Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Игры и книги - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

В 1911 г. венский врач Якоб Леви Морено (1892— 1974 гг.), работавший с маленькими детьми, заложил основы игровой психотерапии, тесно смыкающейся с коллективной психотерапией. Игры детей, направляемые опытным психотерапевтом, являются мощным лечебным фактором: благодаря определенным стандартным игровым сюжетам и так называемым ролевым играм, ребенок в процессе игры освобождается от многочисленных страхов, нарушений поведения и многих иных расстройств. Коллективная и игровая психотерапия являются важным оружием психотерапевта и используются при лечении детей, особенно дошкольного возраста, в качестве основного метода лечения.
Игры бывают с куклами, с пластилином, с другими детьми, с родителями и т. д. Психотерапевт принимает активное участие в этих играх, направляет их, дирижирует ими. Например, ребенок отказывается от еды, у него нарушен аппетит. Врач играет с ним в повара, а что же это за повар, который в процессе приготовления пищи не попробует еду! Так постепенно у ребенка подавляется отвращение к еде и восстанавливается аппетит. Или другой пример: ребенок малоконтактен, ни с кем не общается, сторонится сверстников. Врач играет с ним, чтобы восстановить его контактность.
Подростки в силу особенностей своего возраста активно стремятся к коллективным формам общения. Вот тут-то и нужно использовать игры. Конечно, не в куклы, а в игры, носящие более интеллектуализированный, нравственномаксималистский характер. Например, проводимая в нашей стране в больших масштабах игра «По местам боевой, революционной и трудовой славы наших отцов» — этот своеобразный военизированный, следопытский поход — помогает очень многим подросткам найти себя, восстановить утраченную контактность, преодолеть робость, нерешительность, неуверенность в себе. Выработка эмоционально насыщенной и социально положительной доминанты — основная цель игр.
Иногда игры носят характер лечебных спектаклей, а ребенок исполняет роли, помогающие ему «скомпенсировать» себя, найти утраченные формы контакности и душевной стабильности. Например, школьник чем-то болен. У него возникают периоды отчаяния, неверия в выздоровление, зависть к здоровым сверстникам. В процессе лечебной игры ему поручается, допустим, роль Павки Корчагина или Алексея Маресьева — людей, преодолевших свои реальные несчастья и ставших в один ряд со всеми людьми. Подобные лечебные игры воспитывают мужество, способность стоически переносить свои несчастья и неудачи, активно их преодолевать. Вообще, вся психотерапия должна быть пронизана духом мужественности и душевной бодрости. Известный русский врач А. И. Яроцкий более 80 лет назад назвал ее аретопсихотерапией, то есть воспитывающей в человеке доблестное, мужественное отношение к своим несчастьям (от лат. аретус — доблестный, решительный).
Большую роль играет и терапия, проводимая с помощью специально подобранной литературы (библиотерапия или либротерапия). Конечно, если школьник будет читать лишь книги, все герои которых в конце концов погибают или относятся к жизни в высшей степени пессимистически, то такая литература лишь ухудшит настроение пациента, настроит его на печальный лад. От книг, используемых в рамках библиотерапии, требуется, чтобы они воспитывали чувство юмора, сочетающееся с мужественным отношением к жизни, к своим несчастьям. Особенно это касается библиотерапии детей и подростков — они должны в первую очередь читать книги оптимистического содержания, помогающие формировать чувство любви к жизни
Из всех разделов современной психотерапии игровая психотерапия, быть может, самая сложная, малоизученная; к исследованию сущности детских игр и использованию их законов в психотерапевтическом аспекте ученые лишь еще приступают. Эйнштейну приписывают известные слова о том, что изучение атомного ядра — это детские игры по сравнению с изучением детской игры. Игры не только развлекают ребенка, не только открывают ему мир, не только тренируют его способность действовать. Игры выполняют большую коммуникативную роль, с помощью игры ребенок учится устанавливать контакт с людьми, с животными, лучше понимать сложности различных ситуаций. Человечество совершенствовалось, играя. Так же совершенствуется, взрослеет, умнеет, становится практичным, расширяет свой кругозор и каждый ребенок. Как он это делает — ни он сам, ни ученые еще не знают.
Морено создал также и психодраму — с этим приемом психотерапии чаще всего и ассоциируется его имя. Еще
Аристотель отмечал, что люди, посмотревшие театральную трагедию, нередко как бы очищаются от мелочных и амбициозных переживаний, заблуждений, плохого настроения и т. д. Этот процесс душевного очищения, успокоения Аристотель назвал словом катарсис. Морено решил использовать явление катарсиса в лечебных целях. Начиная с конца 20-х г. Морено широко практиковал лечебные спектакли, в которых нередко принимали участие сами пациенты с нарушением поведения, с неотреагированными эмоциями и пр. В таких спектаклях обыгрывались сюжеты, эмоционально значимые для больного. В руках Морено, создателя и энтузиаста этого метода, психодрама превратилась в мощное орудие психотерапии. Многие ученые, правда, высказывали недовольство этим методом, но постепенно их голоса стали менее слышны. В нашей стране элементы психодрамы применяются с конца 60-х годов и в комплексе с другими приемами психотерапии являются одним из наиболее эффективных методов лечения.
В годы первой мировой войны в Германии были разработаны некоторые приемы стрессопсихотерапии, то есть лечения с помощью психических, биологических, физических и других стрессов. Это касалось в основном больных с истерическими параличами, нарушениями речи и пр. Этим больным внушали, что если они не встанут или не заговорят, то через них пропустят электрический ток, им причинят физическую боль и т. д. Вначале эти приемы использовались далеко не всегда по назначению, нередко воспринимались иронически. С годами часть из этих приемов забылись как не оправдавшие себя, а некоторые были усовершенствованы и сохраняются по сей день.
Врач использует стрессопсихотерапию лишь тогда, когда уверен, что иного способа лечения в данном случае нет и он не сомневается в успехе.
Стрессопсихотерапия существует столько же, сколько вообще существует медицина, а медицина появилась вместе с человеком. Первым психиатром в Древней Греции (функции врачей долгое время выполняли жрецы), который одновременно был и первым психотерапевтом, был Мелабос. Из приемов психотерапии он широко использовал стрессопсихотерапию: когда некто Эфикл стал жаловаться на импотенцию, Мелабос в лечебных целях так сильно перепугал своего больного, что тот выздоровел.
В 30-е годы в Германии, США и в других странах стала усиленно развиваться и наркопсихотерапия: этот метод основан на том, что если больной сопротивляется внушению, то его воля подавляется различными препаратами, которые как бы пролагают путь внушению и другим приемам психотерапии. Среди подобных лекарств — барбамил, гексенал, элениум и т. д.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »