Начало >> Статьи >> Архивы >> Состояние функций организма и работоспособность моряков

Психофизиологическая характеристика труда моряков - Состояние функций организма и работоспособность моряков

Оглавление
Состояние функций организма и работоспособность моряков
Физиолого-гигиенические аспекты длительных плаваний
Сенсорная депривация
Суточные биологические ритмы
Режимы труда и отдыха
Гипокинезия
Укачивание
Нервно-психическое напряжение
Психофизиологическая характеристика труда моряков
Принципы и методики оценки функционального состояния организма и работоспособности
Функциональное состояние организма моряков и методики его оценки
Прямые показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Косвенные показатели работоспособности моряков и методики ее оценки
Общие принципы оценки функционального состояния организма и работоспособности моряков
Состояние функций организма и адаптация
Проблема адаптации в морской медицине
Физиологические резервы организма и адаптация моряков
Изменения функций организма в условиях плавания и адаптация моряков
Утомление и работоспособность моряков
Состояние функции организма моряков при утомлении
Утомление и динамика работоспособности моряков
Заключение

Оснащение современных судов автоматикой л телемеханикой, увеличение длительности и дальности их плавания значительно изменили условия и содержание труда моряков, который становится все более операторским, отличается большим многообразием составляющих его элементов и значительной нервно-психической напряженностью. В физиологии морского труда, в зависимости от психофизиологических особенностей деятельности судовых специалистов, последних принято делить на две основные группы: специалистов преимущественно физического и специалистов преимущественно умственного (операторского) вида деятельности. В свою очередь моряки операторной группы, выполняющие в основном управляющую деятельность, в соответствии с характером их работы и участием в ней ведущих функций организма, подразделяются на специалистов сенсорного, сен- сомоторного и логического (эвристического) профиля деятельности [Дернов А. И., 1967].
Работа специалистов физического профиля деятельности не связана с пультами управления и контроля и носит непостоянный характер, заранее обусловленный соответствующими инструкциями или поступившими приказаниями. К этой группе специалистов относятся боцманы, трюмные машинисты, электромеханики, коки и др. Их деятельность, как правило, сопряжена с необходимостью большого числа передвижений по судну и часто связана с применением значительных физических усилий. Чаще всего в трудовом процессе этих специалистов большой удельный вес занимают стереотипные автоматизированные рабочие реакции; в некоторых случаях характер труда определяется эпизодическим выполнением отдельных работ с большой физической нагрузкой.
В физиологической трактовке труд моряков этой группы необходимо рассматривать как работу преимущественно физического характера со значительными энерготратами и заметными сдвигами вегетативных функций организма. Так, например, у некоторых судовых специалистов в период плавания потребление кислорода в 1 мин даже в спокойном состоянии составляет 350—400% мл, основной обмен превышает стандартные показатели на 10—20%, а энерготраты достигают 4000 ккал/сут и более. Отмечаются также существенные, изменения показателей сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, периферической крови и обмена веществ. Наоборот, психофизиологические константы организма моряков при этом заметно не изменяются.
Характерной особенностью деятельности специалистов сенсорного профиля является восприятие информации, поступающей в виде световых и звуковых сигналов. Восприятие таких сигналов обычно связано с необходимостью тонкой их дифференцировки и выделением нередко незначительных по интенсивности полезных сигналов на фоне помех. Передача информации этими специалистами осуществляется чаще в виде докладов и сообщений и реже путем ввода полученных данных в соответствующие устройства систем управления. К специалистам этой группы на судах относятся операторы ряда установок и систем, радиометристы, радиотелеграфисты и некоторые другие категории.
В физиологическом отношении выполнение такого вида деятельности требует большой устойчивости внимания, высокого напряжения функций зрительного и слухового анализаторов, а также преимущественно аналитической работы коры головного мозга. Поэтому специалисты указанного профиля деятельности должны иметь наряду с необходимыми общими психофизиологическими качествами еще и такие индивидуальные особенности, как высокая абсолютная чувствительность зрительного и слухового анализаторов, а также их способность выделять полезные сигналы на фоне помех (высокая помехоустойчивость). Кроме того, они должны обладать способностью к длительной устойчивости внимания при монотонной работе.
Для деятельности специалистов сенсомоторного профиля характерно восприятие большого объема поступающей информации, ее переработка и осуществление ответных действий через различные органы управления. Таков вид деятельности на судах у машинистов, электриков, трюмных, рулевых и др. Выполнение ими работы связано с необходимостью быстрого и точного принятия решения и осуществления ответной моторной реакции. При этом решение логических задач и управляющие действия обычно не представляют большой сложности для оператора, так как они являются преимущественно стандартными (стереотипными) и сравнительно легко тренируемыми.
Физиологическими особенностями данного вида деятельности являются значительная нагрузка на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы и напряженная работа высших отделов центральной нервной системы. Вследствие этого специалисты указанного профиля деятельности должны обладать высокой способностью к восприятию и переработке различной информации и быстрым и точным сенсомоторным реакциям, а также хорошей работоспособностью в условиях помех, эмоциональных воздействий и влияния неблагоприятных факторов внешней среды.
