Начало >> Статьи >> Архивы >> Техника приготовления музейных препаратов

Метод обработки атеросклеротических артерий, приготовление стеклянных камер - Техника приготовления музейных препаратов

Оглавление
Техника приготовления музейных препаратов
Восстановление естественной окраски
Приготовление и хранение препаратов
Метод обработки атеросклеротических артерий, приготовление стеклянных камер
Замечания о растворах и фильтрах

Метод обработки суданом III или шарлахом артерии, измененных атеросклерозом

Для большей демонстративности препаратов с атеросклеротическими изменениями и лучшего выявления и показа патологического процесса рекомендуется обработка таких объектов суданом III (или шарлахом). Для этой цели с одинаковым успехом можно использовать различные виды красящих растворов судана (или шарлаха), т. е. обычный спиртовой (приготовленный на одном 70° спирте), щелочной (по Герксгеймеру) и ацетоновый, разводя их предварительно 70° спиртом или даже цветным денатуратом, но таким сортом его, который при смешивании с водой не дает мути. Разведение того или иного раствора судана производится с учетом его красящей способности. Как показывает опыт, лучше всего пользоваться следующими разведениями: для обычного спиртового судана— 1 :3—4, для ацетонового — 1 : 20 и щелочного — 1 : 50.
Болес крепкие растворы приводят к сильному перекрашиванию препаратов.
Практически для суданирования крупных сосудов (в том числе и аорт) приходится готовить не менее 1 л того или иного красящего раствора. Исходя из приведенных выше соотношений, на 1 л 70° спирта (или денатурата) берут следующие количества основных растворов судана:
Спиртового  250—300 мл
Ацетонового                      50 мл
Щелочного                                                                                              20 »
Перед тем, как помещать препараты в раствор судана, их тщательно отпрепаровывают (в воде) и затем хорошо споласкивают в 70° спирте (или денатурате).
В любом из вышеуказанных растворов судана (или шарлаха) препараты выдерживаются от 1 до 2 часов. Процесс окрашивания  контролируют, вынимая препараты из краски через каждые 20—30 минут. Допускается одновременная обработка нескольких объектов. Для равномерной окраски объекты изолируются от стенок посуды и друг от друга тонкими слоями ваты или марли.
Через 1—2 часа после пребывания в краске препараты промывают в большом количестве водопроводной воды в течение 1 часа и переносят для постоянного хранения в 10%-ный раствор формалина. Если препарат оказывается перекрашенным, прибегают к дифференцировке в 70° спирте или денатурате, соблюдая известную осторожность во избежание излишнего обесцвечивания. Для контроля препараты извлекают из дифференцирующей среды через каждые 5—10 минут, до максимального обесцвечивания неизмененной интимы.
Следует заметить, что полной дифференцировки не всегда удается добиться, особенно при употреблении ацетонового судана, когда остается бледно-лиловатый или красноватый фон неизмененной интимы.
Как уже было указано выше, готовые препараты обычно хранят в 10%-ном растворе формалина, но можно сохранять и в сухом виде по методу Шора; в последнем случае рекомендуется предварительно покрывать их тонким слоем желатины (см. стр. 286).
Нельзя сохранять суданированные препараты в каких-либо глицериновых смесях, ибо глицерин извлекает краску из препарата.
Объекты, подлежащие обработке Суданом, лучше всего фиксировать в 10—20%-ном растворе формалина.
Через 1 л разведенного раствора судана (или шарлаха) можно свободно, и притом с хорошим результатом, пропустить 5—8 склерозированных аорт или несколько десятков более мелких сосудов (сонные, бедренные и другие артерии); дальше эффективность окраски резко падает. Достаточно использованный красящий раствор можно освежать, добавляя в него новую порцию неразведенной краски. Однако стремиться к этому не следует, ибо такие освеженные растворы становятся мутными и суданирование в них идет значительно хуже. В результате хорошо проведенной обработки получаются очень демонстративные музейные препараты. В зависимости от характера липоидов последние окрашиваются либо в яркий кирпично-красный, либо в желтый цвет.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ КАМЕР ДЛЯ ЗАДЕЛКИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕПАРАТОВ ПО СУХОМУ МЕТОДУ ШОРА

Стеклянные камеры имеют преимущество в том отношении, что их можно приготовлять самого различного размера, исходя из величины того или иного объекта. Для изготовления таких камер необходимо иметь оконное стекло, алмаз, жидкое стекло (лучше всего натронное, так как оно значительно дешевле калийного), мел или цемент, мелкий сухой песок, просеянный через марлю или сито, жесткую кисточку из щетины.
Техника приготовления камер.

  1. Нарезают алмазом стенки камеры необходимого размера.
  2. Берут одну из нарезанных стеклянных пластинок (ту которая будет составлять дно камеры) и по краям ее, с одной стороны, наносят небольшое количество жидкого стекла, которое затем размазывают тонким слоем (кисточкой), примерно на ширину 2—3 см. Посыпают нанесенный слой жидкого стекла мелким песком и в таком виде оставляют сохнуть на 24 часа.
  3. На следующий день или позже к этой основной пластинке, несколько отступя от ее краев, приклеивают при помощи менделеевской замазки боковые стороны коробки. Места склеивания промазывают, пользуясь узкой деревянной лопаточкой, снаружи и изнутри свежеприготовленной замазкой из жидкого стекла и дают сохнуть 24 часа. Высохшую замазку изнутри тщательно закрашивают белой эмалевой краской и оставляют еще на одни сутки, после чего камера считается готовой.

Приготовление замазки. В фарфоровой ступке смешивают равные по объему количества жидкого стекла, мела и просеянного сухого песка. Пестиком вымешивают смесь до тех пор, пока не получится однородная жидкая тестообразная масса. Если исходное жидкое стекло очень густое, его лучше предварительно немного развести 10%-ным нашатырным спиртом (или 10%-ным NaOH, КОН). Хорошее жидкое стекло должно иметь консистенцию глицерина.
Приготовленную замазку немедленно используют, а ступку тщательно чистят.
Более прочна замазка с цементом, который берут вместо мела. Техника приготовления замазки остается той же, только цемента надо брать вдвое меньше, т. е. на 1 часть цемента 2 части просеянного песка и 2 части жидкого стекла.

  1. В готовую камеру укладывают препарат (см. стр. 285) и закрывают крышкой, предварительно смазав ее с внутренней стороны глицериновой смесью. Крышку приклеивают менделеевской замазкой.
  2. Места скрепления стенок камеры снаружи покрывают черным асфальтовым лаком или черной эмалью.

Камеры, приготовленные по указанному способу, отличаются большой прочностью, однако их необходимо хранить в сухом помещении.
Прекрасные камеры можно получать, пользуясь таким материалом, как плексиглас, который хорошо поддается как механической, так и тепловой обработке. Склеивание стенок достигается при помощи различных растворителей плексигласа (хлороформ, бензол, ацетон, дихлорэтан и т. д.).



 
« Тетработриаты и мезоцестоидаты   Течение и исходы шизофрении в позднем возрасте »