Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Некоторые виды дурного воспитания - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

-              Итак, недостаток любви порождает реакции протеста — психологически понятный, хотя и чрезмерный способ реагирования. Способ в большей или меньшей степени сознательный. Если у взрослых людей реакции протеста разнообразны, то у детей они однообразны: замолчать, оправиться в белье, убежать из дому, своровать — вот, пожалуй, и все. У ребенка преобладают пассивные реакции протеста. Систематические активные реакции (например, с дракой) появляются уже в более позднем возрасте: после 8—9 лет.
Какие виды неправильного родительского воспитания могут привести к дисгармоническому формированию личности школьника?
К этому приводит неправильное воспитание, когда к ребенку относятся недоброжелательно, унижают, обижают его, даже презирают. Он становится неуверенным в себе, уходит в мир фантазий, не может себя отстоять. Подобный «задавленный» ребенок вряд ли в будущем сможет стать жизнерадостным, активным, способным к самозащите.
Если имеет место гипоопека (недостаточная забота), ребенок вырастает чаще всего расторможенным, суетливым, раздражительным, вспыльчивым. Многое тут зависит от того, с кем такой ребенок подружится. Если поведется с лицами антисоциального направления, то и сам станет таким (это чаще всего и бывает). Когда на школьника не обращают никакого внимания, он предоставлен самому себе и у него оказывается слишком много свободы, то нередко такой подросток попадает под дурное влияние. Уличные компании, драки, хулиганство, детская комната милиции — вот обычный путь детей, родители которых не хотят заниматься их воспитанием.
Воспитание по типу гиперопеки, когда с ребенка сдувают пылинки и он лишен любой формы самостоятельности, живет в оранжерейных условиях (родители, бабушки и дедушки души в нем не чают, совершенно подавляя малейшее стремление к независимости), тоже не способствует формированию гармоничной личности. Строжайший контроль за каждым шагом школьника, педантичное исполнение им всех требований приводят к тому, что он становится мнительным, тревожным (вдруг что-то не так сделал), неуверенным в себе, а нередко и психически незрелым. Таким детям постоянно напоминают, что общаться можно не со всеми детьми (этот лентяй, у этого мать скандалистка, у того отец пьяница, с этим мальчиком не дружи, и с тем тоже, и с тем...), что нужно строго выполнять определенные правила. Ребенок лишается полноты ощущений, он руководствуется лишь родительскими наставлениями.
Карикатурным выражением гиперопеки является длительное и сознательное культивирование в ребенке стремления казаться оригинальным, необычным, предназначенным для какой-то высшей цели. Чаще всего подобные кумиры семьи вырастают совершенно никчемными людьми, эгоистичными, капризными, переполненными нереальными амбициями и психически незрелыми. Самостоятельности, ответственности, обязательности у них, за редким исключением, не бывает. Тираническая, некритичная, безграничная любовь родителей уродует души таких детей.
В 60-х годах западные специалисты описали особый вид неправильного воспитания, который они назвали «воспитанием наследника престола». Ребенок живет в зажиточной, добропорядочной семье, члены которой занимают высокое служебное или общественное положение. Ребенок приучается к тому, что его родителей часто показывают по телевидению и в кино, они на виду. Родители много внимания уделяют своей карьере, что есть сил поддерживают свой высокий социальный престиж. Будучи, как правило, людьми с сильной волей и большим даром подчинения себе, они нередко, даже помимо своих желаний, подавляют самостоятельность собственных детей, а те знают, что все равно все за них решат родители, что по наследству им в той или иной степени перейдет высокий общественный престиж, становятся слабовольными, несамостоятельными, легкомысленными. Как это ни странно, но подавляющее большинство таких детей лишены контакта со своими родителями и многие из них живут в условиях своеобразной гипоопеки: родители постоянно заняты, они передоверяют воспитание детей дальним родственникам или случайным людям. Чтобы ребенок не предъявлял к ним претензии, они откупаются от него модными вещами, фактически предоставляя детям полную и бесконтрольную свободу, а потом удивляются, отчего дети с годами становятся тунеядцами, алкоголиками или преступниками. «Природа отдыхает на детях великих людей» — говорит старая поговорка. Но следует задуматься, отчего же природа захотела отдохнуть именно на таких детях. Причин тут много, одна из них такова. Загипнотизированные реальными достоинствами своих родителей, дети не хотят стать выше и лучше их, у них опускаются руки, и вместо того, чтобы самостоятельно добиваться места в жизни, отпрыски ждут, когда им безо всяких усилий с их стороны перейдет «престол», то есть связи, деньги, слава предков,— себя они считают законными и единственными наследниками его.

Наши заметки — это не обвинительное заключение против родителей и не свод советов, что делать и чего не делать. Наша задача — обратить внимание родителей на то, как они воспитывают своих детей, все ли делают в меру и с точки зрения здравого смысла.
Более 40 лет в Европе нет войн, ликвидированы всевозможные социальные катаклизмы, прежде уродовавшие жизнь подрастающего поколения. Сейчас возникли иные поводы для опасения, о некоторых из них мы рассказали, о некоторых расскажем ниже.
В конце 50-х годов крупнейший английский ученый и писатель Олдос Хаксли (1894—1963 гг.) сказал: «Дайте мне хороших матерей и я сделаю мир лучше». На это ему ответил французский врач Серж Лебовиси: «Хорошие матери могут быть только в гармоничном обществе». Оба автора в полемическом задоре ударились в крайности, но рациональное зерно в их высказываниях безусловно есть. Над этим должны задуматься все матери и все отцы — и хорошие, и плохие. Чтобы всем стать как можно лучше.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »