Начало >> Статьи >> Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Респираторная физиотерапия - Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Оглавление
Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями
Респираторная физиотерапия
Кинезотерапия
Физические факторы

Одним из важных компонентов восстановительного лечения является респираторная физиотерапия (РФТ) — воздействие на легкие и дыхательные пути, а также на грудную клетку с ее мышечным аппаратом. РФТ включает в себя 2 комплекса — легочный и дыхательный, имеющие разное назначение и использующие разные методы.

Легочный комплекс направлен в основном на улучшение удаления из легких мокроты. Поскольку у всех больных с хроническими бронхолегочными заболеваниями нарушена дренажная функция легких, этот комплекс следует применять в качестве главного лечебного фактора как в период обострения, так и в фазе разрешения бронхолегочного процесса.

Очищение (клиренс) дыхательных путей (рис. 2) предполагает:
1) облегчение удаления мокроты с помощью ее специальной обработки, что достигается использованием небулайзерной терапии;
2) стимуляцию движения мокроты из периферических зон легких в центральные. С этой целью применяют лечебную перкуссию грудной клетки, вибрационный массаж грудной стенки и внутрилегочную осцилляторную перкуссию. Выбор зоны массажа (перкуссии) и положения тела зависит от локализации бронхолегочного процесса;
3) удаление мокроты из центральных зон. Этот этап завершает легочный комплекс РФТ и включает в себя такие методы, как постуральный дренаж, форсированный экспираторный прием.

Методы, используемые для улучшения дренажной функции легких
Рис. 2. Методы, используемые для улучшения дренажной функции легких

Дыхательный комплекс — это совокупность физических методов, предназначенных увеличить резервы дыхательной системы за счет улучшения механических свойств легких, укрепления дыхательных мышц и координации фаз дыхательного цикла. Основа его — респираторная терапия (различные методики дыхательной гимнастики).
Респираторная терапия имеет выраженную профилактическую направленность и является неотъемлемой частью физической реабилитации детей. Методики ее реализации делятся на активные и пассивные. К последним относятся искусственная вентиляция легких, трахеобронхиальный лаваж, гипербарическая оксигенация, аэро- и аэроионотерапия.
Для активной коррекции и тренировки дыхания необходимо участие ребенка, так как регуляция дыхания — это единственная из вегетативных функций, которая управляется осмысленно. Обучение управлению дыханием включает гипервентиляционные упражнения, дыхание через сопротивление на вдохе и выдохе, звуковую гимнастику, абдоминальное и диафрагмальное дыхание.

На рис. 3 представлен дифференцированный комплекс методов респираторной физиотерапии на различных этапах реабилитации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями.

РЕСПИРАТОРНАЯ ФИЗИОТЕРАПИЯ ПРИ ХБЛЗ


АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЙ ЭТАП

САНАТОРНЫЙ ЭТАП

НЕПОЛНАЯ РЕМИССИЯ

ПОЛНАЯ РЕМИССИЯ

ЛЕГОЧНОЙ КОМПЛЕКС — СОВОКУПНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ДРЕНИРОВАНИЯ МОКРОТЫ И ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ: АЭРОЗОЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ — ВИБРАЦИОННЫЙ И ВАКУУМНЫЙ МАССАЖ, ПОСТУРАЛЬНЫЙ ДРЕНАЖ, ПЕРКУССИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, ФОРСИРОВАННЫЙ ЭКСПИРАТОРНЫЙ ПРИЕМ

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — СОВОКУПНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ УВЕЛИЧИТЬ РЕЗЕРВЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕГКИХ, УКРЕПЛЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ И КООРДИНАЦИИ ФАЗ ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА — РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ПОЛНАЯ РЕМИССИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С УЧЕТОМ ТИПА ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ:
• ОБСТРУКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ — ПАССИВИЗАЦИЯ ВЫДОХА — ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЫХАНИЕМ С УДЛИНЕНИЕМ ВЫДОХА (РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ДЫХАНИЕ), ВНЕШНЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ВЫДОХУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ • РЕСТРУКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ — АБДОМИНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ, ГИМНАСТИКИ ВДОХА, ТРЕНАЖЕРЫ ВДОХА • СМЕШАННЫЙ ТИП НАРУШЕНИЙ — СОЧЕТАНИЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МЕТОДИК, ЧЕТЫРЕХТАКТНОЕ ДЫХАНИЕ
• ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА — ПРИ ЛЮБОМ ТИПЕ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ

Рис. 3. Методы РФТ, применяемые на различных этапах реабилитации

Особенно большая роль отводится респираторной (дыхательной) терапии у детей с бронхиальной астмой. В этих случаях используется регламентированное дыхание, которое заключается в индивидуальном дозировании дыхательных фаз и задержек дыхания после них с учетом резервных возможностей организма (Березовский Б.А., Триняк Н.Г.). В ходе исследований, проведенных в нашей клинике, была установлена корреляционная зависимость реакции вегетативной нервной системы от определенных дыхательных циклов. Это позволило усовершенствовать метод регламентированного дыхания.

Оптимальную продолжительность дыхательных фаз и интервалов между ними определяют индивидуально — на основании максимального времени задержки дыхания (апноэ — о) на вдохе (инспирация — i) и на выдохе (экспирация — е), исходя из следующих соотношений:

формулы
где Tj — продолжительность регламентированного вдоха;
Та1 — продолжительность регламентированной паузы на вдохе;
Те — продолжительность регламентированного выдоха;
Тае — продолжительность регламентированной паузы на выдохе;
4, 8 — цифры для установления соотношения дыхательных фаз 1:2:1, 3:1; 0,9...1,3 — коэффициенты поправки продолжительности дыхательных фаз и пауз между ними.

За максимальное время волевой задержки дыхания принимают продолжительность задержки — в секундах — после глубокого вдоха (проба Штанге) и выдоха (проба Генча).
Расчет исходных соотношений продолжительности дыхательных фаз и пауз проводят с учетом показателей кардиоинтервалографии. При гиперсимпатикотонической реактивности вегетативной нервной системы упражнения выполняют, каждые 2-3 дня увеличивая на 1 секунду продолжительность выдоха и паузы после него, при асимпатикотонической реактивности — увеличивая на 2 секунды продолжительность вдоха и паузы на вдохе, при нормотонической реактивности — увеличивая на 1 секунду все дыхательные фазы и паузы между ними. Мониторинг лечения осуществляют под контролем кардиоинтервалографии и пикфлоуметрии.
Рассчитанный дыхательный маневр вдоха применяют при ингаляционной терапии. Выполняя дыхательные упражнения, дети усваивают дыхательный маневр вдоха, что повышает эффективность ингаляций. При глубоком дыхании и паузе на вдохе создается «замкнутое пространство», в котором целенаправленно действует лечебный аэрозоль. Медленный вдох увеличивает массу аэрозоля, оседающего в дистальных бронхах, а задержка дыхания в конце вдоха усиливает этот эффект.
После наступления равновесия между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы установленный микроцикл дыхательных упражнений поддерживают — он индивидуален для каждого больного.



 
« Рахит и рахитоподобные состояния у детей   Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета »