Начало >> Статьи >> Литература >> Обучение больных диабетом

Оценка обучения жизни с диабетом - Обучение больных диабетом

Оглавление
Обучение больных диабетом
Трудности, с которыми сталкиваются при обучении
Цели, преследуемые при обучении диабету
Подходы к обучению больных диабетом
Особые случаи
Общество и медицинский персонал
Связь обучения и управления диабетом
Оценка обучения жизни с диабетом
Ключевые вопросы

Как и все медицинские начинания, обучение жизни с диабетом должно строго оцениваться с тех позиций, дает ли оно результаты и выгодно ли с экономической точки зрения. Впервые была проведена оценка результатов использования диабетологических программ. Учитывались следующие критерии: улучшает ли данная программа понимание больным своей болезни и ее лечения, во-вторых, влияет ли она на качество контроля диабета и, в-третьих, уменьшает ли данная программа степень инвалидизации и смертности у людей, обучавшихся по данной программе. Последняя категория включает острые метаболические осложнения, такие как кетоацидоз и гипогликемия, а также хронические повреждения тканей с их пагубными последствиями в виде слепоты и ампутаций. Необходимо также оценить методику обучения с точки зрения ее эффективности, степени приспособленности к больным и требованиям к персоналу, затраты времени и ресурсов.

Оценка целей обучения

Цели обучения могут быть разного уровня и должны быть разработаны для каждого больного. Наиболее предпочтительные включают: определенные знания о диабете, усовершенствованные практические навыки, изменение поведения таким образом, чтобы ввести лечение в повседневную жизнь, изучение способности изменить лечение диабета на время таких неожиданных событий, как, например, инфекция.
Разные цели требуют разных подходов, методов обучения и оценки этих методов. Как отмечалось выше, содержание обучения может существенно повлиять на результат. Дидактические лекции совершенно не способны изменить поведение или усилить желание больного лечиться в той мере, в какой это делают поддержка и общение с другими больными и командой специалистов.
Оценка программы обучения должна преследовать первоначальные цели, такие как гликемический контроль; успешным результатом программы можно считать такие навыки как частота и точность самоконтроля, помощь больному в создании более комфортной жизни с диабетом или более высокий уровень жизни. Исследования показали, что небольшие группы самопомощи могут улучшить контроль при ИНСД без увеличения знаний о диабете, и что основные обучающие программы могут улучшить навыки мониторинга глюкозы, но без улучшения контроля заболевания.

Терапевтические цели

Терапевтические цели должны соответствовать отдельному больному или категории больных. При лечении молодых людей необходимо стремиться к нормогликемии для предотвращения хронических осложнений и поддержания приемлемого образа жизни, что достигается компромиссом между диабетом и его лечением. У пожилых людей соотношение между симптоматикой заболевания и необходимостью избегать крайних значений уровня глюкозы в крови может быть более широким.
Обучающие программы способны уменьшить частоту острых метаболических осложнений диабета. Ранние исследования показали, что число посещений лечебных учреждений по поводу кетоацидоза значительно уменьшилось, но эти данные были получены в период, предшествующий введению самоконтроля, и в настоящее время нет исследований по влиянию программ обучения на кетоацидоз (в 80% случаев его можно было бы предсказать). Риск острой гипогликемии (который был определен по утрате сознания) уменьшился после обучения, по крайней мере, с 0,54 эпизода на 1 больного в год в сравнимых клинических популяциях до 0,19 эпизода на 1 больного в год.
Влияние программы обучения на качество гликемического контроля было более продолжительным. Результаты были противоречивыми, а время положительного влияния - разноречивым. Это можно объяснить гетерогенностью изучаемой популяции и ее образовательным уровнем до и после изучения программы. В одном из исследований сообщается об отсутствии положительного влияния 12-часовой программы обучения по сравнению с контролем, однако ее методология может быть неадекватной и не стоит ей следовать. Другое исследование, отмечающее негативный результат, сравнивает «интенсивный» метод обучения с контрольной группой, получившей лишь отпечатанные материалы. С другой стороны, были отмечены положительные результаты в двух других исследованиях, которые длились на протяжении 6 и 14 месяцев после обучения. Результаты первого исследования были подтверждены путем телефонного опроса больных спустя 2 и 6 недель, когда согласие на лечение уже было получено, и больные нуждались в поощрении. Новые задачи лечения были поставлены тогда, когда больные решали промежуточные задачи. Позднее была использована интенсивная однонедельная 37- часовая программа, где были определены цели для каждого больного.
Обучение жизни с диабетом привело к впечатляющим результатам в уменьшении частоты определенных хронических осложнений диабета, особенно в группах с высоким риском возникновения язв стопы и ампутаций. Они остаются основной проблемой повсеместно. В США, например, приблизительно 31000 больных диабетом подвергается ампутациям стопы ежегодно, что составляет 50% всех нетравматических ампутаций. К больным с высоким риском диабетической стопы относятся больные с нейропатией, периферическими сосудистыми заболеваниями, наличием мозолей и других аномалий. Программа обучения по оказанию помощи при наличии проблем стопы должна быть направлена на этот контингент больных. Такие программы уменьшат количество ампутаций в ближайшее время приблизительно на 45 - 85% и смогут продлить свой защитный эффект от 2-х до 10 лет.



 
« Нарушения ритма сердечной деятельности   Обучение жизни с диабетом в детстве »