Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

И вина, и беда родителей - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

Каждый прием больного — это тяжкий труд (если, конечно, врач прилагает максимум усилий, чтобы помочь пациенту). Каждый больной — это нечто неповторимое, сложное, загадочное. Лечат больных по-разному, и результаты, естественно, тоже неодинаковые. Прежде чем мы перейдем к рассказу о нарушениях личности детей и подростков (пока, мы касались в основном неврозов и неврозоподобных расстройств), хотелось бы остановиться на некоторых принципиальных вопросах.
Рассказывая о психических нарушениях детского и подросткового возраста, некоторые авторы всячески стараются убедить читателей, что, дескать, ничего страшного в этих расстройствах нет, что современная медицина легко их излечивает, что чудодеи-врачи способны на любые подвиги. В таких случаях переставляются акценты: не нужно перекладывать всю ответственность за лечение на плечи медицинских работников. Конечно, медики исправно выполняют свой долг и помогают многим маленьким пациентам. Но перестроить все общество (в лице конкретных семей, своим неверным поведением уродующих души детей или не помогающих их гармоничному развитию) врачи не в силах. Сколько раз мы убеждались в том, что врач помог ребенку, но когда ребенок вышел из врачебного кабинета и вновь попал в свою ненормальную семью, у него начались все расстройства снова.
Нужно помнить, что у врача — свои обязанности, возможности и цели, а у родителей — свои. Не перекладывать друг на друга ответственность за лечение, а вместе помогать лечению — вот наша общая задача. Не враги или соперники, а друзья и союзники — вот кем должны быть родители и медики. К сожалению, часто бывает иное.
Испуганная мать привела на консультацию тринадцатилетнюю девочку. Та несколько дней назад объявила, что влюбилась в популярного актера и живет лишь одной мечтой — о встрече с ним. «Только сумасшедшая могла до такого додуматься»,— прокомментировала это ее довольно решительная мать и начала наводить справки, кто из врачей мог бы спасти дочь от опасной страсти. Девочке стали давать психотропные препараты, а потом решили попробовать гипноз. Так она оказалась в нашем кабинете.
При клиническом анализе выяснилось, что у девочки нет никаких психических отклонений, а в том, что ей понравился киноактер, не было, кстати, ничего удивительного. В подростковый период метафизические, идеальные представления нередко приводят мальчиков и девочек в состояние влюбленности в каких-либо спортсменов, актеров, космонавтов и пр. Тем самым дети идентифицируют себя с уверенными в себе, добившимися чего-то в жизни людьми. С таких людей подрастающее поколение берет пример, создавая себе модель для подражания. Порой эта влюбленность принимает карикатурные формы, но это не дает оснований обращаться за помощью к психиатру. Это проблемы социальные, и включать их в сферу психиатрии незачем. Мать же хотела с помощью врачей добиться того, чем должна была заниматься сама. Одна из особенностей детской и подростковой психиатрии в том и заключается, что представители этой профессии главным образом дают советы, а как их реализовать — это дело родителей. Иногда эти советы прямые, чаще же косвенные, вытекающие из той или иной клинической иллюстрации. Поэтому, родители, сами делайте вывод для себя из приводимых в нашей книге историй.
Читатели, наверное, уже обратили внимание, что мы рассказываем не обо всех психоневрологических расстройствах у детей и подростков, а лишь о тех, в происхождении и течении которых большое значение имеет родительское влияние. Оно может быть положительным и отрицательным. Если родители всячески контролируют прием лекарств ребенком, заставляют его строго выполнять все советы врачей, если родители относятся к болезни сына или дочери здраво и правильно, то они помогают врачам поскорее излечить их дитя. Неправильное поведение родителей заключается не только в чересчур равнодушном или, наоборот, в слишком опекающем, подавляющем или отвергающем отношении к больному ребенку, но и в том, что очень часто родители становятся причиной болезни их детей. Нередко именно родители повинны в неврозах и других психогенных расстройствах у детей. Внимательно прочитайте, пожалуйста, матери и отцы, нашу книгу и сделайте разумные выводы. Мы не даем советы на все случаи жизни, мы не выступаем в роли судей, надумавших наставить на путь истинный заблудшие человеческие души. Задумайтесь над тем, к чему приводят конфликты, ненависть, непонимание, дефекты воспитания, равнодушие и жестокость, и сделайте так, чтобы эти отрицательные факты ушли из жизни, не повторялись. Берегите себя и окружающих — в первую очередь подрастающее поколение) .
Есть болезни, причиной которых является слепая стихия природы. Но таких расстройств не так много. Основная же масса — это такие расстройства, которые, если не вызываются, то наверняка усиливаются неблагоприятными социальными воздействиями, и предупреждение их всецело зависит от самих людей. Взрослые ссорятся и мирятся — это, как говорится, их дело, но за все их «шараханья» в отношениях друг с другом приходится расплачиваться детям. Ни в одном другом врачебном кабинете не видно так ясно, к каким несчастьям приводят детей импульсивность, глупость, злоба взрослых, как это видно в кабинете детского психиатра. И, как правило, чем зажиточнее люди живут, чем меньше у них детей, тем неразумнее они относятся к своим детям: либо заласкивают их, создают им парниковые условия и тем самым не формируют в них волю к жизни и самостоятельность; либо не обращают на них внимание, и дети растут как никому не нужные золушки; либо унижают, обижают, избивают детей или... Перечислять все крайности родительского поведения можно бесконечно. Бо всем нужна мера; если родителей покинуло чувство меры, то они не смогут воспитать гармоничного ребенка.
Врач стремится к тому, чтобы ребенок был здоров — в приложении к психиатрии это заключается в стремлении сделать мальчика или девочку гармоничными. Будет ли ребенок счастлив или талантлив в будущем — это не дело медиков, это дело семьи и общества. Слишком часто родители заставляют ребенка заниматься иностранными языками, фигурным катаньем, живописью и еще многими иными видами деятельности. Всегда ли ребенку это под силу? Всегда ли ему это нужно и интересно? Не пора ли остановиться, задуматься, спокойно сопоставить свои необъятные честолюбивые устремления и скромные возможности дочери или сына?

Как вы уже почувствовали, читатели, детская психиатрия — это особая наука, все в ней мало похоже на то, что бывает в практике хирурга, инфекциониста или врача какой-либо иной специальности. Например, вследствие неправильного воспитания или плохих отношений между членами семьи у ребенка не появится аппендицит или грипп, а вот психические расстройства возникают очень часто. Оттого, что родители постоянно ругаются, у ребенка не будет ни оспы, ни плоскостопия, а невроз может быть. Психологическая несовместимость членов семьи, постоянная напряженность в их взаимоотношениях могут вызвать у ребенка различные болезненные реакции, больше относящиеся к сфере характера. Результаты неблагоприятных социальных воздействий на психику ребенка психиатр видит на каждом шагу. Фактически едва ли не 75 % всех пациентов детского психиатра — это лица, у которых болезнь возникла либо заострилась или выявилась вследствие ссор дома и в школе, неправильного поведения родителей и прародителей (бабушек, дедушек, прабабушек и т. д.), в результате обид, подражания дурным примерам, как реакция защиты собственного достоинства от грубых посягательств со стороны взрослых и пр.
Общаясь, например, с детским хирургом, родители заболевшего ребенка уповают на его профессиональное мастерство, а советы по воспитанию воспринимают как нечто второстепенное, несущественное, а чаще как блажь этого врача, как следствие его неотреагированной и ущемленной страсти поучать человечество. Это не всегда оправданно. Но особенно недопустима такая позиция родителей в общении с детским психиатром. Советы детского психиатра по воспитанию не есть нечто пустое, формальное, никому не нужное. Нет, эти советы и есть лечение. Самое главное, самое существенное!



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »