов и всего организма в целом. Все это, естественно, привело к увеличению нервно-психического напряжения моряков.
Исторически концепция нервно-психического напряжения связана с физиологическими теориями W. Cannon (1927) и Н. Selye (1960). В отечественной литературе понятие психического напряжения (стресса) нередко связывается с перенапряжением нервных процессов, исследованию которых посвящены работы А. Р. Лурия (1926), В. Л. Марищука (1968), а  также труды Ф. П. Майорова (1954) по экспериментальным неврозам. Однако срывы при перенапряжении представляют собой дезорганизацию нервной деятельности. Повышение же продуктивности деятельности, а также чередование противоположных сдвигов работоспособности, наблюдающееся при нервно-психическом напряжении, с этой точки зрения объяснить трудно.
В настоящее время нервно-психическое напряжение рассматривается как общая психофизиологическая реакция, возникающая при смене стереотипа деятельности и наиболее резко проявляющаяся при мнимой или реальной угрозе жизни или здоровью [Мерлин В. С., 1967; Наенко Н. И., 1976]. Эта реакция связана с различными эмоциональными состояниями и входит в сложный комплекс адаптационных и компенсаторных процессов. В наиболее систематизированном и обобщенном виде научные достижения в этой области представлены Lazarus в концепции психофизиологического стресса [Lazarus R., 1970].
Состояние нервно-психического напряжения может выражаться в сдвигах двух форм: по типу нарастания возбуждения или по типу развития тормозных реакций. Резкий сдвиг форм реагирования, выражающийся в крайних состояниях возбуждения или торможения, вызывается исключительно острыми психогенными раздражителями. При относительно длительном действии стресс- факторов нередко наблюдается постепенный переход фазы возбуждения в тормозную.
Значительное нервно-психическое напряжение, которое проявляется как гиперактивизация или заторможенность, вызывает общую дезорганизацию поведения, торможение ранее выработанных навыков, неадекватные реакции на внешние раздражители, снижение работоспособности, появление вегетативных сдвигов, затруднение в распределении внимания, сужение объема внимания и памяти, импульсивные действия, более интенсивное накопление утомления.
Отличительная особенность поведения в состоянии нервно-психического напряжения заключается в его негибкости, отсутствии лабильности и пластичности. В то же время стереотипные, шаблонные действия в состоянии напряженности протекают быстрее, приобретая тенденцию к автоматизму. Таким образом, самой общей характеристикой состояния нервно-психического напряжения является нарушение структуры сложной профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность моряков нередко протекает в условиях высокого нервно-психического напряжения, которое может быть обусловлено влиянием различных факторов, характерных для длительных плаваний, и возникать: 1) при выполнении сложного задания, связанного с высокой ответственностью; 2) при действии помех; 3) при появлении сильных неожиданных раздражителей и влиянии неблагоприятных факторов обитаемости; 4) при работе в условиях дефицита времени и дефицита информации, необходимых для принятия решения и организации действий; 5) при освоении новых видов деятельности, избыточности информации и др.
Таким образом, целый ряд факторов может явиться причиной возникновения состояния эмоционального напряжения у моряков, которое сопровождается комплексом изменений не только физиологических функций, но и психических процессов. В связи с этим оправдана необходимость оценивать эмоциональную устойчивость и прогнозировать степень напряженности у кандидатов на обучение тем или иным судовым операторским специальностям при их профессиональном отборе [Бодров В. А., 1973].
Работа моряков на судах в условиях эмоционального напряжения характеризуется значительным учащением пульса и дыхания, повышением артериального давления, усилением тремора кистей рук, уменьшением содержания эозинофилов в периферической крови и увеличением количества ошибочных действий [Солодков А. С., Бердышев В. В., 19756].
Увеличение нервно-эмоционального напряжения, по- видимому, является одной из причин возросшей аварийности морских судов. Так, по данным Ливерпульской ассоциации страхования, аварийность судов мирового флота в 1958 г. составила 6944 случая, в 1959 г. — 7359, в 1960 г. —7368, в 1961 г. —7818, в 1969 г. —7938, т. е. за это время она возросла на 1000 случаев [Сергеев Е. П., 1974].

Анализ аварий в районах интенсивного судоходства в японских водах за 1964 г. показал, что при увеличении общего числа аварий 76% из них (2175 случаев) явились следствием ошибок и отдельных упущений со стороны ответственных лиц, при этом наибольшее количество аварий зарегистрировано на 4-м часу ночных вахт. Из 266 аварий, имевших место в 1953 г. на шведских судах, 156 произошли по вине людей. При столкновениях судов «человеческий» фактор как основная причина аварии составил 75%.

1 Сеченов И. М. Две заключительные лекции о значении так называемых 1растительных актов в животной жизни. — Мед. вести., 1861, № 26, с. 242.

Из названных 156 случаев 12 было связано с заболеваниями моряков, 13 —с недостаточной профессиональной компетенцией и 131 — с психологическим фактором. К последнему отнесены невнимательность, повышенное возбуждение, ухудшение памяти.
Повышению эмоциональной устойчивости судовых специалистов служит рациональная система их подготовки. Нервно-психическое напряжение, сопутствующее любой усложненной деятельности, во многом зависит и от степени подготовленности к ней плавсостава. Физиологические сдвиги эмоционального происхождения становятся менее выраженными, если специалист тренирован, профессионально опытен, физически закален и подготовлен к преодолению трудностей. Механизм повышения эмоциональной устойчивости в этом случае заключается в том, что при многократном повторении опасных ситуаций развивается процесс психофизиологической устойчивости, способствующей их правильной оценке и хладнокровному поведению.
В ситуациях невысокой психической напряженности у моряков наступает адаптация, приводящая к восстановлению качества деятельности. В случае повторения сильных психогенных воздействий может происходить обострение эмоционального реагирования и возникновение нервно-психических расстройств.
Одной из форм нервно-психических расстройств у моряков являются невротические реакции. Данным термином принято обозначать кратковременные расстройства психической деятельности, возникающие в непосредственной связи с психотравмирующей ситуацией и характеризующиеся внезапностью, быстротой развития и благоприятным прогнозом [Канарейкин К. Ф., 1965]. Их роль в морской медицине определяется не только количеством случаев заболеваний, но и тем отрицательным резонансом, который нередко может иметь место в результате неправильной оценки членами экипажа поведения товарища.
Этиопатогенез невротических реакций у моряков довольно сложен. Их формирование, по мнению В. Ф. Зверева (1971), связано с астенизирующими, психогенными и личностными факторами, имеющими в условиях работы на судах свои особенности. Астенические состояния обусловливались главным образом длительными и выраженными психическими нагрузками во время плавания. В том же направлении влияют неблагоприятные факторы обитаемости, а также некоторые соматические расстройства. Перечисленные астенизирующие факторы нередко воздействуют в комплексе и, снижая адаптационные возможности организма, создают предпосылки к возникновению невротических реакций. По данным автора, в 96% случаев невротические реакции у моряков развивались при астенизации разной степени выраженности, при этом у 1/3 они возникали в первые дни и недели после возвращения из плавания.
Во всех случаях при невротических реакциях явственно выступала роль психотравмирующих воздействий: либо острых одномоментных (в 37%), либо в виде неблагоприятных ситуаций той или иной продолжительности (в 63% наблюдений). В первом случае затрагивались основные интересы личности или ее достоинство. Во втором—для возникновения невротических реакций было достаточно незначительного повода, чему, по-видимому, способствовала предварительная психогенная «сенсибилизация». При этом переживание, явившееся непосредственным толчком к срыву, по содержанию могло быть и не связанным с основной неблагоприятной ситуацией.
Из табл. 2 видно преобладание конфликтов личностно-семейного характера (61%). Наиболее частыми из них были нарушения взаимоотношений с родными и близкими, несчастные случаи с последними, неблагоприятные ситуации, порожденные личной недисциплинированностью, различные переживания сексуального характера.
Как свидетельствует опыт медицинского обеспечения длительных плаваний, проблема половой потребности не относится к числу особенно острых. Беседы с членами экипажей судов показали, что со временем озабоченность сексуальными вопросами ослабевает. Однако трудно оценить, какую роль в проявлениях раздражительности, нарушениях сна и других симптомах невротических расстройств может играть фактор подавления половой потребности. К сожалению, до сего времени научно обоснованного, всестороннего рассмотрения этой проблемы в необходимой мере не проводится. Безусловно, эта проблема сложна, изучение ее требует специальных подходов и зависит от многих личностных, бытовых и социальных факторов.

Психотравмирующие фактора, вызывающие невротические реакции
у моряков
Таблица 2
(по Звереву В. Ф., 1971)


Факторы, связанные со служебной деятельностью

В % к числу наблюдений

Личностно-семейные
факторы

В % к числу наблюдений

Нарушение дисциплинарной практики

10,4

Конфликты с родными или близкими

16,К

Ситуации аварийные или ложно воспринимаемые как аварийные

5/2

Болезнь или смерть родных или близких

12,7

Боязнь выхода в море

5,2

Конфликты как результат личной недисциплинированности

12,1

Внезапная отмена отпуска

4,7

Конфликты и переживания сексуального характера

11,6

Необоснованное подозрение в аморальном поступке

3,9

Соматические заболевания

5.8

Осмеяние оплошности по службе

3,5

Ошибки в профессиональной деятельности

3,5

Ностальгия

1,7

Укачивание

1,7

Психологическая несовместимость

1,2

Большое значение в возникновении невротических реакций у моряков имеет психологическая атмосфера в коллективе (характер взаимоотношений между начальником и подчиненными, личностью и коллективом, между отдельными моряками, соответствие интересов личности интересам коллектива). Из психогенных факторов, связанных со служебной деятельностью, на первом месте стоят дидактические ошибки, в том числе нетактичность старших по отношению к подчиненным.
Одним из факторов поддержания достаточно высокой работоспособности экипажа и профилактики нервно-психических расстройств является уровень совместимости членов коллектива. Под совместимостью понимают такое благоприятное сочетание различных характеристик человека или группы людей, которое при данных целях, средствах и условиях деятельности повышает ее эффективность и удовлетворенность от нее. Исходя из этого, различают два вида совместимости: функциональную — в сфере взаимодействия — и психологическую — в сфере общения. Функциональная совместимость предусматривает одинаковый уровень подготовки, близкие показатели работоспособности, сходные параметры психических и физиологических функций и процессов. Психологическая совместимость имеет в виду такие межличностные отношения, которые обеспечивают в короткий срок созревание социограммы дружбы с максимальным числом взаимных выборов и минимальным числом взаимных отвержений и создание психологической гармонии на уровне всей группы для выполнения общей задачи.
Значительное увеличение продолжительности плавания может оказаться существенной причиной развития социального отчуждения и возникновения психологической несовместимости. Причинами психологической несовместимости среди моряков в большинстве случаев являются отрицательные черты характера (эгоизм, заносчивость, грубость) или такие особенности поведения, как пассивность, необоснованная придирчивость при исполнении служебных обязанностей, а также различие взглядов по некоторым вопросам труда, быта, отдыха и др.
Во время длительных рейсов, регулярно обмениваясь различной информацией, сначала поверхностной, а в дальнейшем все более интимной, люди истощают себя как источники новых сведений. В какой-то момент взаимного раскрытия наступает своеобразное психологическое насыщение друг другом и возникает желание побыть наедине, особенно острое в часы отдыха: у отдельных лиц появляется повышенное чувство раздражения, неприязнь к товарищам, возникают препирательства, угрозы и оскорбления. Если до плавания в экипаже судна иногда отмечается 2—3 парных случая несовместимости, то в длительном рейсе их число возрастает в 4—5 раз, а количество лиц, вовлекаемых в конфликт, иногда увеличивается до 3—4 человек и более. Интересным является и следующий факт: если до выхода в море нейтральное отношение личности к коллективу, как правило, не наблюдается, то в плавании такое отношение составляет уже около 10—15% от состава экипажа. Аналогичная закономерность имеет место и в установке личности к трудовой деятельности [Страхов А. П., 1976; Went A., Szezepanski С., 1966, и др.].

