Начало >> Статьи >> Лечебная физкультура при ампутации конечностей

Ампутация верхней конечности - Лечебная физкультура при ампутации конечностей

Оглавление
Лечебная физкультура при ампутации конечностей
Ампутация верхней конечности

Занятия лечебной физкультурой при ампутациях на верхней конечности в первом (послеоперационном) периоде начинают буквально через несколько часов после операции, выполняя дыхательные, общеразвивающие и специальные упражнения (дыхательные — после каждого общеразвивающего или специального упражнения 3 раза подряд, а другие упражнения 4—6 раз).

Обучаются также компенсаторным бытовым движениям: поворачиваться на бок, переходить в положение сидя, вставать не опираясь на руки, самостоятельно кушать, умываться, причесываться, чистить зубы. Если сохранен локтевой сустав, то рука 1—2 ч должна лежать в следующих положениях: согнутая в локтевом суставе, выпрямленная, отведенная в сторону в плечевом суставе, прижатая к туловищу.

С 3—4-го дня в занятия включают упражнения на напряжение и расслабление сохранившихся сегментов ампутированной конечности изолированно и в сочетании с движениями в сохранившихся суставах (плечевом или локтевом). Большое значение придается движениям в плечевом суставе (отведение в сторону, сгибание, выпрямление, круговые движения), а также движениям в локтевом суставе (разгибание, поворот культи вверх и вниз, круговые движения в обе стороны). Эти упражнения
способствуют уменьшению послеоперационного отека культи, предупреждают развитие контрактур и атрофии мышц.

Все упражнения выполняют в медленном темпе, С 5— 6-го дня количество повторений общеразвивающих и специальных упражнений увеличивают до 10 раз.
Во втором периоде, после снятия швов, рекомендуются упражнения с сопротивлением (здоровой руке или опираясь о стол, перекладину, гимнастическую стенку и др.); с отягощением (например, с грузом на блоке), на координацию движений (с резиновым мячом) и активное расслабление мышц ампутированной конечности и туловища. Обязательны движения на сохранение правильной осанки, укрепление мышц верхнего плечевого пояса (поднятие и опускание надплечий, разведение и соединение лопаток, круговые движения надплечиями в обе стороны), массаж и самомассаж культи и рубца.

Если имеется культя предплечья, особенно расщепленная (когда две кости предплечья разъединены), то обучаются захватывать предметы. Целесообразно также пользоваться приспособлениями в виде различных манжет, фиксаторов для выработки компенсаторных навыков, необходимых в быту.
В третьем периоде учатся пользоваться косметическим и рабочим протезами. Задача лечебной физкультуры в этом периоде: научить больного самостоятельно надевать и снимать протезы (кроме случаев полного вычленения конечности в плечевом суставе, когда нужна посторонняя помощь). Если ампутирована одна рука, то протез надевают с помощью здоровой руки; при ампутации обеих рук вначале протез надевают на более длинную культю, затем на более короткую, а некоторые протезы — одновременно на обе руки. Снимают протезы любым удобным способом.

В зависимости от конструкции протеза последовательно осваивают разные возможные движения: раскрывание кисти и смыкание пальцев в кулак, сгибание и разгибание в локтевом и  плечевом суставах, отведение в сторону, перемещение предметов (на рабочих аппаратах имеются специальные приспособления для захвата и удержания предметов разной величины — стакана, ложки, спички и т. д.), движения игрового характера (переброска мяча с руки на руку, настольный теннис, игра на барабане и т. п.).

Осваивать движения в двух протезах можно раздельно и совместно. Целесообразно вначале научиться брать и удерживать крупные и средние предметы стоя, затем сидя (предметы постепенно переставляют от края стола к середине), в последующем учатся самостоятельно есть, брать ложку, вилку, позже — писать, рисовать, раскрашивать, чертить. Кроме протезов имеются простые по конструкции рабочие приспособления, формирующие двигательные навыки для самообслуживания в быту (закрывание и открывание дверей, задвижек, замков и т. д.), а также обеспечивающие сложные движения (письмо, печатание на машинке, черчение, игра в шахматы).

Установлено, что пользование протезами (и верхней, и нижней конечностей) и обучение двигательным навыкам в них проходят в три этапа. На первом движения не совсем скоординированы и скованны; на втором в результате многократных систематических тренировок идет освоение движений, максимально развивается координация, исчезает скованность; на третьем этапе достигается автоматизм движений. Поэтому при обучении пользованию протезами особое внимание требуется на первом этапе.

В последние годы врачи делают конструктивные операции, обеспечивающие беспротезное восстановление компенсаторных двигательных навыков.

Занятия лечебной физкультурой после ампутации конечности в первом периоде проводятся только индивидуально, во втором и третьем периодах рекомендуется лечебная гимнастика в воде (в ванне или бассейне).

Те, кто научился пользоваться протезом, должны 2 раза в день выполнять специальные упражнения, регулярно проводя медицинский контроль в кабинетах лечебной физкультуры. Один-два раза в неделю они могут заниматься настольным теннисом, плаванием, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и даже принимать участие в спортивных соревнованиях.



 
« Лекарственное лечение миелопролиферативных заболеваний   Лечебные мероприятия при сердечно-сосудистых заболеваниях »