Деятельность специалистов логического профиля связана с восприятием многочисленной информации различного характера, быстрой ее переработкой, принятием решения и отдачей необходимых команд. Сюда относится работа капитана судна, старшего помощника, помощника, механика, штурмана. При этом переработка информации осуществляется либо путем логического мышления с последующим принятием детерминированного решения (при поступлении достаточного количества необходимых данных), либо путем вероятностных умозаключений — при недостатке информации или дефиците времени.
В физиологическом отношении труд специалистов этой группы можно оценивать как сложную и напряженную аналитико-синтетическую работу головного мозга по переработке многочисленной информации, принятию решения и по выполнению речевых ответных реакций. В целом для работы этой категории лиц характерно большое умственное и эмоциональное напряжение. Специалисты логического профиля должны обладать хорошей оперативной памятью, высокой способностью к напряженному умственному труду, к- быстрым вероятностным умозаключениям, а также высокой нервно-эмоциональной устойчивостью.
Деятельность большинства специалистов операторного профиля характеризуется малой подвижностью, невысокими энерготратами и, как правило, незначительным изменением вегетативных функций. Так, у большей части моряков этих групп в период длительного плавания потребление кислорода колеблется от 150 до 300 мл в 1 мин, основной обмен у них на 10—40% ниже по сравнению со стандартами, свойственными людям такого же возраста, пола, массы тела и роста, а энерготраты составляют менее 3000 ккал/сут.  Психофизиологические показатели, характеризующие силу процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и их подвижность, точность реагирования на раздражители, величину пороговых восприятий, а также память, внимание и мышление у этих категорий плавсостава изменяются более существенно, чем клинико-физиологические константы.
В деятельности ряда специалистов операторного профиля характерным является и то, что получаемую ими информацию для переработки и принятия окончательного решения необходимо иногда вводить в соответствующие устройства систем управления. На современных судах выделяют три типа систем управления: неавтоматизированные, частично автоматизированные и полностью автоматизированные. В зависимости от этого и характер деятельности судовых специалистов будет различным.
В неавтоматизированных системах управления специалист, как правило, осуществляет полную переработку всей информации о режиме работы управляемого объекта и выполняет всю управляющую деятельность. Работа в таких системах в основном носит стереотипный характер. В частично автоматизированных системах управления деятельность специалиста связана в основном с постоянным контролем за режимом работы управляемого объекта и устройством автоматического регулирования, а также с выявлением и предупреждением возникающих неисправностей. При работе в такой системе оператор частично высвобождается от непосредственного процесса управления. Однако значительно возрастает удельный вес поисковой и творческой деятельности и повышается готовность к немедленному вмешательству при необходимости в процесс управления. В полностью автоматизированных системах управления основной задачей оператора является контроль за работой счетно-вычислительных машин с программным управлением. Однако и в этих системах управления специалист также находится в состоянии постоянной оперативной готовности взять управление на себя в случае выхода из строя системы автоматического регулирования.
Особенности различных видов операторской деятельности на судах в значительной степени зависят от навигационной обстановки. В сложных условиях плавания число операций по управлению возрастает на 20—60%, а на ледоколах — вдвое [Мацевич Л. М., 1975]. Это сочетается с необходимостью принятия срочных решений, эвристического мышления и отражает прежде всего деятельность капитана как оператора-единоначальника, на котором лежит вся полнота ответственности за безопасность судовождения и выполнение поставленных перед экипажем задач.
Процесс управления наиболее демонстративен при характеристике деятельности специалистов логического профиля. Осуществляется он по принципу иерархической структуры, которая ранжирует степень ответственности каждого члена экипажа за безопасность людей и сохранность судна. При этом операторский труд специалистов логического профиля в период плавания протекает на фоне значительного нервно-психического напряжения. В частности, капитан в сложных и ответственных условиях отдает более 100 распоряжений в час. Каждое из них направлено на обеспечение безопасности судна или решение сложных оперативных задач, т. е. связано с исключительно высокой ответственностью.
Степень активизации внимания во время вахт резко возрастает и составляет 80—120 переключений внимания в минуту (на ледоколах — до 200—300), что свидетельствует о выраженном напряжении судовых специалистов на вахте. В целом, по признаку нервно-эмоционального напряжения, предусматривающему личный риск, опасность, ответственность за безопасность других лиц, труд всех членов экипажа судна относят к IV категории очень напряженного труда [Мацевич Л. М., 1975].
На перспективных судах труд моряков претерпевает еще большие изменения. В частности, на комплексноавтоматизированных судах, где на всех рабочих местах и командных пунктах устанавливаются полностью автоматизированные системы управления и контроля, работа всех специалистов является операторской. Кроме того, вследствие широкого совмещения (комплексирования) профессиональных обязанностей отдельных специалистов в одну и сокращения численности экипажей появляются принципиально новые и более сложные виды деятельности, в которых должны оптимально сочетаться элементы всех видов операторской работы с преимущественным преобладанием логического профиля.  Это приводит к необходимости специальных исследований, результаты которых позволят определить особенности деятельности таких специалистов и на этой основе разработать требования к их профессиональному отбору, а также физиологические основы их обучения и тренировки. Непременным условием повышения эффективности деятельности судовых специалистов будет являться рациональное устройство, компоновка и оборудование пультов управления на рабочих местах и командных пунктах судов.



 
« Современные тенденции проявлений сосудистой патологии в детском возрасте   СПИД »