Начало >> Статьи >> Литература >> Стратегия обучения больных сахарным диабетом

Обучение взрослых, аттестация - Стратегия обучения больных сахарным диабетом

Оглавление
Стратегия обучения больных сахарным диабетом
Обучение взрослых, аттестация
Стратегии обучения
План программы обучения больных

Обучение взрослых

Существуют три основных принципа обучения взрослых:

  1. Первый принцип обучения состоит в том, что большинство взрослых предпочитают решать сами, что им необходимо изучать, и, если их поместить в зависимую среду обучения, это может вызвать чувство беспокойства и возмущения и снизить мотивацию к обучению. Многие взрослые обучаются лучше, когда ощущают острую внутреннюю потребность получить знаний больше, чем они имеют по данной теме.
  2. Второй принцип обучения взрослых - проблемно- ориентированный. Он предполагает получение определенной информации и решение конкретной проблемы, т.е. из суммы предметов, предлагаемых взрослому, воспринимается лишь та информация, которая позволит вносить изменения в ежедневные проблемы по оказанию самопомощи. Поэтому обучение больного диабетом должно быть направлено на проблему жизни с диабетом, а не на постоянное преодоление этого заболевания у больного.
  3. Третий принцип обучения взрослых состоит в том, что большинство взрослых являются учениками, которые обучаются, непосредственно участвуя в обучающем процессе, используя получаемую информацию для решения конкретных проблем. Обучающие программы, которые включают активный подход к решению проблем, обычно более эффективны, чем те, которые делают обучаемого пассивным слушателем лекций по диабету.

Аттестация больного

Аттестация больного - один из важных элементов процесса обучения, который должен предшествовать началу обучения и включать следующие пункты: отношение больного к обучению, готовность к обучению, знания о помощи самому себе, цели и стиль обучения.
Важно оценить отношение больного к диабету и его способность оказывать себе помощь. Также важно знать, что думает больной о лечении диабета, чувствует ли он себя лучше после лечения, насколько выражены у него симптомы изменения уровня сахара. Вполне возможно, что больной, у которого диабет средней тяжести и который может адекватно оценить свое состояние, будет не слишком мотивирован к обучению. Всегда важно оценить отношение пациента к его участию в программе обучения.
Другой важной частью аттестации является подготовленность к обучению. Подготовленность к обучению может зависеть от ряда факторов (таких, как настоящее физическое и эмоциональное состояние и имеющихся на данный момент проблем), связанных с диабетом.
Больной, находящийся в больнице с острым заболеванием, - не лучший кандидат для обучения, за исключением случаев, когда существует угроза жизни. Больной, который обучается и не понимает, что диабет может привести к развитию осложнений, редко бывает мотивирован к обучению. О готовности больного к обучению можно выяснить, задав ему следующие вопросы: Почему Вы здесь; Что Вы рассчитываете получить в результате приобретения опыта; Насколько важно для Вас обучение диабету.
Знания о диабете являются важной частью аттестации. Хотя больные уже имеют какую - то информацию о диабете, все же, она может быть недостаточной. Фактически, они могут определить наличие диабета у себя, но на самом деле, могут ничего и не знать об этом заболевании. Обычно взрослые больные могут иметь старую или ошибочную информацию, основанную на опыте их друзей или членов семьи. Напротив, больные, болеющие диабетом в течение ряда лет и имеющие опыт в оказании самопомощи, могут обращаться к обучению. Поэтому обучение больного должно быть ориентировано на больного и строиться на его знаниях.
Следующая важная область оценки - настоящий уровень самопомощи больного. Попытайтесь определить, насколько хорошо больной оказывает себе помощь, и это можно выяснить, задав больному следующие вопросы: Как Вы это делаете сейчас; Насколько хорошо Вы знаете, как это нужно делать; Существующая практика самопомощи у больного может содержать важный ключ к необходимому обучению. Обучающий специалист должен тщательно собирать информацию о том, что в оказании самопомощи наиболее сложно для больного.
Обучающий специалист должен оценить ближайшие и отдаленные цели больного. У него должно быть желание задать больному такие вопросы: Этот больной обучается потому, что выполнение сложного комплекса оказания самопомощи позволит ему достичь четкого контроля уровня глюкозы; Имеет ли больной систему и ограничения в достижении данной цели; Живет ли он один или с другими членами семьи; Поддерживают ли его другие члены семьи или мешают ему; Каковы его финансовые возможности; Ответы на эти вопросы могут помочь направить обучение в русло нужд пациента и помочь разрешить его насущные проблемы.
Методы оценки целей больного могут выполняться в такой последовательности: вместе с больным составить перечень основных вопросов, которые его волнуют. Например, если больной говорит, что он хотел бы похудеть на 20 килограммов, то обучающий специалист и больной должны составить перечень затрат, которые приведут к потере веса, а также перечень преимуществ, приобретаемых больным в этом случае. Под затратами следует понимать соответствующее питание, финансовые, психологические затраты и все то, что негативно влияет на достижение цели. Анализ положительных последствий должен быть достаточно широким. Выполняя данный анализ вместе с больным, помогите понять ему, действительно ли он готов и способен достичь поставленной цели. Больной, который ясно представляет себе цель, будет обучаться более эффективно, чем тот, который не имеет четкой целевой установки. Способность к достижению цели варьирует от больного к больному в зависимости от интеллектуальных возможностей, от продолжительности диабета и других факторов. Большинство пациентов могут решать насущные задачи с помощью обучающего специалиста.
Полезно выяснить, какой стиль обучения предпочтителен для больного. Одни больные лучше воспринимают информацию на слух, другие - в письменном виде, третьи - быстрее обучаются в процессе дискуссии. Размер группы может определяться самими больными. Некоторые больные предпочитают индивидуальное обучение. Обучающий специалист может спросить у больного о том, какие источники получения информации (которая не связана с диабетом) наиболее предпочтительны для больного. Это необходимо для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для больного стиль обучения. Обучающий специалист может и не следовать выбору больного, однако знание специалистом стиля обучения, предпочтительного для больного, важно для выбора альтернативного обучения, выбранного больным в классе.
Оценка качества обучения обеспечивает основы, на которых строится полезный опыт обучения. Он позволяет обучающему специалисту достичь личностного контакта с обучаемым и установить с ним доверительную связь. Процесс обучения более эффективен, когда больной доверяет специалисту, ведущему обучающую программу.
Не всегда нужно стремиться получить обширную информацию о больном: могут быть полезными несколько неформальных вопросов, например, почему больной участвует в обучающей программе, или как он учился по другим предметам. Итак, оценку больного можно сделать более эффективной несколькими способами: 1. полезно попросить больного составить список вопросов, которые его интересуют больше всего; 2. составить обзор этих вопросов и обсудить вместе с больным. Такой шаг экономит время обучающего специалиста, которое необходимо для оценки больного. Следующий метод заключается в том, чтобы дать возможность больному самому определить те вопросы, на которых нужно сосредоточиться во время оценки. Например, что может больной рассказать о помощи при диабете, с тем, чтобы во время обучения этому вопросу могли уделить больше внимания. Во многих случаях больной говорит о том, что конкретно он бы хотел знать и указывает очередность важных проблем. Важно помнить, что оценочный процесс является важным опытом обучения как для больного, так и для обучающего специалиста.



 
« Сосудистая биология в клинической практике   Суставы и мышцы ультразвуковое исследование »