Начало >> Статьи >> Архивы >> Знайте свои гены

Факторы, влияющие на развитие и измерение коэффициента интеллекта - Знайте свои гены

Оглавление
Знайте свои гены
Предисловие
Почему вы должны это знать?
Наследственное предрасположение
Врожденные дефекты
Выбор решения, у вас больной ребенок
Хромосомы
Аномальные хромосомы
Слишком много или слишком мало хромосом
Нормальное число хромосом, но структурные нарушения
Делеция хромосом
Половые хромосомы
Интерсексуальность
Миф о хромосомах преступности
Значение проблемы XYY
Внутриутробный диагноз плода с набором XYY
Оправдание невменяемостью XYY
Мужчины высокого роста и XYY
Вы и ваши гены
Как наследуются гены?
Вредные гены, унаследованные от одного из родителей, мутация
Вредные гены, унаследованные от обоих родителей
Вредные гены, получаемые от матери
Ослабленные симптомы болезни у носителей; болезни, вызываемые множественными факторами
От легкого до серьезного заболевания, время начала
Гены, раса и родня
Наследственная болезнь и этническая группа
Гены и история
Группы крови
Кровное родство и инцест, изнасилование
А кто отец?
Скрининг генных дефектов
Лекарства и другие опасности
Наследственные болезни, вызывающие неблагоприятные реакции на прием лекарств
Если вы страдаете наследственной болезнью...
Суеверия и врожденные дефекты
Могут ли мысли беременной женщины повлиять на развитие плода
Не человек и не животное, гороскоп и врожденные дефекты
Наследственные врожденные дефекты и умственная отсталость
Причины врожденных дефектов и умственной отсталости
Врожденные дефекты, возникающие при взаимодействии факторов наследственности и окружающей среды
Наследственная болезнь у матери, влияющая на ребенка
Инфекция
Рентгеновские лучи
Периоды, когда лекарства опасны
Противодиабетические, противораковые, противоэпилептические препараты во время беременности
Половые гормоны во время беременности
Антикоагулянты, лекарства и щитовидная железа во время беременности
Курение, наркотики, алкоголь во время беременности
Отравление свинцом, ртутью во время беременности, род занятий
Медико-генетическое консультирование
Кто проводит медико-генетическое консультирование?
Что можно ожидать от генетика-консультанта?
Искусственное оплодотворение от донора
Доноры спермы
Искусственное оплодотворение и закон
Пренатальный диагноз: амниоцентез
Что представляет собой амниотическая жидкость, проведение исследований
Как получают амниотическую жидкость, сроки, ультразвук
В какой мере безопасен амниоцентез?
Пренатальный диагноз: хромосомные нарушения
Родители — носители хромосомных аномалий
Другие основания для пренатальных хромосомных исследований, точность
Пренатальный диагноз: наследственные заболевания у мужчин
Наследственные заболевания у мужчин, диагноз, внутриутробное лечение
Пренатальные исследования при тяжелых физических врожденных пороках
Этика, мораль, закон и пренатальная диагностика
Пренатальная диагностика - определение пола плода, врачебная этика
Этика, мораль, закон и пренатальная диагностика - плод
Этика, мораль, закон и пренатальная диагностика - общество
Врожденные пороки сердца и наследственность
Сердечно-сосудистые заболевания и наследственность
Наследственно высокий риск коронарной болезни
Гипертония и наследственность
Наследственность и рак
Рак - генетика или окружающая среда?
Рак молочной железы, кожи и наследственность, социальная среда
Наследственные болезни и рак
Душевные расстройства, шизофрения и наследственность
Маниакально-депрессивный психоз, детский аутизм и наследственность
Диабет
Причины заболевания диабетом
Диабет и наследственность - заключение
Лечение наследственных болезней
Лекарственная и заместительная терапия наследственных болезней
Наследственность, умственные способности и расовые различия
Факторы, влияющие на развитие и измерение коэффициента интеллекта
Расстройства с нарушением способности учиться, дислексия
Гиперкинетический синдром у детей, высокий коэффициент интеллекта
Гены и продолжительность жизни
Почему мы стареем?
Предсказание или выбор пола вашего ребенка
Близнецы
Ребенок в пробирке
Будущее
Как поступать с новорожденными с тяжелыми дефектами?
Новорожденные с тяжелыми дефектами - семья и государство
Новорожденные с тяжелыми дефектами - за чью жизнь следует бороться?
Вопросы и ответы
Биохимические болезни, поддающиеся пренатальному диагнозу

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КИ

Семья

Исследования, проведенные в Шотландии, Франции, Нидерландах и США среди детей в возрасте 6—16 лет, одинаково показывают, что с увеличением размера семьи интеллектуальный уровень детей обычно падает.

Хотя, как известно, количество членов семьи в различных слоях общества разное, эти исследования позволяют сделать вывод, что КИ снижается с увеличением размера семьи независимо от того, какое положение в обществе она занимает. Вместе с тем нет необходимости повторять, что социально-экономические условия влияют на получаемые в тестах оценки.
Из дальнейших исследований американских и голландских специалистов видно, что на снижение КИ влияет также порядок рождения. Иными словами, КИ детей, рожденных в большой семье к концу детородного периода, обычно ниже, чем у детей, рожденных первыми. По-видимому, существует связь между общим снижением КИ и порядком рождения, когда интервалы между рождениями коротки.
Семьи, в которых нет кого-нибудь из родителей, гораздо чаще создают менее благоприятные в интеллектуальном отношении условия для ребенка, что, как правило, находит отражение в его более низком интеллектуальном развитии. У детей, рано лишившихся одного из родителей, окружающая среда в интеллектуальном отношении не столь благоприятна, как у тех, кто переживает аналогичную потерю в более позднем возрасте. К такому выводу пришли исследователи, изучавшие обе ситуации. В одном из исследований, например, было замечено, что на экзаменах при поступлении в американский колледж юноши и девушки, лишенные родителей, получали оценки гораздо ниже своих сверстников из так называемых «полных» домов. Установлено, что различия в интеллектуальном развитии детей, у которых в семье нет отца, и детей из «полных» семей были тем больше, чем раньше умер или ушел из дома отец и чем меньше в то время был ребенок. Смерть, развод или просто уход отца из семьи неизменно способствуют созданию атмосферы эмоционального хаоса или стресса, которые, как и следовало ожидать, отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Такое снижение КИ было обнаружено даже в случаях временного отсутствия отца и тогда, когда его уход не вызвал в семье явной стрессовой ситуации. И наоборот, появление в семье нового отца (матери) дает положительный эффект. Как было установлено, вторичный брак — будь то матери или отца — благоприятно влияет на умственное развитие ребенка.
Кроме тех особенностей, которые выявляют проводимые тесты на КИ, отражая различия между полами, существуют и другие не столь бросающиеся в глаза факторы, также влияющие на оценки. Исследователи обратили внимание, что интервалы между рождениями мальчиков несколько длиннее, чем между рождениями девочек (возможно, из-за того, что родители в среднем чаще предпочитают мальчиков). Как выяснилось, девочки чаще бывают в семьях более поздними детьми. Наконец, уже давно известно, что мальчики чаще, чем девочки, умирают еще в утробе матери или сразу после рождения. Смерть плода чаще наступает у более пожилых матерей. Все эти факторы вместе взятые позволяют объяснить различия между полами, которые выявляют тесты на КИ.

Близнецы и КИ

Отмечено, что близнецы постоянно получают в, тестах на КИ и во время других проверок интеллектуального развития более низкие оценки, чем прочие дети. И никого не удивит, если мы скажем, что у тройняшек оценки (в среднем) ниже, чем у близнецов. По-видимому, здесь прежде всего сказывается различие в весе, который у близнецов при рождении всегда меньше. А кроме того, более частые преждевременные роды, осложнения, вызванные недостатком кислорода, гипогликемия (низкое содержание в крови сахара), желтуха и другие неблагоприятные факторы также отрицательно влияют на интеллектуальное развитие близнецов. Но хотя это и кажется достаточно убедительным объяснением, картина не вполне ясна.
Вы вправе ожидать, что интеллектуальное развитие близнецов, разлученных в раннем детстве, будет выше, чем у близнецов, которые живут и воспитываются совместно (первым оказывают больше внимания и заботы). О роли окружающей среды в развитии интеллектуальных способностей близнецов можно судить по следующему сообщению: близнец, брат (или сестра) которого родился мертвым или умер в первые четыре недели после рождения, достигал почти такого же КИ, как и другие дети! Следовательно, малый вес при рождении и связанные с этим осложнения у близнецов — явно не единственное объяснение того, что близнецы часто отстают в своем развитии.

Расы и КИ

Вы, несомненно, в курсе проходящей в последние годы оживленной общественной дискуссии о связи КИ с расовыми различиями. Споры вызваны главным образом стремлением объяснить, почему, в частности, КИ у негров нередко оказывается ниже, чем у белых. Есть и такие громкие голоса, которые пытаются, хотя совершенно неубедительно, утверждать, что негры по самой своей природе ниже белых людей. Полагаю, в свете предшествующего обсуждения вся абсурдность таких претензий вам уже ясна. Но, быть может, все же не помешает кратко суммировать те аспекты спора, из-за которых происходит столько столкновений вокруг КИ и расовых различий.
Найденные различия в оценках по тесту КИ между черным и белым населением США не превышают 15 единиц шкалы КИ. Мы уже обращали ваше внимание на то, что в настоящее время пока не существует таких тестов, которые полностью исключали бы влияние социальных и культурных факторов; принятые сейчас тесты на КИ едва ли могут давать точную оценку умственных способностей человека уже потому, что они связаны с развитием, проходящим на специфическом культурном фоне. Лица, которые для объяснения различий в КИ между неграми и белыми пытаются опереться на генетическую основу, серьезно заблуждаются. Мы уже называли большинство факторов, которые сказываются на замедления развития КИ у негров США. Это прежде всего в целом более низкое социально-экономическое положение, худшее питание, более частая безотцовщина, большая частота рождения детей с малым весом и преждевременных родов, многодетные семьи, более короткие интервалы между рождением детей, отсутствие необходимых условий для культурного развития, меньшие возможности получить образование. Эти и множество других факторов, вне всякого сомнения, ставят негров США по сравнению с белыми в неблагоприятные социальные условия. Последствия этого для развития КИ должны быть ясны. Более того, быть «черным» в США означает также носить особое социальное бремя, от которого не страдают белые.
В дополнение к сказанному заметим, что КИ детей, рожденных матерями старшего возраста, постоянно оказывается выше, чем у рожденных более молодыми матерями. Следовательно, заслуживает внимания и то обстоятельство, что в США белые матери в среднем при рождении своего первого ребенка на три года старше «цветных» женщин, рождающих своего первенца.
Если бы генетические различия между неграми и белыми в соответствии с показаниями КИ действительно существовали, эта аргументация нашла бы подтверждение в различиях между черными и белыми детьми, растущими в условиях одной и той же окружающей среды. В исследовании, проведенном в Англии, сравнивались негры, белые и дети смешанного происхождения. Никаких заметных различий между группами выявлено не было; более того, в трех тестах самые низкие средние оценки получили белые дети.
Вполне вероятно, что так же, как и рост, умственные способности в какой-то степени наследуются. Ясно, что окончательно сложившиеся способности индивидуума отражают взаимодействие унаследованных факторов и условий окружающей среды. Точно так же, очевидно, ясна бесперспективность и ошибочность заключений о более низких способностях одной расы по сравнению с другой на основе только одного теста, достоверность которого сама по себе сомнительна.



 
« Звуковая симптоматика приобретенных пороков сердца   Зоб с явлениями тиреотоксикоза »