Начало >> Болезни >> Диагноз >> Диагностические тесты в неврологии

Значение внешнего осмотра - Диагностические тесты в неврологии

Оглавление
Диагностические тесты в неврологии
Предисловие автора
Клиника и лаборатория
Значение внешнего осмотра
Диагностические тесты
Общий план исследования
Черепномозговые нервы
Черепномозговые нервы 2
Жевательно-мигательный тест
Тест вибрации век
Тест исследования лобной мышцы, миастении, платизмы
Рефлекс круговой мышцы глаза
Содружественные движения при половинном спазме лица
Тест поколачивания лицевого нерва
Тест исследования добавочного нерва
Тест исследования подъязычного нерва
Периферические нервы
Тесты периферических нервов 1
Тест свисания кисти
Проба для исследования n. brachio-radialis
Положение отведения мизинца при параличе локтевого нерва
Тест сгибания большого пальца при параличе локтевого нерва
Тест перкуссии мышц
Тест исследования ягодичных мышц
Тест на маятниковые качания ног
Тест переразгибания колен при спинной сухотке,  пальпации сухожилия
Тест «игры» сухожилий стопы
Пирамидная система
Тест пронации руки
Тест девиации руки (проба Барре)
Тест разгибания ноги,  опускания колена
Тест тонуса пронатора, четырехглавой мышцы, слуха
Тест слабости мышц при спастическом парезе, качания ног
Рефлексы
Патологический смех и плач
Рефлекс откидывания головы
Рефлекс пронатора, сгибателей пальцев, брюшные рефлексы
Рефлекс четырехглавой мышцы, трехглавой мышцы икры
Рефлекс подошвенных мышц, подошвенный кожный рефлекс
Односторонние изменения рефлексов при пирамидных поражениях
Тесты для исследования одностороннего поражения спинного мозга
Содружественные движения при пирамидных поражениях
Тест сгибания колена , односторонний рефлекс сгибателей
Контралатеральные содружественные движения
Рефлекс Бабинского
Хватательный рефлекс
Экстрапирамидная система
Тест маятникового качания ног, толкания
Тест фиксации позы, отклонения рук, микрография
Тесты при кривошее
Мозжечковая система
Тест отклонения руки, растопыривания пальцев рук
Тест встряхивания за плечи, сближения концов пальцев к средней линии, микрография
Триада расхождений признаков при рассеянном склерозе, тесты на атаксию
Система чувствительности
Летучие расстройства чувствительности
Исследование кожных зон нарушений чувствительности
Тест на диссоциированную анестезию
Астереогноз
Статическая атаксия руки и пальцев
Тест ноги вместе - глаза закрыты
Тест сдавления нерва
Тест давления при синдроме поражения передней лестничной мышцы
Тест поколачивания, вытяжения нерва
Тест толкания при ишиасе, сгибания головы
Тест сжатия яремных вен, сухого - мокрого при каузальгии
Вазомоторно-трофическая система

«Аll human science is but the increment of the power of the eye»
John Fiske (1842—1901).
Для повышения нашей клинической проницательности мы должны стремиться развивать и совершенствовать драгоценное искусство наблюдения, которое Ослер называет «самым трудным из всех искусств». Наблюдение является истинным основанием всей клинической деятельности.
Акцент делается именно на «наблюдение», «видеть» — еще недостаточно. Это приложимо не только к повседневной практике, но и к обучению неврологии. Первое правило преподавания неврологии—научить студента наблюдению.
В научной мировой литературе можно найти ряд бессмертных изречений о значении наблюдения. Они стали классическими и достойны повторения.
«Не прикасайтесь к больному, отдайте отчет сначала в том, что вы видите, совершенствуйте вашу способность наблюдать» (Ослер).

 На аутопсии оказалось, что опухоль была двусторонней. Один больной жаловался на расстройства чувствительности большого пальца на руке. Производились многочисленные рентгеновские исследования шейного отдела позвоночника. При тщательном осмотре констатировано, что болезненные явления имеют чисто периферический характер и обусловлены прижатием кожной ветви лучевого нерва манжеткой ручных часов.
Справедливо, что в настоящее время неврологическая диагностика более сложна и более точна, чем во времена Бабинского и Оппенгейма. Но не будем спешить и вспомним, что еще задолго до рождения «механизированной неврологии» были очень способные невропатологи, работавшие с самым простым клиническим оборудованием. Хорошо натренированный глаз опытного невропатолога открывает многое, чего не видят другие. Не только одни познания, но и тщательное, многолетнее наблюдение, сочетающееся с глубоким изучением, способствовали формированию наших великих диагностов в неврологии. Приведем несколько примеров их необычайного дара наблюдательности.
В 1923 г., будучи ассистентом Нонне в Гамбурге, я представил ему больного с диагнозом эпидемического энцефалита. На каждом из своих обходов, лично не исследуя больного, а только глядя на него, Нонне замечал, что больной «выглядит туморозно». Внезапно больной скончался, и вскрытие обнаружило двустороннюю опухоль лобных долей мозга.
Как ассистент Ферстера, я наследовал в течение нескольких дней больного (в 1924 г.) с диагнозом правосторонней лобной опухоли. С первого взгляда Ферстер заметил, что при ходьбе у больного возникала тенденция к падению назад и влево. Это ускользало от внимания всех ассистентов. Без дальнейшего исследования Ферстер заподозрил не лобную, а височную опухоль. Так и оказалось.
Эти истории рассказаны мной не для того, чтобы воодушевлять старых или молодых неврологов на постановку быстрых интуитивных диагнозов, а для того, чтобы показать, какое значение в диагностике может иметь «взгляд мудрого».



 
« Диагностика третьих состояний у детей   Диарея хроническая »