Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Нищие духом - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии


Тут мы бы хотели прервать наш рассказ и в самых общих чертах посвятить читателей в то, как современная наука понимает сущность психического недоразвития.
Состояния слабоумия бывают различными не только по степени выраженности, но и по своей клинической картине, обусловленной причиной, вызвавшей это расстройство, а также разнообразными сопутствующими факторами.
Выделяются врожденные и приобретенные формы слабоумия. Врожденные формы называются олигофренией, приобретенные — еще с начала прошлого века именовались деменцией. Олигофрен родился нищим духом, а человек  с дементным пороком был богачом, но утратил свое богатство вследствие психического заболевания — так французский психиатр Эрнест Шарль Ласег (1816— 1883 годы) характеризовал эти две формы интеллектуального дефекта. Олигофрения — это сборная группа самых различных заболевании, общим для которых является врожденное или рано приобретенное (до двух-трехлетнего возраста) недоразвитие высших психических процессов — в первую очередь интеллекта. У олигофрена может быть хорошая или плохая память, но общим для всех является слабость абстрактно-логического мышления. Что-то запомнить он может, но объяснить смысл, обобщить, проанализировать он не способен в такой степени, в какой это доступно интеллектуально полноценному сверстнику.
Олигофрения — достаточно стабильное расстройство, оно не нарастает, а с годами, как правило, внешне уменьшается (но только внешне — суть же остается прежней). С годами олигофрен в той или иной степени приобретает навыки, знания, иногда может к слову и к месту вставить то или иное удачное выражение, но смысл явлений ему малодоступен.
Американские психиатры термин «олигофрения» не употребляют так часто, как европейские. Они предпочитают говорить об умственной отсталости. Этим термином они называют разные виды пониженной интеллектуальной деятельности, сформировавшиеся в период становления личности. В индустриально развитых странах примерно у 3 % населения определяется умственная отсталость. Впрочем, поскольку в разных странах разные критерии оценки умственной отсталости, то подобные цифры признаются далеко не всеми. Как бы там ни было, но число умственно отсталых во всем мире растет. Это связано не только с улучшением диагностики,, ранней выявляемостью психических заболеваний и т. д., но и с усложнением школьных программ: чем сложнее программы, тем больше диагностируется психических аномалий, при которых некоторые дети не способны равномерно и эффективно усваивать новую информацию. Дело тут не в степени информированности, а в существе дела. Иначе всех неграмотных можно было бы отнести к олигофренам. Дело в сообразительности, умении схватить информацию на лету, быстро понять смысл явления.
Умный от глупого отличается умением выделить главное, понять скрытый, не лежащий на поверхности смысл, увидеть взаимосвязь процессов. Порой олигофрен вроде бы знает много, но это не творческие знания: тут такое же различие, как между информированностью и образованностью. Олигофрен в лучшем случае информирован — не более. Он не способен к сложному творчеству.
Как и опытный кроссвордист, который мгновенно решает кроссворд, но все равно не является глубоким специалистом, не является образованным,— он всего лишь информирован. Но порой информированность мы принимаем за образованность. Так и с олигофренами: иногда их не разглядывают вовремя, принимая информированность, натасканность за способность к настоящему абстрактно-логическому мышлению, свойственному психически гармоничному человеку, мышлению, без которого нет ни ума, ни разума.
Каковы причины олигофрении? Их множество. Вот главные.
По мнению ряда авторов, не менее трех четвертей всех случаев олигофрении вызваны поражением развивающегося мозга ребенка, пока он пребывает в лоне матери. Сюда же относится и наследственная олигофрения, так как многие наследственные болезни обмена веществ, нарушающегося внутриутробно и в первые 2—3 года жизни, сопровождаются выраженной умственной отсталостью.
Пьянство родителей, болезни матери в период беременности, тяжелые роды — это и многое другое могут приводить к разнообразным физическим и психическим уродствам ребенка.
Тему изломанного детства, причиной которого бывают разные неблагоприятные факторы, в том числе и пьянство матерей, хорошо раскрыл в рассказе «Страсти-мордасти» Максим Горький. Писатель рассказывает о семье, находящейся на самом дне жизни. Мать — пьяница и проститутка, сын — от рождения безногий. Оба влачат жалкое существование. Мать ко всему еще больна сифилисом. От такой женщины не может родиться полноценный ребенок.
По выраженности интеллектуального дефекта все олигофрении делятся на три степени: примерно у 75 % всех олигофренов отмечается легкая степень недоразвития интеллекта (дебильность), у 20 % — средняя степень (имбецильность) и. у 5 %—идиотия. Дебилы учатся во вспомогательной школе; олигофрены с легкой степенью дебильности приспосабливаются к условиям жизни намного лучше, чем дети с выраженной дебильностью, но все же и те и другие не становятся полноценными. Выделяют простые, атипичные и осложненные формы олигофрении.
Пока мы говорили только о простых формах олигофрении, при которых структура психического дефекта равномерна и приспособляемость определяется степенью интеллектуальной неполноценности. При атипичных формах наблюдается неравномерная структура умственного недоразвития: что-то явно недоразвито, а что-то развито хорошо или даже отлично. Чаще всего в жизни встречается осложненная олигофрения, когда наряду с типичными для этой болезни нарушениями интеллекта выявляются и другие психопатологические синдромы, не имеющие к олигофрении прямого отношения, но, как правило, вызванные теми же причинами, что и умственный дефект. При осложненной олигофрении бывают судорожные припадки, расстройство поведения, а также другие нарушения, входящие в компетенцию психиатра. Иногда олигофрения сочетается с параличами, другими двигательными расстройствами.
Если причина олигофрении известна, говорят о дифференцированных олигофрениях, в отличие от недифференцированных, когда выделить основную причину болезни не удается. Болезнь Дауна и болезнь Феллинга, о которых мы рассказывали в начале книги, считаются классическими видами дифференцированных олигофрений.
Некоторые (в первую очередь грубые) формы умственной патологии заметны с раннего детства, но значительная часть их выявляется ко времени определения ребенка в школу. Иногда, проучившись в первом классе обычной школы, такой ребенок направляется на медико-педагогическую комиссию, которая решает, в какой школе — обычной или вспомогательной — ему учиться в дальнейшем. Отбирать детей во вспомогательную школу — всегда нелегко. Это требует от врача большого внимания, здравомыслия, терпения и мужества. Тут порой непросто отличить умственную отсталость от временной задержки психического развития, хотя и вызванной теми же причинами, что олигофрения.
Дети с временной задержкой психического развития должны учиться не во вспомогательных школах, а в специальных школах для таких детей и классах «выравнивания» массовых школ, где в условиях меньшей наполненности классов специальными занятиями осваивают массовую программу.
Причины задержки психического развития те же, что и олигофрении, но все-таки роль сугубо биологических факторов тут не превышает роли сугубо социальных причин. К последним, в частности, относится недостаточная подготовка детей к школе, вследствие чего им трудно учиться. Вина всецело ложится на родителей, которые уделяют детям мало внимания. Недостаток положительных и своевременных социальных влияний может вызвать состояние детренированности психических процессов, поэтому продуктивность ребенка может быть низкой, а это приводит к дальнейшему социальному расслоению, ибо биологически примерно одинаково развитые сверстники оказываются в психическом отношении разными: одни выносливы, сообразительны, приучены к интеллектуальному труду, другие — нет. Впрочем, в отношении такого механизма задержки психического развития существует много мнений. Бесспорно лишь то, что такие расстройства встречаются очень часто.
Допустим, у ребенка церебрастенический синдром, о котором мы уже говорили. Такому ребенку трудно успевать за сверстниками, он быстро устает. Если церебрастению своевременно не подлечить, то постепенно будет накапливаться дефицит информации и ребенок начнет заметно отставать от сверстников, но не по части сообразительности, а по части продуктивности занятий.
При наличии у школьника синдрома двигательной расторможенности тоже возможны внешние признаки задержки психического развития. Ведь такой ребенок за все хватается, ни на чем не может остановить свое внимание. Вот и появляется дефицит информации. Тем более что педагоги с такими детьми занимаются мало.
При всех задержках развития страдает не абстрактно-логическое мышление, а выносливость, продуктивность, информационный запас. Однако нередко бывает трудно сразу же решить, что у ребенка — задержка психического развития или легкая дебильность. Иногда не стоит торопиться с окончательным выводом. Понятно, что прогноз задержки психического развития обычно благоприятнее прогноза олигофрении в степени дебильности.
Проблеме олигофрении уделяется большое внимание в большинстве стран, ею занимаются не только врачи (психиатры, невропатологи, физиологи, педиатры и т. д.), но и педагоги-дефектологи.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »