Начало >> Статьи >> Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Физические факторы - Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Оглавление
Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями
Респираторная физиотерапия
Кинезотерапия
Физические факторы

При использовании в целях восстановительного лечения преформированных физических факторов целесообразно руководствоваться классификацией физиотерапевтических методик, которая была предложена на VII Российском конгрессе по болезням органов дыхания. В соответствии с этой классификацией все физические методы лечения условно разделены на группы.
К первой группе относят малоэффективные методики; ко второй — средства симпатической поддержки (различные виды массажа, ингаляции с отхаркивающими средствами, применение токов низкой частоты, электросон и т. д.). Третью группу составляют методики, имеющие выраженную профилактическую направленность (бальнеотерапия, климатолечебные процедуры, респираторная терапия и др.). В четвертую входят специальные методики разной эффективности, но обладающие определенными особенностями, которые позволяют применять их в ситуациях, когда необходимо минимизировать другие виды лечения — в связи с индивидуальной непереносимостью, наличием сопутствующей патологии, при которой иные виды терапии противопоказаны. Кроме того, на ранних этапах реабилитации следует использовать физические методики, обладающие специфическим лечебным эффектом (противовоспалительным, улучшающим дренажную функцию легких и др.). На заключительных этапах (амбулаторно-по-ликлиническом, санаторном) назначают методы, обеспечивающие преимущественно неспецифические лечебные эффекты, которые повышают компенсаторно-приспособительные реакции организма и обладают иммуномодулирующим эффектом. В ряде случаев эти методики (например, баротерапия) могут стать терапией выбора. Пятая группа включает базисные или болезнемодифицирующие физиотерапевтические методики, которые в свою очередь подразделяют на 2 подгруппы. К первой из них относятся методики, связанные с созданием для больного благоприятного микроокружения, — различные виды галотерапии, интервальная гипоксическая тренировка. Методики второй подгруппы оказывают комплексное воздействие в основном за счет влияния на основные механизмы регуляции гомеостаза (центральную нервную систему, нейроэндокринную регуляцию иммунного ответа). Это методики трансцеребрального воздействия электрического поля ультравысокой частоты в сочетании с дециметровым воздействием на область надпочечников или селезенки, а также гелий-неонового лазерного облучения. На их основе легче формировать адекватные лечебные комплексы.

Вибровакуумный иглоаппликационный массаж
Вибровакуумный иглоаппликационный массаж

Одной из современных немедикаментозных технологий восстановительного лечения при хронических бронхолегочных заболеваниях является метод комбинированного воздействия бальнеотерапии и лазеротерапии — гидролазерный душ. Противовоспалительный и иммуно-модулирующий эффекты низкоинтенсивного лазерного излучения, а также общеизвестное влияние бальнеотерапии на состояние центральной и вегетативной нервной системы, повышение реактивности и адаптационных возможностей организма являются основанием для включения гидролазерной терапии в реабилитационный комплекс.
Назначая любой физиотерапевтический метод, важно учитывать индивидуальную реакцию организма ребенка со стороны психоэмоциональной сферы, вегетативной нервной системы, функционального состояния органов и систем. В результате изучения реакции детей, больных бронхиальной астмой, на воздействие гидролазерного душа разработаны показания для дифференцированного назначения различных температурных режимов. Так, детям с гиперсимпатикотонической и нормотонической вегетативной реактивностью показан теплый душ (37°С), а детям с асимпатикотонической вегетативной реактивностью — душ тонизирующей температуры (34-35°С).

небулайзерная терапия

Небулайзерная терапия

Исследования доказали системное воздействие гидролазерного душа, характеризующееся улучшением показателей функции внешнего дыхания, иммунологического и вегетативного статуса. В результате проведения реабилитационно-оздоровительных мероприятий, включающих гидролазерную терапию, у детей повышается резистентность к респираторным инфекциям.

Во все времена огромную роль в реабилитации больных отводили психотерапии. В первую очередь это относится к детскому организму с его высоколабильной нервной системой.
Научно подтверждено, что повышенная агрессивность, интолерантность к стрессу могут привести к соматическим заболеваниям. И наоборот, рациональная психологическая реабилитация способствует более быстрому восстановлению нарушенных функций организма и выздоровлению. Психологическая реабилитация служит также методом подхода к больному ребенку, его активного вовлечения в процесс восстановительного лечения. При этом врач должен «сотрудничать» и с родителями ребенка. Все это повышает эффективность реабилитации больных детей.

А.Е. Личко и Н.Я. Иванов описали различные психологические реакции на соматическое заболевание — гармоничную, тревожную, ипохондрическую, меланхолическую, апатичную, неврастеническую — и создали модель так называемой внутренней картины болезни — систему понятий и механизмов психологической адаптации к болезни.

Это особенно важно учитывать в отношении детей, больных бронхиальной астмой. Особый психологический климат в семье ребенка, страдающего хроническим заболеванием, сопутствующие негативные факторы (ограничения в получении образования и физическом развитии, материальные расходы и морально-эмоциональные нагрузки, связанные с уходом за больным ребенком, и т. д.), — все это обусловливает огромную социальную значимость проблемы. И здесь одним из решающих факторов эффективности лечения является сотрудничество врача с пациентом и его семьей.
Международный консенсунс по проблемам диагностики и лечения бронхиальной астмы, определив приоритетные направления в борьбе с этим заболеванием, указал, что на всех этапах реабилитации необходимо использовать специальные образовательные программы. Одной из наиболее эффективных форм реализации этих рекомендаций является организация астма-школ (клубов).

Аппаратная магнитотерапия
Аппаратная магнитотерапия

В ходе наших исследований было установлено, что на результативность образовательных программ влияет исходное психоэмоциональное состояние ребенка.
Неадекватная внутренняя картина заболевания значительно усложняет взаимоотношения врача и пациента, негативно влияет на течение заболевания, что в ряде случаев приводит к тяжелой невротизации.
Поэтому при разработке образовательных программ нужно обязательно учитывать особенности реагирования ребенка на болезнь как критерий для дифференцированного применения различных форм обучения.
Нами доказана целесообразность использования индивидуального обучения в астма-школе для детей с анозогнозическим (легкомысленным) отношением к болезни и интерпсихическим (когда ребенок стесняется своего заболевания или использует его в своих целях) типом реагирования.
В рамках астма-школы осуществляются не только психотерапевтические, но и реабилитацийно-оздоровительные мероприятия.
Таким образом, комплекс реабилитационных программ для детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями необходимо разрабатывать с использованием синдромно-патогенетического подхода к выбору методов восстановительного лечения, а также с учетом индивидуальной реакции организма больного ребенка на воздействие физических факторов и особенностей течения заболевания на этапах реабилитации. Перечисленные принципы были положены в основу разработанного нами дифференцированного алгоритма реабилитации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями. Благодаря применению этого комплекса частота обострений заболевания уменьшилась у наших пациентов в 1,8 раза, у 75 % детей изменилось отношение к болезни, а эффективность восстановительного лечения повысилась в 1,3 раза.



 
« Рахит и рахитоподобные состояния у детей   Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета »