Начало >> Статьи >> Литература >> Обучение больных диабетом

Подходы к обучению больных диабетом - Обучение больных диабетом

Оглавление
Обучение больных диабетом
Трудности, с которыми сталкиваются при обучении
Цели, преследуемые при обучении диабету
Подходы к обучению больных диабетом
Особые случаи
Общество и медицинский персонал
Связь обучения и управления диабетом
Оценка обучения жизни с диабетом
Ключевые вопросы

При наличии краткосрочных и долгосрочных целей обучения следует выбрать подходящий набор методов обучения.

Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение имеет много преимуществ и идеально подходит для многих больных. Оно позволяет давать «направленную» информацию, адаптированную к потребностям больного. Кроме того, цели обучения могут быть приспособлены к потребностям и уровню развития больного. Также очень важно наличие межличностного общения и контакта с больным. Обучение «один на один» особенно важно, когда диагноз только установлен, потому что реакция больного может быть непредсказуемой из-за шока, гнева, чувства вины, депрессии, поэтому цели обучения часто необходимо модифицировать в зависимости от способности больного слушать и сотрудничать. Во время первого контакта важно не перегружать больного информацией, это может вызвать чувства безнадежности и смущения и вызвать у больного нежелание нести ответственность за свое заболевание.
Как было показано, методы индивидуального обучения жизни с диабетом преподаватель может подобрать в любом наборе, лишь бы они дали больному необходимые навыки самопомощи. Простой пример заключается в том, что больной, который прошел профессиональную подготовку по определению уровня глюкозы в крови, более точно и правильно делает это, чем тот, кто прочел инструкцию к прибору. Обучение «один на один» также бывает успешным, если проводится медсестрой, обслуживающей больных на дому. Группа таких медсестер может обслуживать на дому до 400 больных.
Индивидуальный подход обычно требует большего количества времени, наличие необходимого персонала и других ресурсов.
Отдельные программы для больных инсулинзависимым (ИЗСД) и инсулиннезависимым (ИНСД) диабетом базировались на индивидуальном обучении в течение трех первых месяцев и были особенно интенсивными в первые две недели обучения. Затем, в течение одного месяца, обучение продолжалось в интерактивных группах с перерывом в 2 - 4 года. Этот подход был более успешным для предотвращения снижения мотивации к обучению с течением времени.

Обучение в группах

Обучение в группах, независимо от того, кем оно проводится - врачом, медсестрой, диетсестрой, - легко осуществить; оно сохраняет время и средства, концентрирует усилия персонала и обычно вознаграждает преподавателя за его труд. Пелсер и Гроен пришли к выводу, что группы являются некоей логической мишенью процесса обучения в том случае, если при теоретическом расчете учтены эмоциональные и познавательные нужды участников. Они также дали множество практических рекомендаций по подбору групп для обсуждения определенных вопросов, где в качестве лидера выступает скорее больной, чем терапевт, однако этот момент является спорным, так как большинство участников группы предпочитает во главе группы видеть профессионала.
Групповое обучение имеет множество преимуществ для больных диабетом. Оно заставляет участников группы обмениваться знаниями, приобретенными навыками и опытом. Некоторые больные чувствуют себя безопаснее в группе, чем «один на один» с кем-либо из членов диабетической команды, поскольку другие участники группы имеют сходные проблемы. Некоторые подростки считают, что при общении со сверстниками в группах обучения легче сделать первые трудные шаги по изменению образа жизни (введение инсулина, самоконтроль, диета). В таких группах они избавлены от того давления, которое испытывают при общении со сверстниками (не диабетиками), которые ведут более свободный образ жизни.
Обучение в группах является составной частью рутинного управления и лечения диабета, принятого в диабетических центрах Женевы (Швейцария) и Дюссельдорфа (Германия). Смешанные программы, в ходе которых больным оказывают помощь и обучают, занимают одну-две недели, а затем больные возвращаются под наблюдение своего терапевта.

Новаторские методы обучения

Компьютеризованные методы обучения, с которыми работает сам больной или ему помогает оператор, используются во многих клиниках. Программы интерактивны в различной степени, и обычно состоят из следующих друг за другом текстов и картинок (часто анимационных), которые описывают определенные аспекты помощи при диабете, включая общие сведения о диабете, контроль уровня глюкозы в крови, пероральные гипогликемические средства и введение инсулина, осложнения диабета, проблемы диабетической стопы. Некоторые программы, такие как лечение и предотвращение гипогликемии и обучение правильному питанию, были тестированы и хорошо воспринимались больными. Имеющиеся программы после каждого фрагмента информации содержат вопросы к данному разделу с автоматическим возвратом к тому материалу, который недостаточно хорошо усвоен больным. Время усвоения программы контролируется больным, обычно бывает достаточно 45 - 60 минут.
Средства массовой информации могут быть привлечены к распространению знаний о диабете, в основном общих положений, таких как симптоматика диабета, здоровый образ жизни и проблемы зрения при диабете. Средства массовой информации имеют возможность достаточно широко распространять знания о диабете. Вместе с тем, подача сведений в данном случае не является индивидуализированной, и у больного не хватает времени, чтобы воспринять эту информацию. Средства массовой информации едва ли могут изменить стиль подачи материала.



 
« Нарушения ритма сердечной деятельности   Обучение жизни с диабетом в детстве »