Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Когда нарушена речь - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

Кто не встречал людей с теми или иными дефектами речи? Одни заикаются, другие говорят очень быстро — так, что трудно уследить за смыслом слов, третьи крайне молчаливы, у четвертых после волнений отнимается речь, у пятых речь с рождения вообще отсутствует и т. д. Часто разные расстройства речи сочетаются.
Выделяют следующие основные расстройства речи: алалия — врожденное ее отсутствие; афазия — исчезновение сформировавшейся речи под влиянием сотрясения мозга, ушиба головы, заболевания энцефалитом и других органических поражений мозга; афония — утрата звукопроизношения («нет голоса»), но самые частые дефекты речи — это разные формы заикания и мутизма, часто соседствующие друг с другом.
Заикание — это не самостоятельная болезнь, а одно из проявлений разных болезней. В зависимости от того, в рамках какого заболевания встречается заикание, оно может иметь разное происхождение, разное проявление и, естественно, требует разного лечения.
Можно выделить две основные формы заикания: в рамках невротического и органического заболеваний центральной нервной системы.
Невротическое заикание как составная часть невроза может возникать вследствие психических конфликтов, душевных потрясений, сильного психического напряжения. Чаще всего неврозы бывают у физически ослабленных, уставших людей, имеющих некоторые личностные особенности, предрасполагающие к невротическим формам реагирования. И, конечно, особенно часто неврозы ветре чаются у детей и подростков: в силу незрелости и хрупкости психики, несформированности у них способов психологической защиты от психических стрессов дети и подростки легче поддаются тем воздействиям, которые для более зрелых и взрослых людей проходят бесследно. В одних случаях под влиянием тяжелой психической травмы речь вначале как бы теряется, отключается, а затем она восстанавливается, но уже с заиканием (истерическое заикание) .
Под влиянием психической травмы может возникнуть и страх речи (логофобия), а затем и заикание. Поэтому когда больной неврозом волнуется, вспоминает что-то тягостное для себя, у него обнаруживается речевой невроз, одной из составных частей которого может быть заикание (логофобическое). У таких людей заикание не постоянно: при спокойных обстоятельствах они говорят нормально, в случае волнения возникают запинки, заикание, иногда более или менее продолжительное молчание (мутизм), когда человек вообще ничего не может сказать. Все это обычно сочетается с нарушением сна, аппетита, общим чувством дискомфорта и другими невротическими признаками.
Если психическая травма была кратковременной, то, как правило, невротическая реакция с заиканием быстро проходит. К врачам обращаются в основном тогда, когда подобная реакция зафиксировалась, стала длительной и заикание оказалось стойким.
В случаях невротического заикания больного следует успокоить, отвлечь от тягостных переживаний, не обращать его внимание на речевой дефект (тут многое зависит от родителей). Обычно такие больные полностью излечиваются, а многие из них вообще никогда не обращаются к врачам по поводу заикания.
Неврозоподобное заикание обусловлено органическим повреждением мозговых структур, ответственных за речевую функцию. Оно может быть вызвано и наследственными факторами: встречаются, например, семьи, в которых из поколения в поколение передается заикание, связанное с медленным развитием и становлением функции речи,— к определенному возрасту заикание само по себе проходит.
Неврозоподобное заикание почти всегда переплетается с другими проявлениями речевой патологии (косноязычием, быстрой речью и т. д.) — тогда мы говорим о неврозоподобном логосиндроме (от лат. «лого» — речь). Больные логоневрозом чересчур обостренно переживают свой речевой дефект, а больные с неврозоподобным речевым синдромом обычно не воспринимают свое заболевание так глубоко, не обращают особого внимания на речь. Этим и вызван диаметрально противоположный подход к лечению этих двух форм заикания.
Если пациенту с логоневрозом основную помощь оказывает врач-психиатр, то больному с неврозоподобным логосиндромом — логопед, который учит его правильно говорить.
Незнание признаков разграничения заикания может привести к тяжелым последствиям. Например, лечение пациента с логоневрозом как больного с неврозоподобным логосиндромом может принести только вред, так как при этом еще больше фиксируется внимание на речевом дефекте и тем самым поддерживается речевой невроз. В то же время если больной с неврозоподобным заиканием пройдет курс лечения с помощью внушения и его будут успокаивать, отвлекать от неприятных мыслей и т. д., те коэффициент полезного действия такой терапии будет ничтожен: нужно не успокаивать этого больного, а наоборот, требовать от него самодисциплины, контролировать свою речь (что в основном зависит от родителей). Психотерапия неврозоподобного заикания предусматривает преимущественно не внушение, а использование особых вариантов тренировочной терапии, направленных на активное саморегулирование функции речи и пр. В подростковом возрасте, когда в психике происходят мощные психологические изменения, картина болезни нередко становится смешанной за счет вторичных невротических наслоений подросток начинает болезненно переживать свой дефект, стесняться его, поэтому отмалчивается в обществе (особенно при общении с незнакомыми людьми), обостренно воспринимает насмешки окружающих. Заикание, которое, казалось, поначалу было неврозоподобным, наполняется невротическим содержанием и уже носит «двухслойный» характер: на первый план выходят невротические расстройства, а под ними скрывается неврозоподобное заикание. Лечить таких людей, конечно, значительно труднее, чем с невротическим либо неврозоподобным заика нием: ведь имеются по существу два расстройства, каждое из которых требует своего подхода, а две болезни всегда труднее преодолеть, чем одну.
Благодаря своевременному лечению заикание, начавшееся со времени становления речи (обычно в 2—3 года), к 9—10 годам ликвидируется: большую роль в этом играют большие компенсаторные возможности созревающего детского организма. Лишь у незначительного числа детей заикание не проходит к подростковому возрасту. Это говорит о тяжелом течении расстройства либо о неправильном лечении в прошлом. Поэтому лечить таких больных значительно труднее. Необходима госпитализация в специальный стационар с последующим переводом на амбулаторное поддерживающее лечение. Терпение и настойчивость в борьбе с дефектом со стороны пациента, родителей и врачей обычно приводят к излечению.
Особым видом заикания является заикание вследствие подражания. Оно часто бывает у маленьких детей и у лиц, повышенно внушаемых, длительное время общавшихся с заикающимися людьми. Такое заикание, как правило, не требует занятий с логопедом или лечения у психиатра, оно проходит при правильном педагогическом воздействии.
Еще один вид заикания не требует вмешательства специалиста — вызванный повышенной интеллектуальной нагрузкой. Это бывает, например, у детей, которые сверх меры смотрят телевизор, получают массу разнообразной информации и не в состоянии ее усвоить. Заикание возникает у них как бы от перенасыщения информацией, от переутомления. При уменьшении количества информации заикание вскоре проходит.
Однако любой, даже незначительный дефект речи нельзя оставлять без внимания. Нужно следить за речевым развитием ребенка, так как то, что сегодня еще рассматривается как легкое отклонение от нормы, при определенных условиях может стать патологией.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »