Начало >> Статьи >> Архивы >> Техника приготовления музейных препаратов

Приготовление и хранение препаратов - Техника приготовления музейных препаратов

Оглавление
Техника приготовления музейных препаратов
Восстановление естественной окраски
Приготовление и хранение препаратов
Метод обработки атеросклеротических артерий, приготовление стеклянных камер
Замечания о растворах и фильтрах

Метод приготовления влажных препаратов

Из всех способов заделки препаратов наилучшим и наиболее распространенным является влажный, когда препарат заключают в банку со свежей порцией глицериновой смеси. Для этой цели могут быть использованы любые стеклянные банки соответствующих размеров, но особенно хороши и удобны четырехугольные (специально музейные). Помещаемый в банку объект укрепляют при помощи толстых шелковых ниток на стеклянной пластинке или рамке. Последние готовят на горелке из толстых стеклянных палочек. Очень хороши для монтирования препаратов пластинки в рамки из плексигласа. Препараты, легко всплывающие на поверхность жидкости, закрепляют на таких пластинках и рамках, которые одним своим ребром упираются в дно, а другим — в крышку банки. Для тех же целей можно воспользоваться и толстыми (тяжелыми) стеклянными пластинками. При полном соответствии препарата и банки никакого специального закрепления не требуется. Если необходимо укрепить на препарате какие-либо камни (желчные или мочевые), то их приклеивают 20—25%-ным раствором желатины, которую затем подвергают дублению 15—20%-ным раствором формалина. Формалинизацию проводят осторожно, не повреждая окраски препарата, пользуясь для этого ватой, смоченной в формалине и аккуратно наложенной на желатину в области приклеиваемых камней.
После того, как препарат соответствующим образом установлен и укреплен, банку закрывают стеклянной крышкой, приклеивая ее. Надо заметить, что часто применяемая для этой цели менделеевская замазка  мало пригодна, так как крышка, закрепленная ею, легко отваливается. Более практична замазка Г. В. Шора следующего состава:
Гуттаперча                                                     100 г
Черная смола                                               400 »
Асфальт                                                           200 »
Сало несоленое                                            200 »
Канифоль                                                       400 »
Замазку готовят в металлической посуде при нагревании и тщательном размешивании. Эта замазка хорошо противостоит размывающему действию глицериновых смесей, но к ней нужно приспособиться. В зависимости от температурных условий, при которых сохраняются музейные препараты, приходится изменять количественные соотношения входящих в нее компонентов. Замазка должна быть в достаточной мере пластичной, но в то же время твердой и не давать потеков при длительном хранении препаратов. Слишком большое содержание канифоли делает замазку хрупкой и ведет к легкому отскакиванию ее, а следовательно и крышки, при сильном ударе. Для лучшего приставания замазки края банки предварительно хорошо очищают, протирая спиртом и бензином; затем при помощи горячего шпателя наносят ее на края банки в виде непрерывного валика и сверху кладут подогретую стеклянную крышку (пластинку). На крышку до полного застывания замазки помещают какую-нибудь тяжесть. После того, как крышка хорошо приклеится, производят окончательную отделку снаружи, замазывая все щели и оплавляя горячим шпателем выступающую замазку. Края банки покрывают асфальтовым лаком или черной эмалевой краской; можно оклеивать и полосками черной бумаги.
В качестве заменителя глицериновой смеси для окончательной заделки препаратов предлагается солевой раствор Тизенгаузена следующего состава:
Калийная селитра                            10 г
Поваренная соль                            200 »
Вода                   1000мл
Эта жидкость легко плесневеет, поэтому ее готовят по мере надобности, кипятят, если надо, фильтруют и обязательно добавляют немного тимола или камфары.
Можно заключать препараты (после пропитывания в глицериновой смеси) и в насыщенный водный раствор сахара. Последний готовят из расчета 220 г сахара на 100 мл горячей воды.* Для более полного растворения банку с сиропом (плотно закрытую) ставят на 1—2 дня в термостат при температуре около 50— 55°. Кипятить сироп нельзя! Для предупреждения плесени в сироп добавляют немного тимола.

*Растворимость сахара при температуре 100° составляет 487, 2 г на 100 мл воды, а при 20° —203,9 г.

Наконец, при затруднениях с глицерином нужно учесть и такой метод заделки, когда препараты готовятся и монтируются как и для влажного способа, но глицериновая смесь наливается в банку в очень небольшом количестве, приблизительно на высоту нескольких сантиметров. При такой заделке препарат время от времени обливается содержащейся в банке жидкостью посредством осторожного переворачивания банки. Такие полусухие препараты при хорошем уходе за ними сохраняются очень долго (годами) и в этом отношении выгодно отличаются от настоящих сухих препаратов, приготовленных по методу Г. В. Шора.
Музейные препараты, приготовленные с сохранением естественной окраски, должны храниться в темноте (во избежание выцветания) и в прохладном помещении.
Препараты с угольной пигментацией хорошо сохраняются в любой жидкости и, в частности, в растворах формалина и в спирте. Желтушно окрашенные органы лучше всего хранить в сухом виде по Г. В. Шору, ибо в глицериновых смесях и в растворах формалина желчные пигменты легко извлекаются, закрашивая жидкость.
Препараты костей готовят различно: влажным способом, по способу Шора * и, наконец, сохраняют в сухом виде, вне всякой посуды. В последнем случае их последовательно подвергают мацерации, обезжириванию и отбеливанию. Предварительно кости тщательно очищают от мягких тканей и промывают в водопроводной воде.
Мацерация достигается путем вымачивания костей в теплом содовом растворе до полного отделения мягких тканей. По окончании мацерации следует обезжиривание, сначала в 96° спирте, а затем в эфире или бензине. Отбеливают или в перекиси водорода, или в хлорной извести, или, наконец, на солнце. Подробности приготовления костей в сухом виде можно найти в работе Л. К. Ковешниковой и Е. А. Клебановой.

*В том случае, когда имеют в виду приготовление костей с сохранением окраски (т. е. влажным способом или по Шору), то нужные распилы делают только после фиксации костных объектов.

Хранение препаратов в сухом виде по Шору

Для хранения препаратов в сухом виде в качестве камер используют любую посуду: тарелки, миски (фаянсовые, эмалированные), цинковые тазы и т. д.* Перед заключением в такую посуду препараты выдерживают в глицериновой смеси (лучше всего в жидкости Шора) не менее 3—4 недель. Желательно, чтобы посуда по своим размерам соответствовала препаратам. На дно камеры кладут толстый слой ваты, который в центральной части слегка смачивают глицериновой смесью и укладывают препарат. Очень важно, чтобы препарат плотно лежал в камере и не смещался, для этого вокруг него в виде рамки помещают массивный валик из свернутой марли или ваты. Если таким путем не удается придать препарату должной устойчивости, то поступают следующим образом: берут подходящую по размерам стеклянную пластинку, обшивают ее марлей, прочно фиксируют на ней толстыми нитками (лучше шелковыми) препарат и затем эту пластинку (с препаратом) приклеивают к дну камеры шоровской или менделевской замазкой. После того как препарат хорошо уложен, камеру закрывают. Крышку укрепляют менделеевской замазкой и края ее покрывают какой-нибудь черной краской (асфальтовым или битумным лаком, черной эмалью) или, наконец, оклеивают черной бумагой. Перед закрытием камеры внутреннюю поверхность крышки, смазывают, во избежание отпотевания, тонким слоем глицериновой смеси. Технические подробности этого метода можно найти в оригинальных статьях Г. В. Шора.

  *При пользовании цинковыми тазами или деревянными ящиками последние тщательно и повторно прокрашивают как снаружи, так и изнутри белой эмалевой краской.             

Преимуществом метода Шора является исключительная простота приготовления и легкость препаратов; недостатком — необходимость постоянного контроля с целью своевременного извлечения подсыхающих препаратов и повторной обработки их в глицериновой смеси. Кроме того, этот метод уступает влажному и в смысле сохранения цвета.
Кубик (Kubik S., 1957) предложил оригинальный метод приготовления сухих препаратов, основанный на пропитывании тканей специальным лаком.

Некоторые замечания о других методах приготовлений музейных препаратов

Метод В. Т. Талалаева. Препараты заключают в желатину или агар-агар, между двумя стеклами, герметически замкнутыми по краям. Этот способ даст возможность готовить очень портативные и изящные препараты в виде пластинок. Однако, несмотря на это, приготовление таких пластинчатых препаратов имеет незначительное распространение ввиду большой технической сложности, связанной с их монтажом. Кроме того, они уступают в прочности и длительности хранения препаратам, заключенным в жидкости. Исчерпывающие сведения технического порядка можно найти в целом ряде статей самого автора.
Есть и другие способы заделки препаратов, но они по разным причинам не получили широкого распространения, как, например, метод И. И. Медведева с применением гидрогеля кремниевой кислоты и весьма оригинальные способы заключения в прозрачные искусственные смолы и пластические массы (В. А. Наумов, 1948; М. Г. Привес, 1955; Бернингер — Berninger, 1952; Гослар — Goslar, 1954; Эйхнер и Алерс — Eichner u. Ahlers, 1956; Кэмпмейер и Хевиленд—Kampmeier a. Haviland 1957; Петерс — Peters, 1956; Розенбауер — Rosenbauer, 1957; Новак —Nowak, 1958; и ми. др.).

Метод приготовления сухих желатинированных музейных препаратов

Для большей сохранности макропрепаратов при заделке их по сухому способу Шора в некоторых патологоанатомических отделениях с успехом применяют метод желатинирования. Методика такого желатинирования очень проста и состоит в следующем:

  1. Препараты, выдержанные достаточное время в жидкости Шора, перекладывают на 5—10 минут в свежую порцию той же жидкости, но подогретой до 50—60°.
  2. Вынимают препарат из глицериновой жидкости, дают стечь избытку ее и переносят в расплавленный (горячий) 25— 30%-ный раствор желатины* на 1 —2 минуты. Для удобства проведения этой процедуры препарат подвешивают на толстой суровой нитке и осторожно опускают в сосуд с расплавленной желатиной.**
  3. Извлеченный из раствора желатины препарат свободно подвешивают на нитке к какому-нибудь предмету, например к поперечно укрепленной палке, и в таком виде оставляют на воздухе, давая стечь излишней желатине и ожидая затвердения ее, на что требуется около 10—15 минут.
  4. Для дубления желатину помещают в 20°/о-ный раствор формалина на 5—15 минут.
  5. Промывают в воде несколько минут, затем ополаскивают в глицериновой жидкости и после этого либо сразу заделывают в какую-нибудь посуду (по способу Шора), либо до момента окончательной заделки сохраняют в глицериновой смеси. Слой формалинизированной желатины, покрывающий препарат, в этом последнем случае хорошо сохраняется.

*Применяют хорошую пищевую желатину и готовят ее на 1 - 2% карболовой воде. Техническая желатина непригодна.

**При каких-либо затруднениях, связанных с таким способом желатинирования (недостаток желатины, отсутствие посуды), можно покрыть препарат тонким слоем горячей желатины при помощи мягкой кисточки.

Для заделки желатинированных препаратов можно пользоваться как сухим методом Шора, так и полусухим.
Недостатком метода желатинирования является муляжный вид препаратов.



 
« Тетработриаты и мезоцестоидаты   Течение и исходы шизофрении в позднем возрасте »