Представленные данные свидетельствуют о необходимости обязательного учета социально-психологических связей при проведении профессионального отбора и формирования экипажа судна. Выполненные в этом направлении исследования В. Кальника (1976) подтверждают целесообразность таких мероприятий. В частности, автором было показано, что команды, сформированные с учетом положительных социально-психологических связей, в 99,7% случаев удовлетворены совместной работой. Без учета таких связей удовлетворенность совместной работой отмечалась лишь в 77% случаев. Установлено также, что среднее время решения экспериментальных задач командами первой группы было на 20—30% меньше, чем во второй.
Среди многообразия факторов, оказывающих влияние на возникновение невротических реакций у моряков, ведущая роль принадлежит личностным особенностям. Как показано наблюдениями В. Ф. Зверева (1971), невротические реакции чаще отмечаются у психологически неустойчивых лиц (82,6%), а также морально не подготовленных к длительному плаванию на судах. Неустойчивые лица отличались некоторой эмоциональной лабильностью, обидчивостью, наклонностью к астеническим формам реакций, отдельными тревожно-мнительными чертами характера. Недостаточно подготовленные морально характеризовались низкой исполнительностью, леностью, пассивностью, эгоистическими тенденциями.
По данным A. Otterland и В. Roos (1960), из общего числа обследованных шведских моряков у 33% имеются психические расстройства различной степени выраженности. Нарушение психической сферы у норвежских моряков О. Tenfjord (1966) связывает с длительной изоляцией, монотонностью обстановки и отсутствием профессионального отбора.
Нервно-психическому напряжению, как правило, сопутствуют различные вегетативные нарушения у моряков. Чаще они наблюдаются в период первых длительных рейсов, что, видимо, связано с трудностью адаптации. В дальнейшем их частота и выраженность несколько уменьшаются. В практической работе врача невротические реакции и обусловленные ими сдвиги функций организма необходимо отличать от физиологических реакций, естественных для человека при действии неблагоприятных факторов среды. Такая дифференциация позволит правильно и грамотно проводить меры психогигиены и психопрофилактики с целью предупреждения невротических расстройств и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение раннего утомления и сохранения высокой работоспособности моряков.
Таким образом, в период рейсов на плавсостав действует сложный комплекс факторов, присущих условиям длительного плавания, каждый из которых в отдельности уже может приводить к определенным изменениям функций организма. При длительном и комбинированном воздействии составляющих всего комплекса можно с большой долей вероятности ожидать появления ряда выраженных функциональных сдвигов и снижения работоспособности моряков.
Неблагоприятные факторы среды, вызывающие функциональные сдвиги в организме или предрасполагающие к болезни, Декаши и Эхтером (цит. по Терентьеву В. Г., 1972) названы факторами риска (по американским авторам, фармингемские факторы риска). Если не осуществлять профилактических мероприятий, сочетанное воздействие трех и более факторов, по мнению авторов, может приводить к выраженным функциональным расстройствам, снижению работоспособности, развитию затянувшихся доклинических форм патологии (преморбидные состояния) и даже к возникновению заболеваний.
В настоящее время в отношении большей части факторов длительного плавания нельзя еще точно сказать, как и в какой степени каждый из них в отдельности влияет на состояние функций организма и работоспособность моряков. Однако несомненно, что своеобразные условия плаваний могут при определенных обстоятельствах вызывать значительные изменения в организме судовых специалистов. Эти изменения являются интегральным показателем влияния длительных плаваний на работоспособность и состояние здоровья моряков.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »