Начало >> Статьи >> Литература >> Сестринское дело в оториноларингологии

Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов_2 - Сестринское дело в оториноларингологии

Оглавление
Сестринское дело в оториноларингологии
Введение в оториноларингологию
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов_2
Заболевания носа и околоносовых синусов
Заболевания носа и околоносовых синусов_2
Заболевания глотки
Заболевания глотки_2
Заболевания гортани
Заболевания гортани_2
Заболевания уха
Заболевания уха_2
Ургентная оториноларингология
Ургентная оториноларингология_2
Ситуационные задачи
Ответы к ситуационным задачам
Симптоматология
Доврачебная помощь
Лекарственные средства и схемы лечения
Современные физические технологии
Заключение

I этап. Подготовка к осмотру.
а) Освоение методик студенты проводят друг на друге. Исследуемого усадить так, чтобы источник света был справа от него, на уровне и несколько сзади от ушной раковины;
б) Исследующий садится лицом к пациенту, отвернув ноги влево, в сторону рабочего столика, или поместив ноги пациента между своими ногами;
в) Лобный рефлектор (рис. 1) укрепляют на голове так, чтобы центральное отверстие зеркала находилось против левого глаза (рис. 2), максимальная яркость отраженного света «светового зайчика» будет на расстоянии 25–30 см (фокусное расстояние зеркала). Осмотр требует бинокулярного зрения, так как в этом случае достигается пространственное восприятие предмета.
Лобный рефлектор

Рис. 1. Лобный рефлектор А – фиксирующая лента, Б – шарнирная система, В – винт. Г – сферическое
зеркало.

II этап. Осмотр наружного носа и передняя риноскопия.
а) При осмотре наружного носа обращают внимание на его форму, состояние кожных покровов, пальпацией определяют болезненность, деформацию костного скелета или патологическую подвижность костных отломков (симптом крепитации).
Лобный рефлектор
Рис. 2. Правильное расположение лобного рефлектора

б) Для осмотра преддверия носа свет от рефлектора направляют на нос исследуемого. Большим пальцем правой руки, уложенной на лоб больного, приподнимают кончик носа кверху, а голову отклоняют кзади. Определяют состояние кожи и волос преддверия, осматривают передние отделы носовой перегородки (кровоточащую зону).
в) Передняя риноскопия производится поочередно – одной и другой половины носа. В левую руку берут носовое зеркало (носорасширитель) и вводят его в преддверие носа. Затем раздвигают бранши. Правой рукой фиксируют голову пациента, перемещая ее в нужном направлении. При осмотре обращают внимание на цвет слизистой оболочки (в норме бледнорозовый с гладкой поверхностью), срединное расположение носовой перегородки, нижние и средние раковины, имеющие вид розовых валиков, между ними щелевидной формы носовые ходы (рис. 3 и 4).


риноскопия

Рис. 3. Риноскопическая (передняя риноскопия).
1. Средняя носовая раковина. 2. Средний носовой ход.
3. Нижняя носовая раковина.
4. Нижний носовой ход.
5. Носовая перегородка. 6. Общий носовой ход.
Полость носа
Рис. 4. Полость носа.

1. Лобная пазуха. 2. Ситовидная пластинка
(верхняя стенка полости носа). 3. Основная пазуха. 4. Верхняя носовая раковина.
5. Верхний носовой ход. 6. Глоточная миндалина.
7. Средняя носовая раковина. 8. Средний носовой ход.
9. Нижняя носовая раковина. 10. Нижний носовой ход.

Функциональные исследования носа.
Среди методик, применяемых оториноларингологом, важными являются определение дыхательной и обонятельной функций.
Исследование дыхательной функции носа чрезвычайно важно, а во многих случаях имеет даже решающее значение для выбора метода лечения.
Проверка проходимости носа проводится следующим образом: закрывают каждую половину, придавив крыло носа пальцем к носовой перегородке, подносят к свободной ноздре вату или нитку и по их отклонению на вдохе и выдохе судят о степени затруднения носового дыхания (способ В. И. Воячека) (рис. 5). Более точные результаты можно получить, используя отечественный ринопневмометр, предложенный Л. И. Дайняк и Н. С. Мельниковой. Ринопневмометрия основана на принципе измерения сопротивления при принудительной подаче и отсасывании воздуха через нос. Сопротивление воздуха в полости носа измеряют водным манометром. Давление, измеряемое ринопневмометрами указанных конструкций, при нормальной проходимости носовых ходов не превышает 75,5– 98,1 кПа (8 –10 см водного ст.).


Исследование носового дыхания

Рис. 5. Исследование носового дыхания при помощи нитки, по В. И. Воячеку.

Исследование обонятельной функции носа проводится как качественным, так и количественным методами.
Исследование обоняния служит не только для уточнения функций носа в целом, но и имеет значение в топической диагностике неврологической патологии.
Практически применяемым является способ исследования обоняния, предложенный В. И. Воячеком. Определение порога обоняния состоит в установлении наименьшего количества пахучего вещества, способного вызвать обонятельные ощущения.
Исследование проводится с помощью четырех стандартных растворов в порядке увеличения силы запаха соответственно четырем градациям понижения обоняния:
• 0,5% раствор уксусной кислоты (1-я степень – слабый запах),
• чистый винный спирт (2-я степень – средней запах),
• настойка валерианы (3-я степень – сильный запах),
• раствор нашатырного спирта (4-я степень – ультрасильный запах). Флаконы должны быть одинаковой формы, размеров. Исследуемый не должен по надписям догадаться о характере того или иного химического вещества – только тогда могут получиться правильные результаты исследования.
Порог обоняния в течение суток даже у здоровых людей может быть различным и зависит от ряда причин: эмоциональное состояние, был ли обследуемый предупрежден о характере запаха, знал ли его он раньше.

III этап. Фарингоскопия.
Исследование производят с помощью шпателя, взятого в левую руку, так, чтобы большой палец поддерживал его снизу, а указательный и средний – сверху. Вначале осматривают преддверие рта, десны, зубы, полость рта.
Шпателем, уложенным на передние 2/3 языка по срединной линии, постепенно отдавливают его книзу. Осматривают мягкое небо, его язычок, передние и задние небные дужки, отмечают вид небных миндалин, обращают внимание на состояние задней и боковых стенок глотки. В норме слизистая оболочка глотки розовая, влажная, гладкая. Отмечают наличие или отсутствие спаек между дужками и миндалинами и содержимое лакун миндалин, устанавливают величину небных миндалин (рис. 6).
В ряде случаев следует произвести ощупывание глотки пальцем, особенно для определения характера, плотности, подвижности, болезненности патологических образований. Кроме того, имеет значение пальпация региональных лимфоузлов, расположенных по переднему краю верхней 1/3 грудинно-ключично-сосцевидной мышцы и позади угла нижней челюсти.

Фарингоскопическая картина
Рис. 6. Фарингоскопическая картина.

1. Небная миндалина. 2. Передняя небная дужка
3. Задняя небная дужка. 4. Мягкое небо.
5. Задняя стенка глотки. 6. Корень языка.
7. Шпатель.

IV этап. Исследование носоглотки.
а) Для осмотра носоглотки используют специальное носоглоточное зеркало и шпатель. В левой руке держат штапель, в правой – носоглоточное зеркало, укрепленное в специальной ручке, держа его как «писчее перо». Зеркало подогревают над спиртовкой для того, чтобы при манипуляции оно не запотевало. Степень подогрева контролируется прикосновением металлической поверхности зеркала к тыльной поверхности кисти исследующего.
б) Шпателем отдавливают язык (как при фарингоскопии), носоглоточное зеркало вводят в рот и осторожно заводят за мягкое небо, не касаясь корня языка и задней стенки глотки (чтобы не вызвать рвотный рефлекс), зеркальная поверхность его должна быть обращена кверху. Важно, чтобы пациент при этом дышал носом.
в) Осматривают свод и боковые стенки носоглотки, хоаны, видные в них задние концы верхних, средних и нижних носовых раковин, а также устья слуховых труб, расположенных на боковых стенках, на уровне задних концов нижних носовых раковин (рис. 7).

 

Задняя риноскопия

Рис. 7. Задняя риноскопия.
1. Свод носоглотки (глоточная миндалина). 2. Верхняя носовая раковина. 3. Верхний носовой ход.
4. Средняя носовая раковина. 5. Нижний носовой ход.
6. Средний носовой ход. 7. Устье слуховой трубы.
8. Сошник. 9. Нижняя носовая раковина.
10. Мягкое небо (язычок).

У взрослых в норме носоглотка свободная, у детей на своде можно видеть глоточную миндалину. Определяют степень увеличения, если имеется ее гипертрофия.
Если из-за повышенного рвотного рефлекса заднюю риноскопию произвести не удается, то прибегают к смазыванию задней глотки и корня языка раствором имеющегося в наличии анестезирующего вещества.
г) У детей (в раннем и дошкольном возрасте) очень часто произвести заднюю риноскопию не представляется возможным. В этих случаях прибегают к пальцевому исследованию носоглотки. Ребенка фиксирует помощник. Исследующий становится справа от больного, охватывая его голову левой рукой. Указательный палец этой руки помещают между зубами ребенка вместе с мягкими тканями его щеки (чтобы ребенок не прикусил палец). Указательный палец правой руки врач вводит через рот за мягкое небо в носоглотку. Ощупывается свод носоглотки, область хоан и боковые стенки (рис. 8).


исследование носоглотки

Рис. 8. Пальцевое исследование носоглотки.

V этап. Исследование гортани.
а) При наружном осмотре гортани обращают внимание на цвет, целостность кожных покровов, крепитацию при подкожной эмфиземе (или ее отсутствие). При пальпации отмечают подвижность (или нарушение подвижности) гортани, болезненность и ее локализацию.
б) Для непрямой ларингоскопии используют гортанные зеркала различного диаметра (20–30 мм). Больного просят открыть рот и высунуть язык. С помощью марлевой салфетки язык удерживает исследующий левой рукой, (сам пациент фиксирует язык правой рукой), уложив указательный и средний палец на его нижнюю поверхность, а сверху – большой. Врач гортанное зеркало берет в правую руку, держа его как «писчее перо». Зеркальную поверхность предварительно нагревают (чтобы не запотевало), контролируя степень подогрева прикосновением металлической поверхностью зеркала к тыльной поверхности кисти.
Зеркало вводят в полость рта зеркальной поверхностью книзу, почти в горизонтальной плоскости. Подводят его к мягкому небу, приподнимают кверху и переводят в положение под углом 45 градусов. Меняя положение зеркала, осматривают нижние отделы глотки (грушевидные синусы, валекулы) и гортань (надгортанник, голосовые складки истинные и ложные, черпаловидные хрящи). При непрямой ларингоскопии передние отделы гортани проецируются вверху, задние – внизу, стороны при этом не меняются (рис. 9).
ларингоскопия

Рис. 9. Непрямая (зеркальная) ларингоскопия I – гортань при дыхании. II – гортань при фонации. 3. Надгортанник. 4. Ложная голосовая складка.
5. Истинная голосовая складка. 6. Голосовая щель. 7. Черпаловидный хрящ. 8. Грушевидный синус.
9. Вход в морганьев желудочек.

Больного просят произнести звук «И» или «Э». При этом обе складки смыкаются, и голосовая щель закрывается. При дыхании складки расходятся, образуя треугольной формы пространство (голосовая щель). Обращают внимание на цвет слизистой оболочки (в норме – розовый), цвет истинных голосовых складок (в норме – белый), наличие или отсутствие опухолей, инородных тел, язв, отека и т. д. При фонации голос звонкий. Дыхание свободное.

VI этап. Осмотр наружного уха и отоскопия.
а) Осмотр нужно начинать со здорового уха. Голову в нужное положение врач устанавливает правой рукой, уложенной на темя пациента. Осматривает ушную раковину, область кпереди от нее и заушную область. Пальпация ушной раковины, козелка и сосцевидного отростка в норме безболезненна.
б) Для осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки необходимо ушную раковину (правую – левой рукой, левую – правой рукой) оттянуть кзади и кверху (у взрослых). Ушную воронку, держа ее указательным и большим пальцем, ввести в перепончатохрящевой отдел наружного слухового прохода легким движением. Воронку в левый слуховой проход вводят левой рукой, в правый – правой рукой. У маленьких детей для осмотра уха раковину оттягивают кзади и книзу.
Барабанная перепонка

Рис. 10. Барабанная перепонка (I - правая, II - левая).
1. Расслабленная часть. а). Передневерхний квадрант.
2. Натянутая часть. b). Задневерхний квадрант.
3. Короткий отросток молоточка. c). Задненижний квадрант.
4. Задняя складка. d). Передненижний квадрант.
5. Передняя складка. 6. Рукоятка молоточка. 7. Пупок. 8. Световой рефлекс.

в) Свет от рефлектора направляют в просвет воронки и детально рассматривают барабанную перепонку. Она имеет перламутровосерый цвет, на ней видны пять опознавательных пунктов: короткий отросток и рукоятка молоточка, передняя и задняя складки, световой рефлекс. Барабанная перепонка состоит из 2 частей: расслабленной и натянутой (рис. 10).

Функциональные методы исследования слухового и вестибулярного анализаторов.

I. Определение остроты слуха.
Исследование слуха проводят с помощью шепотной (ш. р. ) и разговорной (р. р. ) речи.
Исследуемого ставят на расстояние 6 м от себя, исследуемое ухо направлено в сторону исследующего, противоположное ухо плотно закрывают указательным пальцем, прижимающим козелок. Врач произносит шепотом слова, пользуясь таблицей Воячека (низкие звуки – номер, море, лампа, мороз и т. д. ; высокие звуки – каша, уж, чаща и т. д. ). Если больной не повторяет вслух слова, врач постепенно приближается к исследуемому до тех пор, пока последний не начнет повторять произносимые слова. Отмечается (в метрах) расстояние, с которого пациент воспринимает шепотную речь. Исследование разговорной речью производят аналогичным образом.

II. Камертональное исследование.
а) Исследование воздушной проводимости.
Пользуются камертонами С-128, С-512, С-2048, начиная с С-128. Этот камертон приводится в звучание резким сдавливанием браншей двумя пальцами, С-2048 – щелчком ногтя.
Звучащий камертон, держа за ножку, подносят к наружному слуховому проходу на расстоянии 0,5 см. Время восприятия звучащего камертона измеряется секундомером, начиная отсчет с момента звучания по камертону.
б) Исследование костной проводимости.
Костную проводимость исследуют камертоном С-128. Звучащий камертон ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Длительность восприятия также измеряется секундомером.
Опыт Ринне (R) – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С-128 ставят ножкой на площадку сосцевидного отростка. После прекращения восприятия звука исследуемым камертон переносят к наружному слуховому проходу:
а) если пациент продолжает слышать по воздуху – опыт Ринне положительный (+);
б) если отмечается преобладание костной проводимости над воздушной – опыт Ринне – отрицательный (-).
R (+) – наблюдается в норме, R (-) – при поражении звукопроводящего аппарата. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается (как и в норме) перевес воздушной проводимости над костной, но длительность восприятия как по воздуху, так и по кости меньше. Поэтому опыт Ринне будет положительным, но укороченным.
Опыт Вебера (W) – исследование латерализации звучащего камертона, установленного на середину темени. При нормальном слухе исследуемый, слышит звук «в голове» или одинаково в обоих ушах (норма //). При одностороннем поражении звукопроведения латерализация звука направлена в больную сторону (→), при поражении звуковосприятия – в здоровую сторону (←).
Опыт Швабаха (Sch) сравнение костной проводимости у пациента и в норме. Звучащий камертон ставится на сосцевидный отросток исследуемого, пока последний не перестанет слышать. Затем исследующий (с нормальным слухом) ставит себе на сосцевидный отросток. Опыт Швабаха укорочен (укор. ), если исследующий продолжает слышать звучащий камертон. Это бывает при поражении звуковоспринимающего аппарата.
Опыт Швабаха удлинен (удл. ), если после прекращения восприятия камертона здоровым ухом исследуемый продолжает слышать камертон, поставленный ему на сосцевидный отросток. Удлиненный и нормальный опыт Швабаха бывает при поражении звукопроведения.

III. Исследование вестибулярного анализатора.
Спонтанный нистагм (Nys). Для обнаружения спонтанного нистагма исследующий указательный палец правой руки устанавливает на расстоянии 50–70 см от глаз исследуемого. Нужно попросить фиксировать взгляд на пальце, а затем переместить его в одну и другую стороны. При появлении спонтанного нистагма определить:
1. Наличие двух компонентов (медленного и быстрого);
2. Ритмичность (ритмичный, аритмичный);
3. Степень (1 ст. – нистагм появляется при крайнем поведении глазных яблок в сторону быстрого компонента. 2 ст. – при взгляде прямо. 3 ст. – остается при взгляде в сторону медленного компонента);
4. Плоскость (горизонтальный, вертикальный, рототорный, комбинированный);
5. Амплитуду (крупно-, средне-, мелкокалиберный);
6. Скорость (вялый, живой): о направлении нистагма судят по быстрому компоненту.

Прессорный (фистульный) нистагм (Nyp). При исследовании фистульного симптома (свищевого, прессорного нистагма) повышают и понижают давление в наружном слуховом проходе.
Это производят с помощью баллона Политцера, или надавливая указательным пальцем на козелок. Оливу баллона вводят в наружный слуховой проход, плотно обтурируя его. Взгляд больного направлен в сторону обследуемого уха. Затем, надавливая на грушу, следят за состоянием глазных яблок. Появление нистагма говорит о наличии фистулы на горизонтальном полукружном канале. Перед понижением давления в наружном слуховом проходе больному предлагают перевести взгляд в сторону, противоположную исследуемому уху.
Вращательная проба (Nyr). Больного усаживают во вращательное кресло Барани. Вращение (10 оборотов за 20") проводят с закрытыми глазами, наклонив голову вперед на 30° (чтобы исследуемый канал был в горизонтальном положении).
После остановки кресла нужно открыть глаза и смотреть, не поворачивая головы, на палец исследующего. Отмечают длительность поствращательного нистагма (норма 20–30").
Для исследования фронтальных каналов голову исследуемого следует наклонить вперед и вниз на 90°, для сагиттальных каналов на правое или левое плечо.
Калорическая проба (Nyc). Использование пробы основано на физическом законе, по которому при охлаждении частицы жидкости или газа опускаются, а при нагревании поднимаются вверх.
Пациента усаживают, запрокинув голову назад на 60°(горизонтальный капал переводят в вертикальную плоскость), медленно вливают в ухо жидкость, охлажденную до 19°, направляя струю по задневерхней стенке наружного слухового прохода. При этом больной фиксирует взгляд на пальце, отведенном в сторону, противоположную исследуемому уху. Определяют количество жидкости, потребовавшееся для получения нистагма (норма – 80–100,0).
Калорическую пробу с теплой водой (45°) проводят аналогичным образом, только фиксируют взгляд пациента на пальце, отведенном в сторону исследуемого уха.
Отолитовая реакция (ОР) Воячека. Пациент сидит в кресле Барани, закрыв глаза и наклонив голову и туловище на 90° вперед. Производят 5 вращений за 10" и после 5" паузы просят резко выпрямиться. Состояние отолитового аппарата оценивают по отклонению туловища в сторону вращения и вегетативной реакции (покраснение, побледнение, холодный пот, тошнота, рвота и т. д. ):
1 ст. – слабая – отклонение на угол 0–5°;
2 ст. – средняя – отклонение до 30°;
3 ст. – сильная – отклонение более 30°.

При исследовании вестибулярной функции применяют следующие тесты:

I тест. Субъективные ощущения: Жалобы на головокружение. Характер головокружения (если есть жалобы) – ощущение вращения окружающих предметов, чувство проваливания и т. д. Наличие или отсутствие тошноты, рвоты, нарушения равновесия.
II тест. Исследование равновесия: Поза Ромберга: исследуемый стоит, носки и пятки сдвинуты, руки вытянуты вперед, раздвинуты руки и пальцы. Исследование проводят с закрытыми глазами. Исследующий стоит рядом с вытянутой рукой для подстраховки, т. к. больной может упасть. При нарушении вестибулярного анализатора больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму. При изменении положения головы меняется направление падения. При заболевании мозжечка изменение положения головы не влияет на направление падения.
III тест. Исследование походки:
а) Ходьба прямо – исследуемый идет вперед по прямой линии с закрытыми глазами в одну и другую стороны;
б) Фланговая походка – исследуемый, стоя прямо с закрытыми глазами, отставляет одну ногу и приставляет к ней другую. Движение выполняется в обе стороны.

При нарушении вестибулярной функции при движении прямо больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму, фланговую походку выполняет в обе стороны. При заболевании мозжечка при ходьбе прямо будет отклонение в больную сторону, фланговая походка в больную сторону не выполнима.
IV тест. Указательная проба (пальце - пальцевая): Исследующий садится против больного, установив руку с вытянутым вперед указательным пальцем на уровне груди. Пациент делает то же самое. Затем больного просят попасть кончиком своего пальца в палец исследующего. Вначале пальце - пальцевая проба делается с открытыми глазами, затем с закрытыми. При нарушении функции лабиринта будет промахивание обеими руками в сторону, противоположную нистагму. При поражении мозжечка – промахивание одной рукой (на больной стороне), в больную сторону.

Подведение итогов занятия

Вопросы для самоконтроля
1. Клиническая анатомия носа и околоносовых синусов:
а) какие анатомические образования имеются на наружной стенке полости носа?
б) перечислите носовые ходы;
в) назовите клиническое значение зоны Киссельбахова сплетения;
г) перечислите околоносовые синусы;
д) где в полости носа расположены отверстия придаточных пазух носа?
2. а) Ук а ж и т е возможные пути проникновения инфекции из носа и околоносовых пазух в полость черепа.
б) При заболевании какой придаточной пазухи в среднем носовом ходе скапливается много гноя и почему?
в) Почему при пункции верхнечелюстной пазухи не рекомендуется нагнетать из шприца воздух?
3. Перечислите клинические образования ротоглотки
4. а) Назовите парные и непарные хрящи гортани.
б) Назовите мышцы гортани, обеспечивающие ее дыхательную функцию, и чем они иннервируются.
в) Какие мышцы играют роль в голосообразоваиии и их иннервация?
г) Особенности строения гортани у детей.
д) Клинические проявления двустороннего паралича возвратного нерва.
е) Показания к прямой ларингоскопии.
5. Клиническая анатомия уха:
а) Каково строение ушной раковины?
б) Какие стенки имеет наружный слуховой проход, с чем они граничат?
в) Какое строение имеет барабанная перепонка, на какие части и квадранты делится?
г) Что относится к системе полостей среднего уха?
д) Перечислите стенки барабанной полости.
е) Что находится в барабанной полости?
6. Соберите инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии.
7. Подготовьте рабочее место для отоскопии.
8. Отберите инструменты для отоскопии.
9. В каком отделе наружного слухового прохода может возникнуть фурункул и почему?
10. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у взрослых и почему?
11. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у новорожденных и почему?
12. а) На какие части делится орган слуха в физиологическом отношении.
б) Каковы части звукопроводящего аппарата.
в) Что такое воздушная проводимость?
г) Что такое ко стная проводимость?
д) Что относится к звуковоспринимающему аппарату?
е) Какие существуют виды исследования слуха речью?
ж) В чем заключается опыт Вебера?
з) В чем заключается опыт Ринне?
и) В чем заключается опыт Швабаха?
к) Что такое аудиометрия?
13. а) Назовите основные теории слуха.
б) Назовите основные клетки и элементы спирального органа;
в) Какие волокна улитки резонируют на средние по частоте звуки и где они находятся?
г) Какие волокна улитки резонируют на высокие по частоте звуки и где они находятся?
д) В чем преимущество исследования слуха аудиометром перед камертоном?
14. Отделы вестибулярного анализатора.
15. Адекватный раздражитель для вестибуляторного анализатора.
16. Назовите группы рефлексов при раздражении вестибуляторного анализатора.
Эталоны ответов
1. а) На латеральной стенке носа находятся 3 носовые раковины, между которыми расположены 3 носовых хода, в них открываются устья околоносовых синусов.
б) Верхний, средний, нижний, общий.
в) Сосудистое сплетение (Киссельбахово) является наиболее частым источником носовых кровотечений.
г) Верхнечелюстные (гайморовы), лобные, решетчатые, основная.
д) В средний носовой ход открываются гайморовы, лобные синусы, передние и средние клетки решетчатого лабиринта; в верхний – задние клетки решетчатого лабиринта и основная пазуха.
2. а) По продолжению, лимфогенным и гематогенным путем, по раневому каналу при травме.
б) Гной в среднем носовом ходе скапливается при воспалении верхнечелюстной пазухи, так как естественное отверстие пазухи открывается под средней носовой раковиной.
в) При пункции верхнечелюстной пазухи игла может попасть в просвет кровеносного сосуда слизистой оболочки или кости. В этом случае нагнетание воздуха вызовет воздушную эмболию.
3. Мягкое небо с язычком и передними и задними дужками. Между дужками расположены небные миндалины; задняя стенка глотки.
4. а) Парные – черпаловидные, рожковидные, клиновидные. Непарные – перстневидный, щитовидный, надгортанный.
б) Задняя черпалоперстневидная, возвратный нерв.
в) Щиточерпаловидные, возвратный нерв.
г) Рыхлый подслизистый слой, быстро отекает, при травме суживая голосовую щель.
д) Асфиксия.
е) При невозможности провести зеркальную ларингоскопию (в основном у детей младшего возраста), при верхней трахеобронхосконии, инородных телах трахеи, при интубации.
5. а) Уш н а я раковина образована хрящем, покрытым кожей, за исключением мочки, образованной дубликатурой кожи и комочком жира.
б) Верхняя стенка наружного слухового прохода граничит со средней черепной ямкой; нижняя стенка - с околоушной железой; передняя стенка предлежит к суставу нижней челюсти; задняя стенка - к сосцевидному отростку.
в) Барабанная перепонка разделена на натянутую и расслабленную части, в ней условно различают 4 квадранта: передневерхний, передненижний, задневерхний и задненижний.
г) В систему полостей среднего уха включены: барабанная полость, антрум, система воздухоносных клеток сосцевидного отростка.
д) Передняя стенка барабанной полости отделяет ее от внутренней сонной артерии; задняя - через вход в антрум соединена с клетками сосцевидного отростка; наружная представлена, в основном, барабанной перепонкой; нижняя граничит с луковицей внутренней яремной вены; верхняя отделяет среднюю черепную ямку; медиальная граничит с внутренним ухом.
е) В барабанной полости находятся три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), мышца, натягивающая барабанную перепонку и стремянная мышца.
6. Инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии – носовое зеркало, штапель, зонд, ватодержатель, носовой пинцет, миндаликовый зонд.
7. Рабочее место изолируется от яркого освещения, рабочий стол устанавливается справа от больного; источник света устанавливается на уровне ушной раковины.
8. Инструменты для отоскопии - ушная воронка, зонд - ватодержатель, ушной пинцет.
9. В перепончато-хрящевом, где в коже имеются волосы.
10. У взрослого человека при отоскопии ушную раковину оттягивают кзади и кверху для того, чтобы выпрямить просвет наружного слухового прохода, имеющий изгиб под тупым углом между его перепончато-хрящевым и костным отделами. При этом в глубине наружного слухового прохода можно видеть барабанную перепонку.
11. У новорожденных при отоскопии ушную раковину нужно оттягивать кзади и книзу. При этом барабанная перепонка почти из горизонтального положения переводится в вертикальное и ее можно лучше осмотреть.
12. а) Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.
б) Система наружного, среднего уха, кости черепа, перилимфа, основная мембрана, вторичная барабанная перепонка.
в) Проведение звука по следующим образованиями: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа, круглое окно, основная мембрана.
г) Проведение звука через кости черепа да капсулы лабиринта и перилимфы.
д) Чувствительные нейроэпителиальные клетки Кортиева органа, проводящие пути, центральная часть анализатора в височной доле мозга.
е) Количественное – при котором выясняют остроту слуха. Качественное – при котором определяют характер понижения слуха. Шепотная и разговорная речь.
ж) В опыте Вебера камертон С-128 ставят на середину темени и спрашивают, каким ухом слышен камертон. Этот опыт исследования латерализации звука.
з) В опыте Ринне сравнивают костную и воздушную проводимости, для чего камертон С-128 ставят на сосцевидный отросток, а затем подносят к наружному слуховому проходу. Результат бывает положительным и отрицательным.
и) Сравнивают костную проводимость (на сосцевидном отростке) пациента и в норме. Результат бывает «укороченным» и «удлиненным». к) Исследование слуха количественное и качественное с помощью генератора звуков определенной частоты и силы.
13. а) Резонансная теория Ге л ь м го л ь ц а , гидродинамическая теория Бекеши, ионная теория Лазарева.
б) Волосковые, столбиковые, опорные клетки, основная и покровная перепонки.
в) Волокна, расположенные в среднем завитке улитки.
г) Короткие волокна, находящиеся у основания улитки.
д) Больший диапазон исследования, возможность регулирования громкости и продолжительности генерируемых звуков, определение понижения слуха.
14. Рецепторы, проводящие пути, центральная часть в коре головного мозга.
15. Угловое и линейное ускорение, земное притяжение.
16. Вестибулосоматические, вестибуловегетативные, вестибулосенсорные.

Литература

Основная


1. Вознесенский Н. Л. , Пальчун В. Т. Болезни уха, горла и носа. М. : Медицина. -1981. -272с.
2. Крылов Б. С. , Иванов Н. И. Работа хирургических сестер ЛОР-учреждений. Л. :Медицина. -1979. -135с.
3. Гриненко А. Я. Справочник операционной и перевязочной медсестры. СПб. :Синтез-Полиграф. -2000. -206с.

Дополнительная


1. Гетманский Е. К. , Сергеев М. М. , Павлищук А. В. Поликлиническая оториноларингология. - Краснодар. -1994. -163с.
2. Мухина С. А. , Тарановская И. И. Теоретические основы сестринского дела. -М. : Медицина. -1996. -182с.
3. Красикова А. Ф. Сестринское дело. -Самара. :Перспектива. -1998. -Т. 1-368с.



 
« Сердечная недостаточность   Системный анализ церебрального кровообращения человека »