Начало >> Статьи >> Литература >> Стратегия обучения больных сахарным диабетом

Стратегия обучения больных сахарным диабетом

Оглавление
Стратегия обучения больных сахарным диабетом
Обучение взрослых, аттестация
Стратегии обучения
План программы обучения больных

Роберт М. Андерсон, Марта М. Фаннел

Введение

Целью данного раздела является описание концептуальных и стратегических подходов, используемых при обучении больных диабетом. Обсуждаются следующие темы: концепция обучения; принципы обучения взрослых; основные методы обучения; важные положения, которые нужно рассмотреть при создании обучающих программ; основные типы обратной связи при обучении больных диабетом.

Концепция обучения

обучение диабету

Существуют два подхода в отношении начальной цели обучения больных диабетом. Первый подход - «основанный на согласии», второй - «уполномоченный». Цель первого подхода - убедить больного следовать рекомендациям специалистов. Этот подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, выгода от согласия больного - строго следовать предписаниям врачей - перевешивает затраты; например, добровольное согласие больного расстаться с нездоровым образом жизни действует всегда эффективнее для лечения, чем усилия, которые необходимо приложить врачу для убеждения больного. Во- вторых, больной предполагает, что врач, исходя из оценки состояния больного диабетом, определяет режим для конкретного больного. И, наконец, больной должен в точности придерживаться назначений врача-специалиста.
Вместе с тем, пригодность подхода, «основанного на согласии», вызывает много вопросов. Поэтому ряд врачей- специалистов больше склоняются к использованию второго подхода для обучения больных диабетом, известного как «уполномоченность пациента». Этот подход состоит в том, что больной вынужден сам принимать первоначальные решения по оказанию помощи самому себе. «Уполномоченный» подход основан на нескольких дополнительных положениях. Во-первых, этот подход предполагает, что большая часть больных диабетом ответственна за принятие ежедневных, важных и сложных решений по лечению диабета. Во-вторых, поскольку только сам больной знает, как протекает его заболевание и каковы последствия лечения, он имеет право принимать решения по оказанию себе первой помощи.
Поскольку диабетическая помощь во многом зависит от личности врача и больного, то окончательное решение о том, что лучше для больного является правом и ответственностью самого больного. Поэтому в «уполномоченном» методе обучения главной целью является подготовка больного, способного принимать самостоятельные решения по оказанию самопомощи.
Знания, необходимые для принятия решений по оказанию самопомощи при диабете, укладываются в два больших аспекта. Первый аспект включает знания о диабете и его лечении. Эта информация необходима для принятия решений по адаптации различных положений самопомощи при диабете к состоянию больного. Второй аспект - это представление пациента о его приоритетах ценностей, потребностей, целей, применительно к диабету, и самопомощи при данном заболевании. В обучении, обращенном ко второму аспекту, больному необходимо помочь изучить эмоциональные, социальные, интеллектуальные и духовные компоненты его жизни, если они связаны с решениями, которые должен принимать больной при оказании самопомощи. Также больному необходимо помочь в достижении целого ряда целей, помочь решить проблемы и изменить стиль жизни, чтобы достичь поставленной цели. Основная задача больного сахарным диабетом - принять идею - «Сахарный диабет - не болезнь, а стиль жизни», и научиться жить с этой идеей.



 
« Сосудистая биология в клинической практике   Суставы и мышцы ультразвуковое исследование »