Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Йоги и лечение - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

С конца XIX — начала XX в. в Европе и в Северной Америке усилился интерес к индийской культуре и, в частности, к йогам. Йоги чаще стали приезжать в страны Европы, их книги переводились на европейские языки и становились доступными многим людям. Все, кто интересовались феноменами, демонстрируемыми йогами, испытывали безусловное восхищение тем, что удавалось делать йогам. Но одновременно с этим нельзя было не обратить профессиональное внимание на то, что йоги, как правило, не имеют семьи, не имеют общественных обязанностей, они посвятили себя только одному — самоусовершенствованию, тренировке своих нервов и мышц. Обычному современному человеку, естественно, не под силу большинство из того, что делают йоги,— не потому, что йоги какие-то особые люди, обладающие сверхъестественными способностями, а потому, что у обычного, работающего, имеющего семью и всяческие обязанности человека нет времени и возможности посвятить себя одной только страсти — физическому самоусовершенствованию.
Возникла мысль перенести на европейскую почву учение йогов, приспособив его к медицинским нуждам. Первым, кто попытался это сделать, был Иоганн Генрих Шульц (1886—1970 гг.), который, начиная с 1909 г., опубликовал множество работ, посвященных аутогенной тренировке, то есть своеобразной модификации йоговских приемов
Шульц много лет работал над усовершенствованием своей методики: в работах, изданных после 1909 г., эта методика предстала стройной и четкой.
Аутогенная тренировка зиждется на трех китах: йогизме, самовнушении и фракционном гипнозе — разделение этих трех приемов искусственно, они взаимопереплетаются.
От йогов Шульц взял уверенность во всесилии человеческой воли и способности подчинять определенной цели все свои психические и физические функции. Учение о самовнушении дало Шульцу оружие, с помощью которого он мог реализовать взгляды йогов. Эту же роль сыграло и учение о фракционном гипнозе, созданное швейцарским энциклопедистом Оскаром Фогтом (1870—1959 гг.): человека вводят в гипнотическое состояние, затем, выводя из этого состояния, просят рассказать о том, что он испытал, потом вновь вводят в это же состояние и т. д. Используя фракционный гипноз, врач может добиться усиления способности человека к самовнушению.
Заниматься аутогенной тренировкой могут не все и не все должны. Не могут ею заниматься слабовольные или интеллектуально малоразвитые люди.
В аутогенной тренировке нет ничего мистического или фантастического, поэтому Шульц назвал ее организмической (он утверждал, что то, чего человек добивается в результате этих занятий, заложено в его организме). С помощью аутогенной тренировки мы вскрываем в себе те резервы, которые обычно не используются: вскрываем сознательно, с помощью самовнушения, в отличие от гипноза, при котором обнаруживаются еще большие резервы нашей психики, но вскрываются они не самим индивидуумом, а психотерапевтом, а сам испытуемый пассивен и не принимает серьезного участия в лечении.
Аутогенная тренировка, по Шульцу, складывается из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ступень подразумевает освоение формул, с помощью которых, натренировав себя, можно научиться управлять своими внутренними органами, сосудами, солнечным сплетением, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого человек переходит к овладению второй ступенью, в результате чего может научиться управлять своими чувствами, представлениями и мыслями, вызывая у себя те или иные ощущения.
Вот как выглядят формулы первой ступени: 1) моя правая (левая) рука тяжелая; 2) моя правая (левая) рука теплая; 3) сердце бьется спокойно и сильно; 4) я дышу совершенно спокойно; 5) солнечное сплетение излучает теп ло; 6) мой лоб приятно прохладен.
Манера преподнесения этих формул пациенту всегда зависит от его интеллекта, внушаемости, способности вживаться в образ и т.д. Например, чтобы вызвать ощущение тепла в руке, пациент представляет, как он опустил руку в теплую воду, как ему это приятно и т. д.
Сам Шульц предполагал, что до двенадцати — четырнадцатилетнего возраста применять аутогенную тренировку нельзя: нет у ребенка так много воли, терпения и настойчивости, чтобы методично осваивать указанные формулы. Шульц был прав и в то же время неправ: оказалось, что формулы можно приспособить к любому возрасту, только это следует делать в доступных ребенку выражениях.
Если пациенту 5—8 лет, то необходимо использовать игровые моменты, наполняя их «шульцовским» содержанием. Например, под руководством психотерапевта ребенок представляет, как он лежит на пляже, как ему тепло и пр. Или: как он летит в космическом корабле, испытывает чувство невесомости...
Чем младше пациент, тем больше аутогенная тренировка будет похожа на игру и тем больше в ней будет выражен компонент внушения: не сам себе пациент внушает, а ему внушают. Иными словами, в детском возрасте аутогенная тренировка фактически является чем-то промежуточным между гипнозом и аутогенной тренировкой в шульцовском понимании.
Когда применять аутогенную тренировку? Единого ответа нет. Одни исследователи считают, что аутогенную тренировку может использовать любой человек, желающий ее использовать и имеющий соответствующие данные. Болен же он или здоров — это якобы не имеет значения. Другие утверждают, что аутогенная тренировка должна использоваться главным образом в конкретных медицинских целях, причем обязательно под руководством врача. Не вдаваясь в дискуссию, мы тем не менее считаем необходимым отметить, что занимаются аутогенной тренировкой целеустремленно и систематически только те, кто в силу разных причин испытывает в ней потребность. Те же, кто начал заниматься из любопытства и снобизма, без систематического контроля врача, очень быстро перестают изучать аутогенную тренировку, когда обнаруживают, что для занятий необходимо много времени, терпения и еще больше желания освоить все формулы Шульца, а также множество самоограничений, трудно выполнимых в обычной жизни. Более того, безудержное распространение аутогенной тренировки (как и любого метода лечения) приводит к дискредитации метода. Мода на аутогенную тренировку, начавшаяся в середине 60-х годов, сейчас, кажется, схлынула.
С нашей точки зрения, серьезно заниматься аутогенной тренировкой можно только под руководством врача и только при определенных показаниях. Как и любой прием психотерапии, аутогенная тренировка имеет свои строгие показания: помогая при одних расстройствах, она бесполезна при других и вредна при третьих. Те, кто недифференцированно назначают всем больным этот прием саморегулирования, рискуют дискредитировать его и, более того, принести вред больному. В этом смысле всевозможные научно-популярные книги, в которых пропагандировалась аутогенная тренировка и давались многочисленные советы по самолечению всем читателям без разбора, принесли аутогенной тренировке, в частности и психотерапии, весьма ощутимый урон. Поскольку нашу книгу будут читать не только родители, но и просто любознательные люди, хочу высказать несколько соображений, выходящих за пределы тематики книги.
Невежественные суждения об аутогенной тренировке приходится слышать довольно часто. Эти крайние взгляды можно условно разделить на две группы. Некоторые исследователи идеализируют аутогенную тренировку, приписывая ей способность изменить моральную картину мира, превратить всех людей на земле в активных участников самоусовершенствования и перестройки мира и т. д. Таких сторонников аутогенной тренировки не так уж много, большинство же — люди здравые и реально мыслящие. Мало также и противников аутогенной тренировки, о которых речь пойдет ниже.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »