Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Психотерапия ищет новые пути - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

В начале XX в. наиболее проницательные врачи поняли, что область применения различных видов внушения очень ограничена, лечебный эффект наступает далеко не всегда и бывает нередко весьма нестойким. Все это стимулировало поиски новых приемов психотерапии.
В 1903 г. швейцарский врач Поль Дюбуа (1848— 1918 гг.) опубликовал книгу «Психоневрозы и их лечение», в которой выступил против применения гипноза. Дюбуа утверждал, что цивилизованный человек нуждается в первую очередь в психотерапии, адресованной к разуму индивидуума, что «психотерапия должна быть рациональной или никакой». Под рациональной психотерапией Дюбуа понимал систему убеждения пациента, разъяснения ему причин и сущности его страдания.
Большинство врачей не разделяли взгляды Дюбуа, но согласились с ним в том, что необходимо более широко использовать рациональную психотерапию при лечении некоторых категорий больных. Важно, чтобы информация, которую врач дает пациенту, была окрашена в эмоциональные тона. Если бы психотерапевты полностью согласились с мнением Дюбуа, то это означало бы возврат к далеким временам, когда лечением психически больных занимались философы, переубеждавшие своих пациентов с помощью мощной и целенаправленной логики. Кант, Гегель и многие другие великие мыслители оставили подробные описания того, как они лечили «переубеждением» психически больных; правда, об отдаленных результатах лечения они предпочитали не говорить.
Многие больные и без разъяснений врачей знают о своих заблуждениях, о том, что их психическая аномалия может быть следствием этого, но преодолеть свои заблуждения они сами не всегда могут, ибо не разумом единым жив человек.
То, что Дюбуа привлек внимание к необходимости более широкого и дифференцированного использования рациональной психотерапии для лечения некоторых (далеко не всех) нарушений, сыграло определенную роль в развитии психотерапии.
Одним из приемов психотерапии является отвлечение больного от неприятных переживаний, переключение его внимания на что-то другое. Кстати, выражение «заговорить зубы» означает отвлечь внимание, в частности, от зубной боли. Есть одно курьезное слово, имеющее прямое отношение к такому виду терапии.
В мольеровские времена в Париже жил итальянский лекарь Галли Матье. Каково было его врачебное искусство, нам неизвестно, но история сохранила его имя как человека, умевшего быстро и легко переключать внимание своих пациентов от болезненных ощущений на нечто более приятное. С этой целью доктор Матье рассказывал своим пациентам увлекательные истории, зачастую фантастические, поражающие воображение. Больные, что называется, сидели, «развесив уши». Но запас историй у словоохотливого лекаря вскоре исчерпался, и он стал их сам выдумы вать, не останавливаясь ни перед какими небылицами Иногда эти истории были столь нелепы, что концы с концами в них не сходились. Из-за этого врач постепенно при обрел славу первейшего вруна и проходимца. Его имя и фамилия стали нарицательными; когда слух об этом лекаре дошел до России, то от его имени и фамилии было образовано слово «галиматья», означающее всякую ерунду и чушь.
Говоря о рациональной психотерапии детей и подростков, следует подчеркнуть, что она, конечно, имеет большое значение, но в то же время весьма отличается от рациональной психотерапии, проводимой взрослым людям. Дети не склонны в силу особенностей психики к восприятию логических построений, всякую интеллектуализированную информацию им следует преподносить в еще более эмоциональной форме, чем взрослым.
Нужно помнить, что у подростков очень обострено чувство справедливости. Из-за того что они видят в окружающем мире несправедливость, у них возникают реакции оппозиции, конфликты с педагогами и родителями.
Подростка необходимо воспитывать в духе гибкого, непрямолинейного стремления к справедливости, тогда воспитание будет встречать в нем душевный отклик и формировать авторитет старших.
В начале XX в. стала развиваться и коллективная психотерапия. В разных странах (в том числе и в России) ученые разрабатывали этот раздел, но как организованное и четкое направление коллективная психотерапия развивалась в первую очередь в США. В дальнейшем этому способствовало и то, что в середине 30-х годов в США переселилось много психотерапевтов из Германии и Австрии, которые существенно обогатили американскую науку новыми веяниями.
В 1905— 1910 гг. Претт, Эмерсон, Марч и другие североамериканские врачи обнаружили, что если из пациентов создают специальные группы, то лечение нередко идет значительно успешнее и быстрее. Использование влияния одного больного на другого в лечебных целях и составляет сущность коллективной психотерапии. Эмерсон, например, собирал в группы детей с нарушенным аппетитом и занимался с ними по специальной программе — результаты резко превышали те, что достигались при индивидуальной психотерапии (каждого пациента в отдельности). Марч устраивал пациентам лекции, танцы, современные прогулки, и излечение в процессе коллективного общения наступало намного быстрее, чем при индивидуальной психотерапии. Бехтерев объединял, например, группы алкоголиков, которым проводил лечебное внушение. Все это экономило время врачей и способствовало большей эффективности терапии. Однако возможности применения коллективной психотерапии также ограничены, этот вид лечения можно использовать далеко не всегда и лишь при определенных расстройствах.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »