Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Причины нарушения коммуникабельности - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

ТАК МНОГО ПРИЧИН...
Подросток несколько раз нарушал дисциплину в классе. Однажды он вывел педагога из себя, и тот в приступе гнева заявил, что этот мальчик — сын опустившегося пьяницы и распутной женщины и что ему не место в одном классе с детьми «порядочных» родителей. Мальчик после этого стал тихим, незаметным, стал избегать ребят, не принимал участия в жизни класса. На переменах он уходил во двор и там играл с малышами. После уроков сразу же убегал домой. Классный руководитель заметила, что мальчик переменился, стал малообщительным и одиноким. Это был не невроз, а зафиксировавшаяся патохарактерологическая реакция, которая — если бы мальчику не оказали своевременную помощь — могла бы привести к стойкому изменению характера с преобладанием в нем отгороженности и малой общительности, то есть к патологическому формированию личности. Жестокость, нетерпимость окружающих, равнодушие близких приводят к тому, что многие люди, в том числе и дети — жертвы подобного отношения к ним, замыкаются в себе, становятся малообщительными и одинокими. Если взрослые хотят, чтобы в мире было меньше одиноких людей, они должны более бережно относиться друг к другу, быть более терпимыми и добрыми. Тем более к детям и подросткам.
У некоторых людей коммуникабельность нарушается из-за их чрезмерной робости, пугливости, нерешительности, склонности к сомнениям. Это субъекты с тревожномнительными чертами характера, которые, в свою очередь, приводят к малой контактности. Уменьшая робость и нерешительность, можно ликвидировать и недостаточную общительность. Ведь эти лица всем сердцем рвутся к людям, они хотят иметь друзей и в своих мечтах они их имеют и ни одной минуты не желают оставаться наедине. В реальной же жизни они одиноки из-за того, что не могут преодолеть свой страх перед общением с малознакомыми или даже знакомыми людьми.
Не нужно думать, что это все психопаты тревожно-мнительного (психастенического) или астенического типа. Нет, чаще всего это люди с отдельными, свойственными лицам такого типа, чертами (в основном с крайними вариантами нормального характера), усиленными неблагоприятным социально-психологическим воздействием, низкой самооценкой своих возможностей, печальным опытом общения с другими людьми и различными неудачами в жизни.
Есть еще одна категория людей, у которых может быть (но не обязательно) нарушен контакт с окружающими. Это лица с различными физическими уродствами и хроническими соматическими заболеваниями. Таким людям нередко кажется, что здоровым людям неприятно с ними общаться, что обществу они противны, поэтому некоторые из них предпочитают вести жизнь одиночек.
Речь идет не только о тяжелых уродствах, бросающихся в глаза и объективно неприятных окружающим, но и, в общем то, мало значительных явлениях, которые сами пациенты слишком болезненно переживают, отгораживаясь от людей, избегая общения со всеми. В том, что эти люди мучаются от недостатка общения, которого они сами избегают, виноваты прежде всего здоровые люди: они должны убедить больных в том, что не нужно из «мухи» делать «слона», что нельзя уходить в свои переживания и что нужно оставаться человеком.
Помимо социально-психологических причин плохой контактности людей бывают, конечно, и биологические причины, которые всегда сложно переплетаются и сосуществуют с социально-психологическими. Есть дети и подростки, у которых малая коммуникабельность связана с конституционально-биологическими особенностями. В их роду, как правило, многие отличаются этим свойством, но более или менее приспосабливаются с годами, становятся внешне более общительными, хотя и не испытывают особой тяги к общению с людьми. Иногда подобная черта характера может сочетаться с некоторыми другими аналогичными чертами, и тогда личность становится похожей на психопатическую, то есть на такую, у которой имеется дисгармония в эмоционально-волевой сфере с преимущественным недоразвитием сферы контактов. Этих людей очень мало, и они, как говорится, «не делают погоду». Более того, они с годами научаются быть более общительными и разговорчивыми, начинают понимать, что контакты рождают контакты, что, не попробовав общаться, нельзя вообще овладеть этой трудной и нужной наукой. Обычно к 35—40 годам у большинства из них увеличивается коммуникабельность и они внешне не отличаются своим поведением от других людей.
Встречаются также подростки, у которых не отмечается заметного изменения характера, но появляется отгороженность от людей и молчаливость. Обычно такие ребята ведут себя так по отношению к родителям и близким людям, а к чужим усиленно тянутся. Их отгороженность носит избирательный характер и связана с теми особенностями, которые свойственны подростковому периоду. Этот период проходит, а вместе с ним проходит и отгороженность. Однако у некоторых людей подростковый период протекает более болезненно, более карикатурно заостряются черты характера; когда же этот возраст проходит, многие черты, свойственные ему, еще сохраняются. Может сохраниться и чрезмерная молчаливость, недостаточная общительность. Поэтому важно показать такого подростка специалисту, чтобы тот, проанализировав причины возникновения этих черт характера, помог устранить какое- либо душевное расстройство, дал соответствующие врачебные рекомендации.
В более младшем возрасте у детей возможны и другие психические расстройства, большей частью преходящие, при которых нарушается контактность. Это некоторые дефекты речи, специфические поражения нервной системы в результате дисгармонического, несинхронного, неодновременного созревания разных ее компонентов. Так бывает, например, при синдроме раннего детского аутизма, описанного в начале 40-х годов крупнейшим американским психиатром Лео Каннером; так бывает при некоторых формах шизофрении, эпилепсии и ряде других расстройств, из-за которых в разной степени страдает коммуникабельность человека.
Из всех радостей человека самая большая — радость человеческого общения. Эта истина давно уже стала хрестоматийной. Люди, у которых нарушена контактность, лишены такой радости. Многие из них страдают от одиночества, от невозможности лучше выразить себя, а последнее очень часто требует умения общаться с людьми. Существует много людей, которые по своим интеллектуальным качествам должны были бы занимать видное положение, но из-за того, что не умеют общаться, вовремя не научились устанавливать нужные контакты с разными людьми, а не только с теми, кто им нравится, не могут занять подобающего места в жизни. И, конечно, нарушение контактности делает многих людей несчастными в личном плане. Вообще истоки недоразумений в жизни многих взрослых людей лежат в детстве. Почти все малокоммуникабельные люди еще с детства обнаруживали это свойство. Ребенка легче изменить, чем взрослого. Поэтому следует более внимательно относиться к нарушениям контактности в детском возрасте, стремиться понять их причины, помочь их ликвидировать.
Хотелось бы акцентировать внимание читателей на том, что избавиться от необщительности можно, но для этого необходимо приложить усилия к тому, чтобы изменить свой характер. Не желаешь себе одиночества — становись общительным, общайся с окружающими. Иного способа преодолеть некоммуникабельность пока еще не найдено.
Можно прочитать тысячи книг о плаванье, но от этого плавать не научишься. Чтобы начать плавать, нужно сделать самое простое — войти в воду. Точно так же только контакт рождает контакт.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »