Начало >> Статьи >> Архивы >> В кабинете детского психиатра

Расслабьте свои мышцы - В кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

В 1909 г., когда Шульц начал настойчиво искать новые пути в психотерапии, американский физиолог и врач Эдмунд Джакобсон предложил еще один прием психотерапии, в наше время слившийся с аутогенной тренировкой,— этот метод получил название мышечной релаксации. Джакобсон исходил из того, что если человек нуждается в психическом отдыхе, ему необходимо расслабить мышцы лица, глаз, гортани, шеи и пр. Расслабление мышц приводит к отдыху психики, и наоборот. Джакобсон предложил целую систему мышечных расслаблений, со временем соединившуюся с получившей широкое распространение аутогенной тренировкой.
Создание аутогенной тренировки и приемов мышечного расслабления оказало большое влияние на развитие психотерапии, многие даже считали, что благодаря этим приемам удастся вылечить всех больных. С годами обнаружилось, что терапевтические возможности этих приемов, так же как и других, весьма ограничены. Это заставило искать новые методы лечения, обновлять и приспосабливать к конкретным больным старые и внедрять в те области знаний, которые могли бы дать психотерапии новые идеи, то, без чего любая наука развиваться не может.
В конце 40-х годов и особенно в 50-е годы американские и английские врачи и психологи активизировали попытки использовать в психотерапевтических целях учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах.
Еще раньше родилось специфическое направление в психологии и психотерапии — бихевиоризм, в основе которого лежало изложенное на американский лад учение И. П. Павлова. Из бихевиоризма выросло много новых приемов психотерапии, которые могут быть отнесены к так называемой условнорефлекторной психотерапии — части выделяемой нами тренировочной психотерапии.
Бихевиористы считают, что для того, чтобы Ликвидировать какие-либо дефекты и неправильное поведение, следует совершать действия, которые могли бы подавить или уменьшить внешние проявления соответствующего расстройства. По их мнению, можно так себя натренировать, что удастся ликвидировать внешние проявления того или иного симптома болезни. Разработано много разных приемов: большей частью они эффективны в комплексе с другими методами при учете потребности в их применении. Эдгар По говорил: «Если вы смотрите в зеркало и сделаете плаксивое лицо, то в это же время вам не удастся пережить приятную эмоцию». А если сделать наоборот: в плохом состоянии духа сделать улыбчивое и счастливое лицо — не уменьшит ли это тоску и тревогу или просто хандру? Оказалось, что уменьшит. Это хорошо знают не только психотерапевты, но и многие люди, которые самостоятельно, без помощи врача, прибегают к такому способу уменьшения своих отрицательных переживаний.
В психотерапии (тем более в детской) нет таких чудодейственных приемов, с помощью которых можно было бы излечить от всех болезней: каждый конкретный прием направлен против определенных расстройств, и искусство врача заключается в том, чтобы правильно квалифицировать состояние пациента, понять внутренние механизмы возникновения у него болезни, а уже потом, на основе правильной диагностики, назначить соответствующее лечение.
По моему мнению, все приемы детской и подростковой психотерапии можно разделить на три вида: медицинские, психологические и педагогические.
К медицинской психотерапии мы относим те ее приемы, которые в первую очередь под силу врачу. Это преимущественно гипноз, наркопсихотерапия и некоторые другие приемы.
Психологическая психотерапия включает те приемы психотерапии, которые реализует в первую очередь психолог: это коллективная, игровая и некоторые другие виды психотерапии.
Педагогической психотерапией обязан заниматься главным образом педагог, в распоряжении которого находятся некоторые виды тренировочной психотерапии, разъяснительной и т. д.
Конечно, это деление условно, но практически необходимо, ведь пока использование всех приемов психотерапии будет возлагаться лишь на врача, ожидать значительных успехов нельзя: врач не может освоить все приемы психотерапии, имеющие разные корни и разные механизмы воздействия. Врач является координатором использования психотерапевтических приемов. Психолог и педагог работают под его руководством, с ним согласовывают свои действия. Все приемы психотерапии, фармакотерапии, физиотерапии и т. д. используются в комплексе. Противопоставлять одни приемы другим было бы неправильно. Все приемы хороши, если они используются по назначению и квалифицированно. Обо всем этом должны знать родители пациентов и не докучать врачам просьбами о лечении их сына или дочери теми методами, которые нравятся самим родителям и о которых они наслышаны.
Даже самый просвещенный по части детской психиатрии родитель не сможет заменить врача. Здесь нужно сотрудничество, а не соперничество, нужна взаимопомощь, а не противодействие.



 
« Брюшной тиф и паратифы   Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении »