Начало >> Справка >> Развитие ребенка >> Развитие ребенка в первый год жизни
  • детская

Развитие ребенка в первый год жизни

Возраст ребенка,
мес.

Поведенческие
реакции ребенка

Особенности
голосовых реакций
и речевого
развития

Особенности сенсорного восприятия и психологического развития

Особенности
двигательного
развития

1 неделя

Спит спокойно, просыпается для кормления или когда мокрый. Быстро засыпает

Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом

Жмурится и беспокоится при ярком свете. Поворачивает глаза к источнику света. Ребенок вздрагивает при громком звуке

Лежа на животе, поворачивает голову в сторону, руки и ноги согнуты и приведены к туловищу, тонус их повышен, преодолевается при пассивных движениях

1 месяц

Просыпается, если голодный или мокрый. Быстро засыпает. При общении ротовое внимание

Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом

Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание. Слуховое сосредоточение. На голос взрослого прекращает или изменяет плач

Лежа на животе, кратковременное приподнимание головы. Симметричное повышение сгибательного тонуса, преодолеваемого при пассивных движениях

2

Четкий ритм сна и бодрствования. Засыпает сразу. Спокойное бодрствование (если сыт и сухой). Улыбка при общении

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

Следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой. Слуховое сосредоточение

Лежа на животе, удерживает голову в вертикальном положении, но не постоянно. Спонтанное симметричное отведение рук в плечевых суставах и поднимание до горизонтального уровня. Легкое сопротивление пассивным движениям ног

3

Активное бодрствование, оживляется при общении

Крик с отчетливыми интонациями, певучее гуление

Плавно следит за игрушкой во всех направлениях. Поворот головы и глаз к источнику звука. Ребенок направляет руки к объекту

В вертикальном положении хорошо удерживает голову. Спонтанное симметричное отведение рук в стороны. Легкое сопротивление пассивным движениям ног

4

Ориентировочная реакция на общение предшествует оживлению

Певучее гуление и смех

Тянется к игрушке. Рассматривает свои руки. Ищет и находит источник звука в пространстве

Лежа на спине, при потягивании за руки приподнимает голову. Поворачивается со спины на бок. Хорошо удерживает голову и плечи лежа на животе. Полный объем пассивных и произвольных движений.

5

Ориентировочная реакция сменяется оживлением или реакцией страха

Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье

Переводит взгляд с предмета на предмет. Тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками. Тянет руку или игрушку в рот. Адекватные реакции на голос матери, на интонацию ее голоса

Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, на одну руку. На спине при потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок. Полный объем пассивных и произвольных движений

6

Четкая ориентировочная реакция, при виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей

Короткие звуки лепетания

Захватывает игрушку с любой стороны. Держит в каждой руке по предмету. Поворачивается на звук. Активное внимание

Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, на одну руку. Лежа на спине, садится или подтягивается за руку. Поворачивается со спины на живот. Удерживает ноги на весу в положении на животе

7

Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в общение. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Различает «своих» и «чужих»

Активный лепет

Узнает голос близких. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями, перекладывает предмет из руки в руку. Похлопывает рукой по игрушке

С помощью взрослых садится, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, стоит при поддержке. Поворачивается с живота на спину. Удерживает ноги на весу, лежа на спине.

8

Игровой контакт со взрослыми. Общение через жест и лепет. Хорошо различает «своих» и «чужих»

Активный интонационно - выразительный лепет

Отталкивание предмета. Кидает, стучит предметом о предмет, манипулирует 2—3 предметами, различает лица людей, знает свое имя

Садится и сидит, не опираясь. Становится на четвереньки. Ухватившись за опору, становится на колени. В положении на животе удерживает ноги на весу

9

Игровой контакт со взрослыми. Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста

В лепете разнообразие звуковых сочетаний, интонационно-мелодическая имитация фразы

Отвечает действием на словесные инструкции. Ищет спрятанную игрушку. Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами

Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с игрушками. Встает, ухватившись за опору. Переступает, поддерживаемый за руки

10

Проявление реакции неудовольствия на различные ситуации. Голосом сигнализирует о нуждах. Игровой контакт со взрослыми, подражает жестами

Подражание звукам и слогам. Разнообразие звуковых сочетаний, лепет слов

Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания». Вкладывает пальцы в отверстия под контролем глаза. Показывает части тела другого человека. Пальцевой захват игрушки

Стоит самостоятельно. Ходит, держась одной рукой

11

Реакция торможения при слове «нельзя». Выполняет некоторые просьбы. Избирательное отношение к окружающим. Понимает названия отдельных предметов

Подражание слогам и звукам. Выговаривает лепетные слова. Говорит «ма-ма», «да-де», «ба-ба» и др.

Выбрасывание игрушки из кровати, вкладывание пальцев в отверстия (на ощупь). Подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машины. Показывает части своего тела

Уверенно стоит без опоры. Приседает, ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры

12

Избирательное отношение к окружающим. Ребенок общается со взрослыми голосом, при помощи звукосочетаний. Подчиняется некоторым просьбам. Обращает внимание на лицо говорящего

Говорит 5—6 лепетных слов, выражена интонация просьбы. Соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами

Вкладывание одного предмета в другой. Открывает коробку, ящик. Узнает картинки. Пользуется ложкой по назначению.

Ходит без поддержки, приседает и встает

 
« Развитие моторных актов у детей первого года жизни   Распределение воды в организме в зависимости от гестационного возраста »