Начало >> Болезни >> Диагноз >> Задержка роста у детей младшего возраста

Оценка и диагностический подход при нарушениях роста у детей - Задержка роста у детей младшего возраста

Оглавление
Задержка роста у детей младшего возраста
Анамнез нарушений роста
Физикальное обследование
Диагностические исследования при задержках роста у детей младшего возраста
Оценка и диагностический подход при нарушениях роста у детей

Для оценки прогноза ребенка с нарушениями роста необходим еще один важный шаг — клиническое наблюдение. Его можно проводить амбулаторно, если нарушения роста не настолько значительны, что угрожают жизни, и если врач уверен в высоком качестве ухода за ребенком. Однако чаще всего требуется наблюдение в стационаре. Идеальным вариантом клинического наблюдения является посещение на дому, но часто это невозможно. Целью наблюдения является верификация симптомов, обнаруженных при сборе анамнеза, оценка отношений между ребенком и его родителями или опекунами, наблюдение развития ребенка в динамике, вовлечение родителей или опекунов ребенка в специализированное лечение ребенка и уход за ним, включая коррекцию питания. Если на основании анамнеза, клинического и лабораторного обследования у больного подозревается органическое Заболевание, для дополнительного обследования необходима госпитализация.

Наблюдение за ребенком на протяжении даже одной недели позволяет достоверно оценить массу тела ребенка и достаточность питания. Если в условиях адекватного питания и ухода у больного восстанавливается нормальное прибавление массы тела, то, вероятнее всего, одной из причин нарушения роста является психосоциальное обеднение окружения ребенка и энергетическая недостаточность питания.
Впрочем даже отсутствие такой прибавки на протяжении одной недели не исключает присутствия этих причин.

Оценка состояния больных с нарушениями роста в больнице или амбулаторных условиях часто облегчается при подключении к ней специалистов разных специальностей. Ими могут быть диетолог, детский врач, психолог, специалист по реабилитации или физиотерапии, работник служб социального обеспечения, патронажная сестра или детская медицинская сестра, логопед, воспитатель детей младшего возраста. Каждый из них должен исследовать ребенка с точки зрения своей специальности. В случаях когда причиной нарушения роста является обеднение психоэмоциональной сферы ребенка, даже однократная простая встреча квалифицированного врача с родителями или опекунами ребенка не только дает ключи к диагнозу, но и становится первым лечебным мероприятием.
За период наблюдения может выявиться новая клиническая симптоматика. При частых встречах врача с семьей ребенка может возникнуть необходимость новых вмешательств, например передача ребенка под опеку. Именно врач, посещающий ребенка, обязан правильно оценить ситуацию и рекомендовать дальнейшие дополнительные исследования, изменения питания, программы стимуляции, реабилитации ребенка и периодического медицинского контроля. Родителям или опекунам ребенка часто необходимы очень подробные инструкции, касающиеся питания, игры с ребенком, помещения его в определенное положение после приема пищи для предотвращения пищеводного рефлюкса и последующей рвоты.

ВЫВОДЫ

При оценке ребенка с нарушениями роста необходимы подробный сбор анамнеза, полное (клиническое исследование, минимальные лабораторные исследования, если нет серьезных подозрений на органическое заболевание, и последующая динамическая оценка полученных данных в период клинического наблюдения. За время периода наблюдения наряду с анализом полученных данных можно провести дополнительные диагностические исследования. Последнее облегчается, если возможно привлечение специалистов сопутствующих дисциплин. В результате анализа необходимо выявить, вызвано ли нарушение роста органическими причинами или психосоциальными (эмоциональные) факторами, к которым можно причислить и недостаточную энергетическую ценность пищи, или же сочетанием двух указанных выше причин. Затем в зависимости от причины патологии проводится лечение; нередко оно начинается уже в период клинического наблюдения. Независимо от этиологического диагноза адекватная оценка и лечение детей с нарушениями роста значительно облегчаются при установлении эффективного контакта между медицинскими работниками и родителями или опекунами ребенка.



 
« Задержка роста   Запор, дифференциальный диагноз »