Начало >> Статьи >> Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Оглавление
Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями
Респираторная физиотерапия
Кинезотерапия
Физические факторы

В.Ф. ЛАПШИН

Хронические бронхолегочные заболевания (ХБЛЗ) являются наиболее часто встречающимися болезнями детского возраста и согласно Международной классификации болезней Десятого пересмотра (МКБ-10) относятся к разделу хронических болезней нижних дыхательных путей. Распространенность этой патологии, рост заболеваемости, тяжесть течения, дебют во все более раннем возрасте ставят задачи, связанные не только с разработкой тактики лечения, но и с реализацией реабилитационных мероприятий.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под реабилитацией принято понимать комплекс координированно осуществляемых мероприятий медицинского, психологического, педагогического и социального характера, направленных на полное восстановление здоровья и эффективное возвращение ребенка к обычным условиям жизни и учебы. Причем особенностью медицинской реабилитации детей является, кроме этого, забота об их психофизическом развитии.
В основе разработки алгоритма реабилитационных программ для детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями лежат принципы, рекомендованные ВОЗ:
• Раннее включение реабилитационных мер: — на этапах первичной профилактики; — начиная с первых дней острого периода заболевания
• Длительный период реабилитации, продолжающийся до полного восстановления нарушенных и утраченных функций
• Индивидуальный подход при разработке режима реабилитации
• Непрерывность применения реабилитационных мер
• Последовательность восстановительного лечения
• Преемственность этапов реабилитации
• Комплексность и целостность программы восстановительного лечения.
Система восстановительного лечения условно разделяется на несколько этапов. Первый этап — стационарный. В этот период обеспечивается не только клиническое выздоровление и восстановление функций пораженных органов и систем, но и подготовка больного ребенка к следующему этапу. Лучше всего это осуществлять в условиях многопрофильной или специализированной детской больницы, чтобы в относительно короткий срок провести всестороннее обследование и качественное лечение больного.
Второй, санаторный, этап особенно необходим детям с нарушенной адаптацией, а также при наличии стойких остаточных явлений патологического процесса. Основная его цель — подготовить больного ребенка к активной жизни в семье и школе. Восстановительное лечение осуществляется не только в детских санаториях, но и в специализированных дошкольных учреждениях.
Третий, адаптационно-компенсаторный, этап реализуется, как правило, в домашних условиях или в том учреждении, которое посещает ребенок (детский сад, школа и т. п.). Контроль за проведением этого этапа возлагается на специализированный реабилитационный центр или детскую поликлинику. Основной вид медицинской реабилитации в этот период — рациональное диспансерное наблюдение за больными детьми, включающее вторичную профилактику.
Составными частями алгоритма построения реабилитационных программ для детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями являются: диетотерапия, кинезотерапия, респираторная физиотерапия, применение природных и преформированных физических факторов, психологическая реабилитация и т. д. (рис. 1). Кроме того, при восстановительном лечении используются фармакологические препараты, фито- и гомеопатические средства и др.

Схема немедикаментозной реабилитации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями

Рис. 1. Схема немедикаментозной реабилитации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями


Нужно отметить, что если медикаментозная базисная терапия четко регламентирована, то вопросы применения немедикаментозных методов восстановительного лечения требуют дальнейшего изучения.
В настоящее время нет оснований рассматривать физические методы как вариант монотерапии при хронических бронхолегочных заболеваниях. Правильным следует признать подход, основанный на разумном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов лечения. С этих позиций важно аргументированно определить роль и место физических методов в лечении и реабилитации больных с хроническими бронхолегочными заболеваниями и разработать дифференцированные показания к их назначению исходя не из нозологического, а из синдромно-патогенетического принципа, и с учетом их вклада в комплекс лечебных мероприятий.
По виду используемой энергии и типу ее носителей лечебные физические факторы подразделяются на 2 группы — искусственные (преформированные): электро-, магнито-, фито-, механо-, термо-, гидро-, радиометоды и природные — климатические, бальнеологические и др.

При использовании этих факторов:
• существенно расширяется диапазон лечебного воздействия и сокращаются сроки лечения
• не возникает лекарственная болезнь
• потенцируется действие большинства лекарственных веществ
• не наблюдается лекарственная зависимость
• отсутствуют побочные эффекты
• используются неинвазивные методы лечебного воздействия
• отмечается более длительный период ремиссии хронических заболеваний.



 
« Рахит и рахитоподобные состояния у детей   Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета »