Начало >> Статьи >> Литература >> Сестринское дело в оториноларингологии

Введение в оториноларингологию - Сестринское дело в оториноларингологии

Оглавление
Сестринское дело в оториноларингологии
Введение в оториноларингологию
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов_2
Заболевания носа и околоносовых синусов
Заболевания носа и околоносовых синусов_2
Заболевания глотки
Заболевания глотки_2
Заболевания гортани
Заболевания гортани_2
Заболевания уха
Заболевания уха_2
Ургентная оториноларингология
Ургентная оториноларингология_2
Ситуационные задачи
Ответы к ситуационным задачам
Симптоматология
Доврачебная помощь
Лекарственные средства и схемы лечения
Современные физические технологии
Заключение

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение в оториноларингологию. Организация ЛОР помощи населению.

Конкретные цели занятия: студент должен иметь представление об истории, современных достижениях оториноларингологии, определить место этой дисциплины в общей патологии, знать роль среднего медицинского работника при оказании плановой или срочной оториноларингологической помощи взрослым и детям.
Распределение рабочего времени.
Лекция – 2 часа.
Краткое содержание. Даётся определение оториноларингологии как фундаментальной медицинской специальности, изучающей морфологические и функциональные особенности верхних дыхательных путей (ВДП) и уха, а также патологию, смежных с ними областей. Определяется место этой специальности в общей медицинской патологии, а также социальная значимость анализаторов, расположенных в ЛОР органах, прежде всего слухового и вестибулярного.
Возможные сочетания патологических проявлений при ЛОР и других заболеваниях: I) патология ЛОР органов вызывает расстройства других органов и систем организма; 2) заболевания других органов и систем обусловливают патологические состояния уха и верхних дыхательных путей; 3) патологический процесс в ЛОР и других органах является признаками одного общего заболевания; 4) из 2-х и 3-х заболеваний одно является основным, а другие сопутствующими.
Организация оториноларингологической помощи в РФ: кабинеты (взрослые, детские) общего ЛОР приёма и специализированные (фониатрические, сурдологические и слухопротезирования); ЛОР стационары (взрослые, детские, смешанные). Весьма актуальным является определение задач и обязанностей медицинской сестры в обеспечении полноценной деятельности этих подразделений.
Изучение заболеваемости, проведенное в последние годы, показало, что до 16% всех обращений в лечебные учреждения вызваны болезнями уха, горла и носа.
В структуре ЛОР патологии на первом месте стоят ангины, на втором отиты, далее следуют синуситы и другие болезни ВДП и уха.
Ангины занимают одно из первых мест среди заболеваний с временной утратой трудоспособности и составляют 8–10 случаев на 100 работающих в год, а в некоторых отраслях производства этот показатель еще выше.
Уровень заболеваемости населения ангинами в ряде регионов РФ колеблется в пределах 67–86 случаев на 1000 населения. У детей он выше. У больных хроническим гнойным средним отитом этот уровень составляет 3–10 на 1000.
Среди причин летальности госпитализированных ЛОР больных первое место принадлежит риносинусогенными и отогенным внутричерепным осложнениям.
Деятельность медицинской сестры направлена на оказание квалифицированной сестринской помощи пациентам и членам их семьи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход в период болезни и реабилитации.

Медицинская сестра должна знать :
• философию сестринского дела, понимать его сущность и социальную значимость;
• четко знать границы своих полномочий и своей ответственности;
• нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде в сфере профессиональной деятельности;
• функции, правила и средства общения, методы обучения и консультирования взрослых;
• основные закономерности развития и жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, сущность физиологических и патологических процессов, происходящих в организме, их влияние на образ жизни;
• анатомофизиологические и психологические особенности, универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
• систему организации медицинской помощи и принципы бюджетно-страховой медицины в России;
• структуру медицинских учреждений, функциональные обязанности, принципы организации и оплаты труда медицинского персонала, сертификации, лицензирования и контроля качества медицинской помощи;
• основы здорового образа жизни, формы и методы санитарно-просветительной работы;

Медицинская сестра должна уметь :
• обеспечить высокий уровень профессионального общения;
• подготовить рабочее место, рационально организовать свой труд в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
• планировать работу и анализировать показатели, свидетельствующие о результативности собственной деятельности;
• обеспечить безопасную среду для пациента и персонала;
• обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала (соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима);
• выполнять стандартизированные сестринские технологии (профилактические, лечебные и диагностические манипуляции и мероприятия);
• осуществлять все этапы сестринского процесса в период повседневной жизнедеятельности, болезни и реабилитации пациента;
• осуществлять сестринское консультирование и обучение пациента и/или его семьи;
• оказывать больным и пострадавшим неотложную доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острых состояниях и в очагах катастроф в соответствии с государственными стандартами;
• вести учет и анализ демографической и социальной структуры населения на участке, осуществлять медико-социальный патронаж;
• осуществлять пропаганду здорового образа жизни и вести санитарно-просветительскую работу;
• оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
• координировать свою профессиональную и общественную деятельность с работой других сотрудников и коллективов в интересах пациента;
• соблюдать технику безопасности и меры по охране здоровья персонала;
• самостоятельно получать дополнительные профессиональные знания и умения.

Функциональные обязанности медицинской сестры оториноларингологического кабинета ( отделения ):
1. Подготовка к работе инструментария, медикаментов и документации.
2. Во время приёма больных осуществлять по указанию врача следующие диагностические манипуляции:
а) исследование слуха шепотной и разговорной речью;
б) ольфактометрию;
в) измерение температуры тела;
г) взятие мазка из носа, зева, наружного слухового прохода.
3. Активное участие в лечении больных:
а) вливание капель в нос и ухо;
б) смазывание слизистой оболочки носа и глотки;
в) вдувание лекарственного порошка в ухо, полость носа;
г) туалет ушей;
д) введение в ухо турунд с лекарственными веществами;
е) удаление серных пробок промыванием наружных слуховых проходов;
ж) продувание ушей по Политцеру;
з) массаж барабанных перепонок (с помощью пневматической воронки Зигле);
и) введение антибиотиков в верхнечелюстную (гайморову) пазуху методом
перемещения;
к) промывание лакун небных миндалин;
л) наложение согревающего полуспиртового компресса.
4. По назначению врача выполнять перечисленные ниже процедуры:
а) заполнение различной медицинской документации (направления на лечение, обследование, статистические талоны и др. );
б) выписывание листка нетрудоспособности;
в) регистрация операций и заполнение операционного журнала;
г) учёт диспансерных больных.
5. По окончании работы медсестра должна провести обработку инструментария, убрать медикаменты, привести в порядок медицинскую документацию.

Литература
1. Вознесенский Н. Л. , Пальчун В. Т. Болезни уха, горла и носа. М. :Медицина. -1981. -272с.
2. Гриненко А. Я. Справочник операционной и перевязочной медсестры. СПб. :Синтез-Полиграф. -2000. -206с.
3. Мухина С. А. , Тарановская И. И. Теоретические основы сестринского дела. -М. :Медицина. -1996. -182с.
4. Красикова А. Ф. Сестринское дело. -Самара. :Перспектива. -1998. -Т. 1-368с.



 
« Сердечная недостаточность   Системный анализ церебрального кровообращения человека »