Начало >> Статьи >> Литература >> Обучение больных диабетом

Обучение больных диабетом

Оглавление
Обучение больных диабетом
Трудности, с которыми сталкиваются при обучении
Цели, преследуемые при обучении диабету
Подходы к обучению больных диабетом
Особые случаи
Общество и медицинский персонал
Связь обучения и управления диабетом
Оценка обучения жизни с диабетом
Ключевые вопросы

Обучение больных диабетом, по книге TEXT BOOK OF DIABETES

Edited by John Pickup and Gareth Williams

Обучение больных диабетом

• Попытки обучения больных диабету и управлению им предпринимались, начиная с 1920-го года Джослином, Рома и Лоуренсом, но вклад обучения в результат лечения диабета был осознан только недавно.
• Для больного диабетом очень важно все знать о своем заболевании, чтобы уметь справляться с ежедневными проблемами.
• Чтение лекций врачом обычно не меняет поведения больного. Более эффективными являются индивидуальное или групповое обучение с привлечением компьютерных программ.
•Для каждого больного необходимо наметить конкретные цели, которые необходимо достичь сейчас и в отдаленном будущем, и обязательно согласовать их с больным. Следует избегать перегрузки больного информацией. Дети и подростки требуют особого подхода, так как от них особенно трудно добиться согласия изменить свой образ жизни. Пожилым людям трудно учиться, и они не хотят брать на себя ответственность за оказание себе помощи.
• Некоторые медицинские работники оказываются плохими преподавателями, поскольку они не владеют педагогическими и психологическими навыками и навыками общения с больными.
• Многие больные не хотят оказывать помощь сами себе. К факторам, которые определяют такое нежелание, относятся следующие:
• отказ от противостояния болезни, упадок духа и депрессия от осознания того, что ты болен диабетом;
• искаженные представления о степени серьезности диабета и его осложнений, других отрицательных сторонах, а также о потенциальных возможностях лечения;
• сложности при разделении ответственности за управление болезнью между больным и командой специалистов, оказывающих помощь больному.
Эффективность и оптимальность программы обучения больных диабетом должны строго оцениваться. Как было показано, целый ряд обучающих программ для больных диабетом оказывает влияние на течение заболевания, позволяет уменьшить частоту возникновений кетоацидозов и острых гипогликемий, ампутаций, госпитализаций, снизить как временную нетрудоспособность, так и инвалидность больных.
Обучение больных диабету и управлению им издавна было частью общей диабетической помощи. В период с 1920- го по 1960-й год больные диабетом систематически обучались диабетологами. Среди них - Эллиот Р. Джослин - США, Эрнесто Рома - Португалия, Робин Д. Лоуренс - Англия, Маргарита Лапенна и Сильвестро Сильвестри - Италия, Констам - Швейцария, Джин Пирарт - Бельгия. Эти клиницисты, посвятившие свою жизнь больным диабетом, признавали особенную важность обучения больных. Но их деятельность зависела от такого количества изменений, которые необходимо было внести в традиционные взаимоотношения врача и больного, что их работа не была официально принята и оценена медицинским сообществом до 1970-ых годов. Десятилетие (с 1970-го по 1980-й годы) продемонстрировало увеличение роли обучения больных диабетом в их лечении, что ознаменовалось созданием Американской Ассоциации Преподавателей Диабета и Европейской Ассоциацией по изучению диабета (EASD). В 1980-х годах в Европе и США были предприняты совместные попытки создания обучающих программ по определению стандартов обучения больных и оценке результатов этой деятельности. Например, Европейская Диабетическая Ассоциация по Изучению диабета организовала 200 встреч, в работе которых приняли участие 1000 врачей и 1000 медсестер - специалистов по диабету. На них были обсуждены 20 тем, касающихся проблем обучения жизни с диабетом, которые были переведены на 27 языков.

Обучение больных жизни с диабетом - краеугольный камень терапии

В 1972 г. Леона Миллер из Лос-Анджелеса продемонстрировала, что более высокое качество обучения больных улучшает результат лечения. Частота встречаемости кетоацидоза и острой гипогликемии уменьшилась на 80%, частота ампутаций стоп у больных с высоким риском развития диабетической стопы - на 75%. Многие больные допускают ошибки при введении инсулина, пренебрегают диетой и не знают, что нужно делать, но не обращаются за помощью при начальных признаках диабетической стопы. Некоторые пациенты не имеют или утратили мотивацию к управлению своим диабетом, думая, что им это не надо делать, так как они находятся в больнице или клинике. Все это подчеркивает важность скорее методологии обучения, чем просто снабжения определенными знаниями. Программы обучения, которые главным образом снабжают информацией, не влияют на изменение поведения.
Роль эффективного обучения становится все более важной при настоящей тенденции движения к улучшению метаболического контроля у больных диабетом. Так, в 1991 г. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) признала диабет одной из главных глобальных медицинских и социальных проблем человечества. Был создан целый ряд национальных и международных программ, призванных уменьшить инвалидизацию и смертность от диабета. В Европе, в Сент-Винсентской Декларации были поставлены следующие цели: уменьшить на 50% количество ампутаций, на 30% - развитий слепоты и на 30% - почечной недостаточности. Эти цели должны были быть достигнуты в течение 5 лет. Программа исследования Диабетического Контроля и Осложнений (DCCT) и работы многих исследователей доказали, что интенсифицированная инсулинотерапия может снизить риск развития микрососудистых осложнений у больных инсулинзависимым диабетом. Все эти работы, особенно DCCT, показали особую важность обучения больных и их желания учиться.



 
« Нарушения ритма сердечной деятельности   Обучение жизни с диабетом в детстве »